НАШ ЦИТАТНИК: «Снижение цены для застройщика - путь в тупик: всегда найдется тот, кто предложит еще дешевле. У покупателей возникают демпинговые ожидания: цена упала, может, еще подождать? Растет недоверие: цена падает - значит, у компании какие-то проблемы?..» Максим Жабин

11 ноября, 17:07

Власть не умеет системно решать городские проблемы

13 ноября 2016 в 21:00

Отношения Смольного и строителей складываются непросто. Главный ресурс города — земля. Строители вкладывают свои компетенции, время, привлекают средства граждан. И обе стороны друг другом, как правило, недовольны. Можно ли сделать этот процесс более эффективным? Об инвестициях и протестах, о стоимости ошибок рассуждает генеральный директор компании «Строительный трест» Евгений Резвов.

Резвов Евгений Георгиевич
Резвов Евгений Георгиевич
основатель
ГК «ТРЕСТ»

В этом году в Петербурге сдадут в эксплуатацию около 3 млн кв.м жилья. Если средняя цена, по данным аналитиков, около 100 тысяч за квадрат — это 300 миллиардов рублей частных инвестиций! Эти средства вложили дольщики, но привлекли их в строительство — застройщики. С них уплачены налоги, на эти деньги построено не только жилье, но и детские сады, и школы, спроектированы дороги… И это далеко не все: каждый рубль, вложенный в строительство, притягивает еще 5 рублей: энергетика, транспорт, производство стройматериалов…

Год назад губернатор Георгий Полтавченко заявил: «Инвесторов нужно носить на руках, как драгоценные вазы!»
Пока не очень получается. Если инвестора власть и берет на руки — так разве что для того, чтобы задвинуть куда подальше.
В городе нет последовательной инвестиционной политики, нет стратегии привлечения инвестиций в строительство. Девелоперов в лучшем случае терпят.
Приведу лишь несколько свежих примеров.
Смольный будет возвращать (из бюджета!) 500 млн крупной девелоперской фирме. Компания планировала построить апарт-отель на Фонтанке, согласовала проект, получила все разрешения. Но власть потом передумала. Оказывается, объект (подстанция) — памятник. Потеряны не только деньги — потеряно время, несколько лет (а это — тоже недополученные налоги) и доверие к власти, которая меняет правила игры под давлением радикальных градозащитников.
Еще миллиард, по сообщениям СМИ, понадобится на консервацию Конюшенного ведомства. Компенсацию инвестору, который собирался превратить здание в апарт-отель, выплатили не деньгами — предоставили шесть участков под гостиницы. Наверное, город мог их продать на торгах, и неплохо бы заработал.
Еще один девелопер судится с городскими властями, пытаясь получить компенсацию (236 миллионов рублей) за нереализованный проект преобразования Сытного рынка… Тоже несколько лет, тоже убытки вместо инвестиций и недополученные налоги.
Насколько мне известно, есть серьезные сложности у компаний, которые занимаются реновацией: проект преобразования квартала на Лиговке также пытаются блокировать «протестанты». А при расселении «хрущевок» им, как и нам, приходится сталкиваться с неадекватными требованиями жильцов. Чиновники стоят в стороне и наблюдают.
Таких историй немало, просто не все становятся публичными, не все строители готовы судиться и ссориться с властью.
У нас сейчас идут суды по Парголовскому массиву… Это мы, компания «Строительный трест», потратили более 1 млрд рублей, без помощи города расселили 150 семей из ветхих домов послевоенной постройки, чтобы возвести в квартале новое, качественное жилье. Но перед выборами несколько депутатов, манипулируя общественным мнением, организовали «протесты». В итоге наш проект пока заморожен. Кроме этого, в этом квартале осталось еще несколько домов в полуаварийном состоянии, с деревянными полами, лежащими прямо на земле. Там проживает около ста семей. Возможно, многие из них тоже были бы не против переселиться в новое жилье. Но они повелись на красивые слова, поддержали протест (не все, но многие) — и в итоге сами себя наказали. 100 семей без шансов на переезд — вот цена депутатского кресла…
Несколько лет мы возились с проектом освоения территории бывшего велотрека на проспекте Тореза. В итоге оказалось, что жилье в этом месте строить нельзя. Город нам предоставил участок взамен — 7,5 га в Купчино. И опять сюрприз: там около 5000 частных гаражей! Договор аренды участка истек, долги по аренде многомиллионные, я уверен, что суды мы выиграем, — но снова строителей превращают во врагов. Мы выкупили у владельцев несколько десятков боксов, будем выкупать еще. Мы решим конкретную задачу — но за этим решением нет никакой стратегии! Плоскостные гаражи-«сарайчики» — невозможный, немыслимый способ содержания автомобиля в современных условиях, при нынешнем уровне автомобилизации. В Петербурге — 1,8 млн авто (вместе с Ленобластью — 3,8 млн). Чтобы обеспечить каждую машину хотя бы парковочным местом, нужно построить еще пол-Петербурга, специально для автомобилей (по нормативам — 20–25 кв.м на машину, как для человека).
Что думают по этому поводу в КГА и в Комитете по строительству? Действует ли сегодня объявленный еще прежним губернатором мораторий на снос гаражей? Почему все известные нам проекты возведения многоярусных паркингов — убыточны? Может быть, есть смысл субсидировать такие проекты? Может, стоит подумать и об изменении отношения граждан к содержанию авто, есть ведь в Смольном специалисты по формированию «правильного» общественного мнения. Как Смольный планирует решать эту задачу в масштабах города — введением платных парковок, платного въезда, выкупом боксов, предоставлением целевых субсидий? Как сочетаются эти меры?
С расселением ветхого жилья — та же ситуация. Огромная проблема, даже не городского — федерального масштаба. Жилые массивы, построенные в 50-х, постепенно выходят из строя. Ремонтировать их накладно и экономически неоправданно. А стратегии нет. Есть лишь какие-то частные, судорожные, несистемные меры — и попытка переложить все на инвестора. А потом корить его за то, что не справляется.
Мучения инвесторов в «сером» поясе, где куча краснокирпичных памятников и масса мелких арендаторов, — и снова похожая картина. Много хороших слов, с пафосом проводятся конкурсы, но нет системных мер, нет комплексного подхода.
Во всех этих ситуациях бесценный ресурс — городская земля — не используется или используется крайне неэффективно.

Досье NSP
Евгений Резвов родился в 1936 году в Ленинграде. 
Трудовую и профессиональную карьеру начал слесарем-сборщиком. В дальнейшем — строитель, прораб, начальник участка. С 1980 года — начальник управления № 13 треста № 32 «Главзапстрой».
В 1992 г. основал компанию «Строительный трест». С момента основания фирмы Евгений Резвов — генеральный директор АО «Строительный трест».
Заслуженный строитель Российской Федерации, кавалер ордена «Возрождение России XXI век», лауреат национальной премии «Человек года-2005», Строитель года-2006. Евгений Резвов награжден государственными наградами: «Житель блокадного Ленинграда», 
«60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Ветеран труда, более 50 лет посвятил строительству родного города.