Мы создаем город в городе
В лофт-квартале DOCKLANDS продана половина выведенных на рынок апартаментов. С сентября застройщик повысил цены. В ближайшее время стартуют продажи в другом лофт-проекте компании на Васильевском острове. Об особенностях нового формата рассказала директор по продажам УК DOCKLANDS Екатерина Запорожченко.
Запорожченко Екатерина Сергеевна
Docklands Development
В лофт-квартале DOCKLANDS продана половина выведенных на рынок апартаментов. С сентября застройщик повысил цены. В ближайшее время стартуют продажи в другом лофт-проекте компании на Васильевском острове. Об особенностях нового формата рассказала директор по продажам УК DOCKLANDS Екатерина Запорожченко.
– Продавать апартаменты вы начали в декабре прошлого года. Сколько успели реализовать, довольны ли результатами?
– Конечно, довольны. Мы продали чуть больше половины из 386 апартаментов. И случаи, когда у нас приобретают по несколько объектов, — скорее правило, чем исключение. Зачастую покупают себе и детям или для себя и для сдачи в аренду.
– В прошлом году вы заявляли 527 апартаментов, сейчас — 386. Сколько их будет в проекте?
– В первой очереди — два здания на 386 апартаментов, во второй — еще один корпус на 54 апартамента, а также гостиница и два бизнес-центра. В первоначальной концепции студий было больше, чем сейчас. Но когда стал расти спрос на варианты от 60 кв.м, мы изменили проект и повторно прошли экспертизу. Теперь студии и небольшие «единички» занимают с четвертого по восьмой этажи, выше — более просторные апартаменты. Чтобы разделить разные потоки, мы предусмотрели систему контроля доступа в холлы и на каждый этаж (специальные карты), благодаря которой собственник может попасть только на свой уровень.
К Новому году заканчиваем первый корпус и начинаем устанавливать там окна, работы должны завершиться к середине марта. К этому времени должен быть подведен под крышу второй корпус, начнем отделывать фасады. Основные работы завершим к середине 2017-го.
– Какова доля инвестиционных покупок?
– Примерно половина. Инвесторы условно делятся на две группы: одни планируют сдавать апартаменты в аренду, другие — перепродать. Но и те и другие считают, что комплекс предназначен для постоянного проживания. Даже те, кто хочет сдавать апартаменты, рассчитывают на долгосрочные отношения с арендатором.
Для аренды чаще берут студии и небольшие «единички». Для себя предпочитают более просторные варианты — от однокомнатных в 50 кв.м до четырехкомнатных апартаментов размером от 100 «квадратов».
– Кто ваши покупатели, откуда они?
– Они разные. Мы изначально рассчитывали охватить широкий круг клиентов — от бизнесменов и чиновников до врачей и учителей. Среди них довольно много семейных пар, покупающих жилье для себя и детей, а также инвесторов. Много приезжих: Северо-Западный регион (Мурманск, Архангельск), Алтайский край, Урал, Тюмень, Нефтеюганск, Сургут. Немало москвичей, есть немцы, американцы и даже представители Кувейта. Кстати, для иностранцев апартаменты — понятный и прозрачный формат, они охотно вкладываются в такие проекты.
– В этом году у всех застройщиков наблюдается спад продаж. Насколько он коснулся вашего проекта?
– По сравнению с летом сделок стало немного меньше, это было ожидаемо. Но судя по переговорам, которые мы ведем, интерес к проекту не угасает. Многие ждут изменения курса валют, новогодних премий, а также акций и подарков от застройщика. Чтобы поддержать покупателей в условиях сложной экономики, мы готовим совместную ипотечную программу с одним из банков — планируем субсидировать ипотеку на 36 месяцев под 9,9%. Первые три года льготной ипотеки позволят клиенту дождаться окончания строительства, въехать в новыйдом, не тратясь на аренду жилья, и продать свою прежнюю квартиру. И конечно, мы готовим новогодние подарки.
– Вы предлагаете два типа жилья: с отделкой «под ключ» и без нее. Что больше покупают?
– С отделкой. Дизайн-проекты апартаментов разработаны немецким бюро Zukauskas Architects и включают не только подбор отделочных материалов, но и предметы мебели от европейских производителей. Услуга «под ключ» стоит 10 000 рублей за 1 кв.м. Она особенно удобна для тех, кто нацелен на сдачу в аренду.
Несколько клиентов выбрали эксклюзивную отделку от компании Andrew Martin, для них разрабатывают индивидуальные дизайн-проекты в стиле «лофт». Покупатели, которые хотят воплотить собственные фантазии, берут апартаменты с предчистовой отделкой.
– На старте цены начинались от 76 000 рублей за кв.м, с отделкой «под ключ» — от 100 000. Насколько вы их повысили?
– От 10 до 50% в зависимости от типа апартамента, вида из окон и этажа. Сейчас минимальная стоимость трехкомнатного варианта — 102 500 руб./кв.м, студии — 126 500, средняя цена по комплексу — от 140 000 рублей за метр.
– Концепцию проекта не меняли? Не хотите ли один из бизнес-центров или отель переделать под апартаменты?
– Пока нет. Комплекс как раз интересен многофункциональностью: живи, работай и отдыхай в одном месте. Фактически мы создаем город в городе, квартал с собственной инфраструктурой и бизнес-пространством.
– Так все же: вы строите жилье или апартаменты?
– Мы строим новый формат недвижимости. Наши апартаменты предназначены для постоянного проживания. Мы делаем серьезный упор на создание комфортной среды. В первой очереди появятся кафе, фитнес-центр и детский клуб, во второй добавится панорамный ресторан от Ginza Project с летней террасой на крыше, а также плавательный бассейн на 25 метров.
– Конкуренция среди апарт-проектов усиливается. В апреле начались продажи в комплексе «Башни Беринга». У них более выгодная локация — рядом с метро. Вы почувствовали отток клиентов?
– На нас это никак не отразилось. Наши проекты нельзя сравнивать, у нас совершенно иные ниша и концепция. DOCKLANDS — проект бизнес-класса с современной инженерией и технологиями, выполненный в стиле «лофт». «Башни Беринга» имеют совсем другие характеристики. Кроме формата, у нас нет ничего общего.
– Требования к апартаментам ужесточаются…
– Нас это не коснулось. Под детский сад мы отвели 800 «квадратов» в апарт-отеле, число мест в нем рассчитано по нормативам жилых помещений. Но если вдруг он не будет востребован жителями, на Васильевском острове найдется достаточно желающих, которые захотят привести сюда своих детишек. Помещение простаивать не будет.
То же и с парковочными местами. Подземный паркинг на 141 место уже готов, помимо этого планируется отапливаемый наземный многоуровневый паркинг, в котором будут также места для мотоциклов и велосипедов, кладовые с тележками для багажа и автомойка. Для гостей предусмотрена отдельная стоянка.
Здания будут оснащены финскими лифтами KONE. Предусмотрены централизованная система кондиционирования, возможность регулировать температуру и влажность в каждой комнате. Технология «пассивного дома», а также панорамные окна с двухкамерными стеклопакетами (заказаны на бельгийском заводе Reynaers Aluminium) позволят минимизировать коммунальные платежи за тепло и электричество. Сегодня на Васильевском острове нет ни одного объекта с такой концепцией и таким набором инженерии. Насколько мне известно, их нет и в планируемых проектах.
– Насколько подорожал проект в связи со скачком курсов валют?
– Мы многое успели купить до повышения курса. Мы заключили контракты со многими поставщиками импортных материалов и оборудования. К примеру, с датской фирмой Petersen Tegl — на закупку клинкерного кирпича. На протяжении трех веков этот завод принадлежит одной семье, у них мандат на производство кирпича с 1791 года. Мы были на заводе, то, что они делают, — это практически ручная работа. Первая партия уже привезена. Оплачены контракты на поставку импортных окон и лифтов. Так что самую затратную часть проекта мы закрыли еще до падения рубля.
В целом проект подорожал примерно на 50%. Но мы не собираемся отказываться от заявленных опций. Готовы поступиться частью прибыли, чтобы оставить неизменным изначально выбранный уровень.
– Помещения в бизнес-центрах будете продавать или сдавать?
– Мы планируем их сдавать. Но желающие могут уже сейчас купить офисы от 30 до 135 кв.м на первых трех уровнях одного из корпусов апарт-отеля.
Кстати, во второй очереди будут двухуровневые помещения с потолками 6 метров, где на первом этаже можно организовать рабочее пространство, а на втором — жилье. У них будет отдельный вход с улицы.
– В прошлом году вы планировали сдавать часть офисов в почасовую аренду. Идея сохраняется?
– Да, мы хотим создать бизнес-пространство, которое можно назвать «офис на день», или коворкинг. Учитывая богатую инфраструктуру, эта услуга, на наш взгляд, будет востребована.
– Начали ли продавать коммерческие помещения в первых двух зданиях с апартаментами? Как будете регулировать их использование?
– Мы их почти все распродали, осталось одно за 150 000 руб./кв.м. По функции ограничений нет. Здесь появятся салон красоты, адвокатское бюро, нотариальная контора, аптека и пр. Собственники встроек знают, что комплекс будет закрытым. Это не значит, что мы ограничим число гостей, но плотного трафика, как у метро, здесь точно не будет.
Особо хочу подчеркнуть, что основные объекты инфраструктуры (ресторан, кафе, фитнес-центр и детский клуб) будут запущены сразу после завершения строительства комплекса, поскольку управление ими берет на себя застройщик.
– Когда планируете начать продажи мест в паркинге?
– Ближе к Новому году, когда получим документы на регистрацию гаражного кооператива.
Парковочные места предлагаем в первую очередь владельцам больших (от 60 кв.м) помещений, но и собственники скромных по размеру апартаментов имеют возможность купить их, у нас уже сформировался лист ожидания.
– Выбрали оператора для управления отелем?
– Да, это известный международный гостиничный оператор, договор подписан, но его имя пока не разглашается. Отель будет на три «звезды».
– В каком состоянии строительство второй очереди «Новой Истории»?
– Здание, в котором будет супермаркет и панорамный ресторан, уже подведено под крышу. Думаю, сдадим его в первом квартале 2016-го.
Получено разрешение на строительство второй очереди (см. материал на стр. 11).
– Почему не стали выводить на рынок проект в Румболово?
– У нас все готово, включая проектную документацию и разрешение на строительство. Сейчас ведем переговоры с банками о проектном финансировании.
– У вас довольно большой земельный банк. Как собираетесь им распорядиться?
– Только строить.