Объем продаж превосходит наши ожидания
Петербургское подразделение шведского концерна NCC завершает вторую очередь жилого комплекса «Шведская крона». Вскоре фирма планирует запустить в Петербурге еще два жилых проекта. О том, как скандинавские строители адаптировались на местном рынке, рассказывает генеральный директор «NCC Жилищное строительство (Россия)» Юусо Хиетанен.
Хиетанен Юусо
Bonava
Петербургское подразделение шведского концерна NCC завершает вторую очередь жилого комплекса «Шведская крона». Вскоре фирма планирует запустить в Петербурге еще два жилых проекта. О том, как скандинавские строители адаптировались на местном рынке, рассказывает генеральный директор «NCC Жилищное строительство (Россия)» Юусо Хиетанен.
– Чего удалось достичь за последний год?
– Мы еще в самом начале пути. Заканчиваем первую очередь первого самостоятельного проекта. Делаем первые шаги в реализации новых. Но самое главное достижение — положительные отзывы покупателей. Мы довольны объемами продаж, но сложившееся позитивное мнение о компании важнее. Кроме того, наше сотрудничество с госорганами становится все плодотворнее.
– С этим были проблемы?
– Не могу сказать — «проблемы», но сложностей хватало. Строительные нормы такие, какие они есть. Современные технологии (например, энергоэффективные решения) не всегда вписываются в эти правила. Тем более что проект должен оставаться рентабельным. Но сейчас наше взаимодействие с согласующими и контролирующими органами стало более конструктивным. Многие решения удается воплотить в жизнь.
– Отставаний по срокам нет?
– Мы соблюдаем графики работ на площадках. Объем продаж даже несколько превосходит наши ожидания: реализация идет быстрее, чем планировали. А вот по объемам инвестиций мы немного отстали. Чтобы вкладывать деньги в новые проекты, необходимо провести исследования, выполнить полный анализ документов. Поэтому и задерживаемся.
– Какими будут ваши новые проекты?
– Концепция «Шведской кроны» оказалась удачной. Будем использовать этот опыт. Для нас важно создавать комфортную среду в жилых комплексах. Сейчас мы рассматриваем возможность приобрести или арендовать участок, на котором могли бы реализовать такую концепцию. На изучение участка уходит много времени. Ожидания владельцев земли зачастую отличаются от наших: у нас разное представление о том, что и в каком объеме можно построить.
Отсюда и разное понятие о цене. Продавцы пытаются представить максимальное число квадратных метров. Наши же концепции рассчитаны на оптимальные для комфортного проживания, а не на максимальные площади.
Такие разногласия — нормальное дело. Правда, в других странах нет возможности варьировать площадь будущего объекта, она жестко задана заранее.
Пока мы анонсировали многоэтажный проект «Эланд» и среднеэтажный комплекс «NCC Вилладж».
– Компания заявляла, что собирается выходить на новые рынки…
– Сейчас наша ключевая деятельность в Петербурге — жилищное строительство. Кроме того, мы активно участвуем в разных проектах в качестве подрядчиков, в том числе и в дорожном строительстве. К самостоятельным проектам в коммерческой недвижимости пока присматриваемся.
– Как вы оцениваете перспективы жилищного рынка Петербурга?
– Спрос будет решающим фактором. Потребность петербуржцев в жилье мы оцениваем, как самую высокую среди европейских городов. И мы понимаем, что должны присутствовать на этом рынке сейчас и в долгосрочной перспективе именно из-за высокого спроса и значительного потенциала. Как изменится рынок в каждом из сегментов, сказать сложно. Здешнее разделение на «эконом», «комфорт», «бизнес» и т. д. я считаю несколько искусственным.
В Петербурге все начинается со здания. В зависимости от его параметров жилье позиционируется в том или ином классе. При этом неважно, кто приобретает жилье. В других странах классификация иная. Европейские системы как раз ориентируются на покупателя. И наша компания исходит из его потребностей в экологичном, комфортном, качественном жилье, а не из классификации, которая была составлена когда-то. Сложно определить класс наших объектов, хотя клиенты — это в основном люди со средним и выше среднего достатком.
– В ходе очередных потрясений в мировой экономике у ваших покупателей останутся деньги?
– Мы работаем не на пятилетнюю, а на 50‑летнюю перспективу. В России высокий потенциал спроса. Обеспеченность жильем до сих пор довольно низкая, старый фонд ветшает, высокий уровень миграции. Безусловно, какие-то макроэкономические спады и периоды стагнации заставляют людей повременить с покупкой жилья, но они все равно это сделают. Россия отличается от других стран еще и тем, что экономические колебания побуждают людей инвестировать именно в недвижимость.
– Есть ли у вас проект-мечта?
– Это проект с неограниченным бюджетом! Когда, не задумываясь о затратах, можно построить фантастический объект на самом прекрасном участке, привлекая лучших архитекторов и проектировщиков. Протестировать новые технологии или концепции. Применить самые новаторские решения, которые мы не можем себе позволить, поскольку это слишком дорого.
Это был бы целый район на площади не менее 50 га, в котором было бы сосредоточено все, что необходимо для комфортного обитания: жилье, коммерческие объекты, социальная инфраструктура и т. д. Квартал, из которого людям не приходилось бы куда-то выезжать, где до работы можно пробежаться или доехать на велосипеде…
Подобные проекты уже есть, например в Хельсинки. На большой территории собираются четыре-пять компаний, зачастую конкурирующих, и реализуют проект вместе с государством. Это весьма рискованное мероприятие. Здесь заложено много рисков, в том числе политических и инженерных.