НАШ ЦИТАТНИК: «Надо очень аккуратно подходить к частичному изменению фасадов, поскольку оно порой довольно серьёзно меняет здания. Можно удлинить нос Венере Милосской, талию усилить, ноги укоротить. Но Венеры Милосской мы уже тогда не получим...» Владимир Григорьев

13 апреля, 19:38

Власть не умеет системно решать городские проблемы

13 ноября 2016 в 21:00
4 894

Власть не умеет системно решать городские проблемы

Отношения Смольного и строителей складываются непросто. Главный ресурс города — земля. Строители вкладывают свои компетенции, время, привлекают средства граждан. И обе стороны друг другом, как правило, недовольны. Можно ли сделать этот процесс более эффективным? Об инвестициях и протестах, о стоимости ошибок рассуждает генеральный директор компании «Строительный трест» Евгений Резвов.

Резвов Евгений Георгиевич
Резвов
Евгений Георгиевич

генеральный директор ЗАО "Строительный трест"

(812) 210-61-04

В этом году в Петербурге сдадут в эксплуатацию около 3 млн кв.м жилья. Если средняя цена, по данным аналитиков, около 100 тысяч за квадрат — это 300 миллиардов рублей частных инвестиций! Эти средства вложили дольщики, но привлекли их в строительство — застройщики. С них уплачены налоги, на эти деньги построено не только жилье, но и детские сады, и школы, спроектированы дороги… И это далеко не все: каждый рубль, вложенный в строительство, притягивает еще 5 рублей: энергетика, транспорт, производство стройматериалов…

Год назад губернатор Георгий Полтавченко заявил: «Инвесторов нужно носить на руках, как драгоценные вазы!»
Пока не очень получается. Если инвестора власть и берет на руки — так разве что для того, чтобы задвинуть куда подальше.
В городе нет последовательной инвестиционной политики, нет стратегии привлечения инвестиций в строительство. Девелоперов в лучшем случае терпят.
Приведу лишь несколько свежих примеров.
Смольный будет возвращать (из бюджета!) 500 млн крупной девелоперской фирме. Компания планировала построить апарт-отель на Фонтанке, согласовала проект, получила все разрешения. Но власть потом передумала. Оказывается, объект (подстанция) — памятник. Потеряны не только деньги — потеряно время, несколько лет (а это — тоже недополученные налоги) и доверие к власти, которая меняет правила игры под давлением радикальных градозащитников.
Еще миллиард, по сообщениям СМИ, понадобится на консервацию Конюшенного ведомства. Компенсацию инвестору, который собирался превратить здание в апарт-отель, выплатили не деньгами — предоставили шесть участков под гостиницы. Наверное, город мог их продать на торгах, и неплохо бы заработал.
Еще один девелопер судится с городскими властями, пытаясь получить компенсацию (236 миллионов рублей) за нереализованный проект преобразования Сытного рынка… Тоже несколько лет, тоже убытки вместо инвестиций и недополученные налоги.
Насколько мне известно, есть серьезные сложности у компаний, которые занимаются реновацией: проект преобразования квартала на Лиговке также пытаются блокировать «протестанты». А при расселении «хрущевок» им, как и нам, приходится сталкиваться с неадекватными требованиями жильцов. Чиновники стоят в стороне и наблюдают.
Таких историй немало, просто не все становятся публичными, не все строители готовы судиться и ссориться с властью.
У нас сейчас идут суды по Парголовскому массиву… Это мы, компания «Строительный трест», потратили более 1 млрд рублей, без помощи города расселили 150 семей из ветхих домов послевоенной постройки, чтобы возвести в квартале новое, качественное жилье. Но перед выборами несколько депутатов, манипулируя общественным мнением, организовали «протесты». В итоге наш проект пока заморожен. Кроме этого, в этом квартале осталось еще несколько домов в полуаварийном состоянии, с деревянными полами, лежащими прямо на земле. Там проживает около ста семей. Возможно, многие из них тоже были бы не против переселиться в новое жилье. Но они повелись на красивые слова, поддержали протест (не все, но многие) — и в итоге сами себя наказали. 100 семей без шансов на переезд — вот цена депутатского кресла…
Несколько лет мы возились с проектом освоения территории бывшего велотрека на проспекте Тореза. В итоге оказалось, что жилье в этом месте строить нельзя. Город нам предоставил участок взамен — 7,5 га в Купчино. И опять сюрприз: там около 5000 частных гаражей! Договор аренды участка истек, долги по аренде многомиллионные, я уверен, что суды мы выиграем, — но снова строителей превращают во врагов. Мы выкупили у владельцев несколько десятков боксов, будем выкупать еще. Мы решим конкретную задачу — но за этим решением нет никакой стратегии! Плоскостные гаражи-«сарайчики» — невозможный, немыслимый способ содержания автомобиля в современных условиях, при нынешнем уровне автомобилизации. В Петербурге — 1,8 млн авто (вместе с Ленобластью — 3,8 млн). Чтобы обеспечить каждую машину хотя бы парковочным местом, нужно построить еще пол-Петербурга, специально для автомобилей (по нормативам — 20–25 кв.м на машину, как для человека).
Что думают по этому поводу в КГА и в Комитете по строительству? Действует ли сегодня объявленный еще прежним губернатором мораторий на снос гаражей? Почему все известные нам проекты возведения многоярусных паркингов — убыточны? Может быть, есть смысл субсидировать такие проекты? Может, стоит подумать и об изменении отношения граждан к содержанию авто, есть ведь в Смольном специалисты по формированию «правильного» общественного мнения. Как Смольный планирует решать эту задачу в масштабах города — введением платных парковок, платного въезда, выкупом боксов, предоставлением целевых субсидий? Как сочетаются эти меры?
С расселением ветхого жилья — та же ситуация. Огромная проблема, даже не городского — федерального масштаба. Жилые массивы, построенные в 50-х, постепенно выходят из строя. Ремонтировать их накладно и экономически неоправданно. А стратегии нет. Есть лишь какие-то частные, судорожные, несистемные меры — и попытка переложить все на инвестора. А потом корить его за то, что не справляется.
Мучения инвесторов в «сером» поясе, где куча краснокирпичных памятников и масса мелких арендаторов, — и снова похожая картина. Много хороших слов, с пафосом проводятся конкурсы, но нет системных мер, нет комплексного подхода.
Во всех этих ситуациях бесценный ресурс — городская земля — не используется или используется крайне неэффективно.

Досье NSP
Евгений Резвов родился в 1936 году в Ленинграде. 
Трудовую и профессиональную карьеру начал слесарем-сборщиком. В дальнейшем — строитель, прораб, начальник участка. С 1980 года — начальник управления № 13 треста № 32 «Главзапстрой».
В 1992 г. основал компанию «Строительный трест». С момента основания фирмы Евгений Резвов — генеральный директор АО «Строительный трест».
Заслуженный строитель Российской Федерации, кавалер ордена «Возрождение России XXI век», лауреат национальной премии «Человек года-2005», Строитель года-2006. Евгений Резвов награжден государственными наградами: «Житель блокадного Ленинграда», 
«60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Ветеран труда, более 50 лет посвятил строительству родного города.