Объем продаж превосходит наши ожидания
Петербургское подразделение шведского концерна NCC завершает вторую очередь жилого комплекса «Шведская крона». Вскоре фирма планирует запустить в Петербурге еще два жилых проекта. О том, как скандинавские строители адаптировались на местном рынке, рассказывает генеральный директор «NCC Жилищное строительство (Россия)» Юусо Хиетанен.
![Хиетанен Юусо Хиетанен Юусо](https://admin.nsp.ru/storage/medialibrary/1808/conversions/Хиетанен-Юусо--cropped-common-1588813152.jpg)
Хиетанен Юусо
Bonava
Петербургское подразделение шведского концерна NCC завершает вторую очередь жилого комплекса «Шведская крона». Вскоре фирма планирует запустить в Петербурге еще два жилых проекта. О том, как скандинавские строители адаптировались на местном рынке, рассказывает генеральный директор «NCC Жилищное строительство (Россия)» Юусо Хиетанен.
– Чего удалось достичь за последний год?
– Мы еще в самом начале пути. Заканчиваем первую очередь первого самостоятельного проекта. Делаем первые шаги в реализации новых. Но самое главное достижение — положительные отзывы покупателей. Мы довольны объемами продаж, но сложившееся позитивное мнение о компании важнее. Кроме того, наше сотрудничество с госорганами становится все плодотворнее.
– С этим были проблемы?
– Не могу сказать — «проблемы», но сложностей хватало. Строительные нормы такие, какие они есть. Современные технологии (например, энергоэффективные решения) не всегда вписываются в эти правила. Тем более что проект должен оставаться рентабельным. Но сейчас наше взаимодействие с согласующими и контролирующими органами стало более конструктивным. Многие решения удается воплотить в жизнь.
– Отставаний по срокам нет?
– Мы соблюдаем графики работ на площадках. Объем продаж даже несколько превосходит наши ожидания: реализация идет быстрее, чем планировали. А вот по объемам инвестиций мы немного отстали. Чтобы вкладывать деньги в новые проекты, необходимо провести исследования, выполнить полный анализ документов. Поэтому и задерживаемся.
– Какими будут ваши новые проекты?
– Концепция «Шведской кроны» оказалась удачной. Будем использовать этот опыт. Для нас важно создавать комфортную среду в жилых комплексах. Сейчас мы рассматриваем возможность приобрести или арендовать участок, на котором могли бы реализовать такую концепцию. На изучение участка уходит много времени. Ожидания владельцев земли зачастую отличаются от наших: у нас разное представление о том, что и в каком объеме можно построить.
Отсюда и разное понятие о цене. Продавцы пытаются представить максимальное число квадратных метров. Наши же концепции рассчитаны на оптимальные для комфортного проживания, а не на максимальные площади.
Такие разногласия — нормальное дело. Правда, в других странах нет возможности варьировать площадь будущего объекта, она жестко задана заранее.
Пока мы анонсировали многоэтажный проект «Эланд» и среднеэтажный комплекс «NCC Вилладж».
– Компания заявляла, что собирается выходить на новые рынки…
– Сейчас наша ключевая деятельность в Петербурге — жилищное строительство. Кроме того, мы активно участвуем в разных проектах в качестве подрядчиков, в том числе и в дорожном строительстве. К самостоятельным проектам в коммерческой недвижимости пока присматриваемся.
– Как вы оцениваете перспективы жилищного рынка Петербурга?
– Спрос будет решающим фактором. Потребность петербуржцев в жилье мы оцениваем, как самую высокую среди европейских городов. И мы понимаем, что должны присутствовать на этом рынке сейчас и в долгосрочной перспективе именно из-за высокого спроса и значительного потенциала. Как изменится рынок в каждом из сегментов, сказать сложно. Здешнее разделение на «эконом», «комфорт», «бизнес» и т. д. я считаю несколько искусственным.
В Петербурге все начинается со здания. В зависимости от его параметров жилье позиционируется в том или ином классе. При этом неважно, кто приобретает жилье. В других странах классификация иная. Европейские системы как раз ориентируются на покупателя. И наша компания исходит из его потребностей в экологичном, комфортном, качественном жилье, а не из классификации, которая была составлена когда-то. Сложно определить класс наших объектов, хотя клиенты — это в основном люди со средним и выше среднего достатком.
– В ходе очередных потрясений в мировой экономике у ваших покупателей останутся деньги?
– Мы работаем не на пятилетнюю, а на 50‑летнюю перспективу. В России высокий потенциал спроса. Обеспеченность жильем до сих пор довольно низкая, старый фонд ветшает, высокий уровень миграции. Безусловно, какие-то макроэкономические спады и периоды стагнации заставляют людей повременить с покупкой жилья, но они все равно это сделают. Россия отличается от других стран еще и тем, что экономические колебания побуждают людей инвестировать именно в недвижимость.
– Есть ли у вас проект-мечта?
– Это проект с неограниченным бюджетом! Когда, не задумываясь о затратах, можно построить фантастический объект на самом прекрасном участке, привлекая лучших архитекторов и проектировщиков. Протестировать новые технологии или концепции. Применить самые новаторские решения, которые мы не можем себе позволить, поскольку это слишком дорого.
Это был бы целый район на площади не менее 50 га, в котором было бы сосредоточено все, что необходимо для комфортного обитания: жилье, коммерческие объекты, социальная инфраструктура и т. д. Квартал, из которого людям не приходилось бы куда-то выезжать, где до работы можно пробежаться или доехать на велосипеде…
Подобные проекты уже есть, например в Хельсинки. На большой территории собираются четыре-пять компаний, зачастую конкурирующих, и реализуют проект вместе с государством. Это весьма рискованное мероприятие. Здесь заложено много рисков, в том числе политических и инженерных.