НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 04:41

Аукционы - это правильно

До конца ноября Гильдия управляющих и девелоперов (ГУД) объявит имя нового президент-электа. О выборах, изменениях в карьере и планах на будущее рассказывает кандидат на этот пост, генеральный директор Российского аукционного дома Андрей Степаненко.

Степаненко Андрей Николаевич
генеральный директор
АО «Российский аукционный дом»

До конца ноября Гильдия управляющих и девелоперов (ГУД) объявит имя нового президент-электа. О выборах, изменениях в карьере и планах на будущее рассказывает кандидат на этот пост, генеральный директор 

– Андрей Николаевич, в последнее время вокруг вас много разговоров: вы уходите с поста руководителя Фонда имущества Петербурга, участвуете в выборах в ГУД… Прокомментируйте, пожалуйста.

– Все правильно. Ухожу, переключаясь на более крупный и молодой бизнес (Российский аукционный дом), и действительно участвую в предвыборной гонке за пост президент-электа. Первое особо комментировать не хотелось бы. Я восемь лет посвятил Фонду имущества, практически с нуля организовал систему аукционной продажи недвижимости. Вложил в эту работу всего себя. Убеждал рынок, что аукционы — это круто, правильно, за ними будущее. И это удалось, причем не только в отдельно взятом регионе. К нам прислушались и федеральные власти, и администрации других субъектов РФ.

Наша команда участвовала в разработке нормативной базы по реализации госимущества. Мы старались влиять, и порой весьма успешно, на принятие решений исполнительной власти. Получилось запустить и поставить на поток продажу разных видов городской собственности: помещений (причем напомню, что начинали мы с затопленных подвалов на окраинах), аварийных зданий, участков для реализации инвестпроектов и ИЖС, множества сложных объектов. Бюджет Петербурга заработал десятки миллиардов рублей.

Но нужно двигаться дальше. Сейчас для меня это дальнейшее развитие и становление РАД и выборы.

– Вы не собираетесь перебираться в Москву или Московскую область?

– В Московскую область — категорически нет, переезда в столицу тоже хотелось бы избежать. Я живу в Петербурге, мои дети здесь учатся, и ничего менять не собираюсь.

Разумеется, с открытием московского офиса я стал чаще бывать в столице, но это только командировки. РАД изначально создавался как федеральная структура, а она должна активно работать в Москве. Нужно обязательно быть ближе к власти, к деньгам, к крупному бизнесу.

Я доволен тем, как наше столичное подразделение постепенно усиливает позиции и на московском рынке, и на российском. При этом петербургское представительство, безусловно, сохраняется. У нас хороший коллектив, который стоял у истоков компании, он будет работать как по местным проектам, так и по федеральным.

– Перейдем к выборам. Зачем вам пост в ГУД?

– Как руководитель крупной компании, работающей в сфере недвижимости, я знаю обо всех сложностях, подводных камнях рынка. И заинтересован в том, чтобы их стало меньше. Я понимаю, как это делать, но одному человеку, даже полному энтузиазма, желания и задора, справиться крайне нелегко. «Дайте мне точку опоры, — говорил Архимед, — и я сдвину Землю». Я чувствую примерно то же. Полномочия президент-электа ГУД позволят мне всерьез заняться накопившимися проблемами.

– И что это за проблемы?

– Они известны каждому члену Гильдии, да и любому участнику рынка: административные барьеры, закрытые для широкого круга участников схемы работы по госконтрактам. Об этом много говорят, но позитивных сдвигов нет. Как только открывается «единое окно», появляются новые препоны, для преодоления которых нужно еще несколько «окон». C отменой одного согласования возникают очередные требования и т. п.

Нужно менять правила работы на рынке. Это необходимо для развития Гильдии в целом и любому члену ГУД, в частности, например, мне как руководителю РАД. Такая личная заинтересованность — одна из важнейших составляющих будущей эффективной работы.

– Как вы собираетесь менять систему?

– Для этого нужно усилить позиции ГУД на рынке, сделать ее по-настоящему значимым игроком отрасли.

Если говорить о заявленных мной задачах, то для их решения необходимо активно взаимодействовать с органами законодательной и исполнительной власти и на уровне федерации, и в регионах. Исходя из опыта работы в коммерческих и государственных структурах я убежден: без общения с властью проблемы рынка не решить. Мы находимся не в обособленном пространстве, где сами диктуем правила игры, но мы в силах повлиять на происходящее, на формирование среды.

Для этого нужно идти на диалог с властью, например выйти на уровень Комитета по собственности Госдумы, участвовать в обсуждении законопроектов в министерствах, вносить свои предложения, рассказывать властям о существующих проблемах и реалиях рынка.

Учитывая количество и значимость проектов компаний — членов ГУД, думаю, мы в состоянии добиться, чтобы законы, влияющие на сферу недвижимости, принимались только после всестороннего обсуждения с Гильдией. Я лично буду заниматься этими вопросами. Готов ходить по кабинетам чиновников разного уровня, убеждать их в нашей правоте. Я умею это делать, понимаю, на какие «точки» нажать, что предложить.

– Если представить, что власть готова идти на контакт, какие именно законы и решения стоит обсуждать в первую очередь?

– Переход от принципов работы, продиктованных 94‑ФЗ «О госзаказе», к Федеральной контрактной системе. Это очень важная тема. О несовершенстве существующих порядков известно любому, кто сталкивался с госконтрактами. Профессиональные компании, входящие в ГУД (оценочные, консалтинговые, управляющие недвижимостью), проигрывают в конкурсах по 94-ФЗ, потому что критерием отбора победителя является предлагаемая цена, а не профессионализм участников. Учитывая объем заказов и их стоимость, задачу нужно решать как можно быстрее. Промедление здесь — это, если можно так сказать, упущенная выгода членов Гильдии.

– В чем заключается ваша предвыборная кампания?

– Ее отправная точка: необходимость вывести ГУД на новый уровень влияния на рынке недвижимости и в стране в целом, повысить статус партнерства и его значимость, в том числе и внутри организации.

У ГУД огромный, но, к сожалению, неиспользуемый потенциал. Посмотрите на список членов Гильдии, на ее руководство! Это крупнейшие структуры и профессионалы. При желании они могут целиком и полностью изменить ситуацию на рынке, стать неким монополистом, который имеет право диктовать свои условия и выдвигать требования. Однако до сих пор этого почему-то не случилось.

Сейчас необходимо организовать всех, выступить единым фронтом, и мы будем просто обречены на успех. Гильдия может и должна стать объединяющей силой для всех игроков рынка недвижимости и компаний, деятельность которых так или иначе с ним связана: строителей, риэлторов, оценщиков, ритейлоров, банкиров, юристов, страховщиков, аудиторов, лизинговых компаний и пр.

– Что вы имеете в виду, говоря о повышении статуса Гильдии для ее членов?

– Гильдия должна стать полезной для компаний, которые в нее входят. Нужно, чтобы люди стремились войти в это сообщество, чтобы членство в нем было престижным и почетным и сулило некие выгоды: помощь в поиске партнеров, выход на новые рынки, дополнительный пиар и т.п. Именно поэтому одно из моих предвыборных обещаний – осуществить ряд проектов для популяризации услуг членов ГУД, создать ресурсы для продвижения компаний, входящих в состав партнерства.

– Вы полагаете, что Гильдии необходимы внутренние реформы. О чем речь?

– Я предлагаю провести ребрендинг партнерства. Прежде всего, его надо переименовать в Российскую гильдию управляющих и девелоперов (РГУД). Это позволит четко позиционировать Гильдию как крупнейшее в стране профессиональное сообщество. Усиление бренда подчеркнет значимость организации как влиятельного объединения и на рынке недвижимости, и на государственном уровне. Правильным будет и усиление позиций в Москве: без этого невозможно реально влиять на рынок. В состав Гильдии предстоит привлечь солидные столичные компании, наладить взаимодействие с правительствами Москвы и Московской области. Считаю необходимым перенести в столицу и форум PROEstate, обеспечив участие в нем федеральных и московских властных структур: профильных министерств, комиссий Госдумы, Росимущества и пр. Нужно обратить на него внимание всех лидеров девелоперского сообщества, российских и международных инвестиционных структур.

– Какие еще вопросы вы считаете первостепенными?

– Важная тема — обучение. Дефицит профессиональных кадров, всесторонне образованных специалистов ощущается и в сфере недвижимости. Я намерен продвигать идею создания современного центра знаний и инноваций, где практики передавали бы навыки молодым специалистам.

Кроме того, сейчас у Гильдии есть все необходимое для создания современного Института градостроительства (урбанистики), который выпускал бы специалистов по девелопменту и по вопросам развития и функционирования городов. На базе ГУД можно создать и Национальный экспертный совет по недвижимости, состоящий как из практиков, так и из теоретиков.

– Как вы боретесь за электорат?

– Провожу встречи, конференции. Объясняю, что нужно и что можно делать. Обсуждаю волнующие наше сообщество проблемы и пути их решения. Учитывая, что они во многом схожи, предлагаю на будущее такой вариант работы: взять один случай и на его примере создать некий алгоритм разрешения сложной ситуации, прецедент и одновременно пример для коллег. Для реализации своих замыслов обещаю использовать только опробованные и понятные схемы.

– Что сейчас происходит в РАД? Как будет развиваться ваше сотрудничество с Фондом имущества?

– РАД активно развивается. На днях мы зарегистрировали шестое представительство — в Тюмени, официальное открытие состоится на этой неделе.

У нас есть совместные проекты с Фондом имущества Петербурга, которые, надеюсь, продолжатся.

«ОТ» досье Андрей Степаненко родился в Ленинграде в 1972 году. По первой профессии — техник-судомеханик. С отличием закончил Государственную морскую академию им. Макарова, а затем — факультет менеджмента в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов. В 1996–1999 гг. занимался риэлторским бизнесом. Затем работал в структурах КУГИ. На должность генерального директора Фонда имущества был назначен весной 2004‑го. Осенью 2009‑го выступил инициатором создания РАД и возглавил Аукционный дом. Андрей Степаненко женат, воспитывает троих детей. В свободное время играет в футбол, рыбачит, охотится.

Мнения экспертов

Павел Гончаров, 
исполнительный директор ГУД:

– Сейчас в Гильдии идет серьезная реструктуризация, касающаяся прежде всего региональной деятельности, меняется работа экспертных советов и комитетов. Поэтому выбранный в ноябре президент-элект будет участвовать в подготовке обновленной структуры партнерства. Ему придется активно подключиться и к текущим делам, так как нынешний глава ГУД Максим Соколов, став министром транспорта РФ, из-за своей занятости не может уделять должного внимания руководству общественной организацией.

Приоритетная задача сохраняется: каждый член сообщества должен понимать, что он часть организации, которая борется за его интересы. На мой взгляд, будущему руководителю необходимо уделить внимание еще и построению системы обучения, стандартизации различных сегментов рынка недвижимости, развитию региональных представительств и, конечно, привлечению инвестиций в проекты членов организации.

В этом году на должность президент-электа у нас впервые претендуют два кандидата: Вера Сецкая и Андрей Степаненко. У каждого свои сильные стороны, каждый может принести большую пользу объединению. Их кандидатуры предложил президиум Гильдии. Вера Сецкая руководит крупной компанией, развивает региональные проекты, привлекает инвестиции, в том числе и иностранные. Она активно участвовала во многих образовательных программах Гильдии.

Андрей Степаненко в Петербурге известен больше, хотя с недавних пор он активно развивает РАД и в Москве. Его профессионализм, знание рынка, база контактов по девелоперам, регионам и инвестиционным структурам могут оказаться весьма полезными для Гильдии. Тем более задачи РАД и ГУД во многом схожи.

Юрий Борисов,
вице-президент ГУД, управляющий партнер «АйБи ГРУПП»:

– Основная цель будущего президента — по всем формальным признакам сделать ГУД всероссийской. Де-факто мы уже превратились в такую организацию, де-юре — нет. С этой задачей связана и вторая — стать явным выразителем профессионального лобби в России в законотворчестве и в работе с регионами. Мы стараемся формировать рынок, но и следуем за ним.

Структура ГУД за десять лет усложнилась, появился серьезный орган — совет Гильдии, много поправок внесено в уставные документы. Мне кажется, мы стали интереснее для бизнеса, а чем интереснее, тем больше будет претендентов на этот пост. Однако нас с моим партнером Сергеем Игониным беспокоит количество вице-президентов в Гильдии. Оно растет механически, и все эти люди могут выступать от имени союза. Это не противоречит уставу и стратегии, но нам кажется, что рынок не совсем понимает, зачем их так много. Произошла девальвация статуса вице-президента, поэтому мы — за реформирование структуры союза. С программами претендентов знаком, но чтобы не влиять на выбор коллег, комментировать их не буду. Обе кандидатуры достойные. Думаю, выбор членов сообщества будет непростым.

Александр Ольховский, 
вице-президент ГУД, управляющий директор — вице-президент ОАО «Банк ВТБ»:

– На мой взгляд, обе программы достойные и сильные. По некоторым пунктам они пересекаются, но от этого не становятся хуже. И будет здорово, если их удастся реализовать.

До подведения итогов выборов некорректно говорить о задачах, которые необходимо решать будущему руководителю, поэтому я воздержусь от комментариев. Для меня важнее другое. Сейчас участники рынка имеют возможность выбирать руководителя из двух кандидатур. Это очень важный шаг в развитии Гильдии как демократического субъекта. В рамках общественной организации возникает конкурентная борьба за пост президент-электа. Интересно, что победитель сможет воплотить идеи разных людей.

Александр Шарапов,
вице-президент ГУД, президент NAI Becar:

– В Гильдии уже более 300 компаний, и мне кажется, надо давать членам сообщества больше информации о возможностях взаимодействия, например, в виде некой системы внутренних рекомендаций. Благодаря им фирмы смогут выбрать более успешных контрагентов и партнеров.

Мы вместе с исполнительной дирекцией должны более активно работать с властью, решая конкретные проблемы компаний. Впоследствии успешный алгоритм можно экстраполировать на любой российский регион.

Надо привлекать членов союза к обсуждению нормативных актов, к разработке законодательных инициатив, а наиболее активным участникам дать полномочия руководить экспертными группами по злободневным для них темам, предоставить возможность быстро и без проволочек создавать такие группы на общее благо. Я считаю, такая схема работы должна носить заявочный характер.

Многие из этих вопросов мы обсуждали с Андреем Степаненко, и он учел их в своей программе.

Мне симпатичны оба кандидата, но по духу ближе позиция г‑на Степаненко. С Верой Сецкой мы много спорили о том, насколько нашему союзу нужно взаимодействие с властью. Она считает, что сегодня невозможно работать с госорганами. А мне трудно представить девелоперскую компанию, которая не сталкивается с чиновниками. Я не понимаю, как это можно сделать не только в России, но и в развитых странах. Например, такие структуры, как IREM, Национальная ассоциация риэлторов США, ФИАБСИ и др., весьма активно сотрудничают с властью, помогая тем самым своим членам в контактах. Общественная организация должна улучшать жизнь своих подопечных, комплексно и системно решая возникающие проблемы. Мы создавали ГУД в том числе и для того, чтобы народ не выходил на Болотную площадь, а имел инструментарий для работы с чиновниками.

Мне очень приятно, что сегодня в Гильдии активно обсуждают программы претендентов.

Надеюсь, такое соперничество достойных профессионалов станет доброй традицией.

Михаил Возиянов, 
генеральный директор ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург», полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Петербурге и Ленобласти, член президиума ГУД:

– Гильдия создала очень хорошую базу в выставочной и образовательной деятельности, организации контактов внутри строительной отрасли, в выработке стандартов и классификаций объектов недвижимости. Сейчас появилась возможность сделать следующие шаги. Прежде всего, на мой взгляд, важно повысить статус ГУД как организации, которая представляет широкий круг профессионалов рынка недвижимости: девелоперов, подрядчиков, управляющих, архитекторов, риэлторов, консультантов. Работа в этом направлении в сотрудничестве с властями позволит использовать накопленные знания и опыт для дальнейшего развития.

Претенденты на пост президент-электа представили свое видение. Программа Андрея Степаненко в основном ориентирована на расширение взаимодействия с властями, более серьезное (федеральное) развитие союза, практическое решение задач членов сообщества, а также вопросы повышения эффективности аппарата Гильдии. В программе Веры Сецкой упор делается в большей степени на эволюционное развитие организации.