НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:40

Гостиница — один из лучших объектов для инвестиций

22 апреля 2018 в 21:10

Ежегодный рост туристического потока и деловой активности делает гостиничный рынок Петербурга все более привлекательным для инвестиций и прибыльным для собственников. Потенциал города как туристического и делового центра исчерпан лишь наполовину, уверен Блейк Андерсон-Бунтз, генеральный директор компании Hospitality Management.

Андерсон-Бунтз Блейк
генеральный директор
Hospitality Management

Ежегодный рост туристического потока и деловой активности делает гостиничный рынок Петербурга все более привлекательным для инвестиций и прибыльным для собственников. Потенциал города как туристического и делового центра исчерпан лишь наполовину, уверен Блейк Андерсон-Бунтз, генеральный директор компании Hospitality Management.  

– За пять лет турпоток в Петербург вырос более чем вдвое. В этом году ожидают 8 млн человек. Каков, на ваш взгляд, потолок у Петербурга как у туристического центра и привлекательного для гостиничных инвесторов города?

– Пропускная способность города использована примерно на 50%. Если увеличить число туристов вдвое, мы с трудом дотянем до показателей Лондона или Парижа, а Петербург по размерам не меньше.
Город — это туристический объект. Чтобы он был успешным, надо заниматься его продвижением, грамотно им управлять, влиять на спрос. Проблема Петербурга, в решении которой заложен потенциал для роста, — сезонность. Изменить ситуацию без серьезных вложений не получится. Надо предложить туристам новый продукт, найти новую целевую аудиторию, по-другому работать с тем, что уже есть. Для всего этого требуются деньги, идеи и желание, которые должны вкладывать как город, так и компании, работающие на рынке гостеприимства. Такое сотрудничество есть в других городах, оно вполне успешно и результативно.
Когда я работал в Radisson, была идея совместными усилиями власти и бизнеса развивать бренд White days. Но стороны не смогли договориться о том, кто это будет финансировать, точнее — в какой последовательности. Проект запустили, но он не получил дальнейшего развития и роста.
Есть что изменить и в том, как протекает высокий туристический сезон. Например, Петербургский международный экономический форум проходит в начале июня. Для туристов из-за роста цен на размещение этот период, хороший с точки зрения погоды и других факторов, становится менее доступным. Также нужно учитывать, что любой город конкурирует с другими городами: если гость платит высокую цену, то и получить он должен уникальные впечатления.
Для Петербурга было бы выгодно, если б крупные события, привлекающие много гостей, проходили за рамками высокого туристического сезона. Сейчас накладываются еще политические и экономические аспекты: ничего нет хуже для путешественников, чем неопределенность такого рода, она заметно влияет на турпоток и психологию, поведение среднестатистического туриста. 
В Петербурге есть определенные инфраструктурные проблемы, которые необходимо решать. Но то, что объявления в метро, информационные стенды стали дублироваться на английском языке, – это уже плюс. Город развивается. Большой вклад в привлечение туристов делают объекты культуры. Мне очень нравится, как выполнен Музей Фаберже, как в нем используются интерактивные технологии. Все новые площадки – Эрмитаж в Генеральном штабе, Новая Голландия – создают интерес для туриста.

– Каких гостиниц сегодня не хватает Петербургу?

– Крупных трехзвездочных. Таких проектов очень мало. Это связано в том числе и с ограниченным предложением подходящих участков. Новые отели уровня «три звезды» будут востребованы. Это интересный формат для инвестора, ведь они относительно просты в реализации и у них хорошие показатели окупаемости — 8–10, максимум 12 лет (у гостиниц более высокой категории — 10–14). Сейчас эту часть рынка начинают осваивать апарт-отели, но ниша все равно свободна.

– Как вы относитесь к апарт-отелям? В России у них какая-то неустоявшаяся репутация, некоторые называют их «псевдожильем» или «недожильем», другие говорят о том, что это объекты западного типа, а у нас для многих «западное» — синоним качества.

– Некоторые считают российский рынок апартаментов зарождающимся, я бы, скорее, характеризовал его как инновационный. Здесь применяются, точнее, должны применяться, решения, которых нет в отелях и жилых комплексах, это очень интересно. Не соглашусь, что апарты — заимствованный на Западе сегмент, это не совсем так. В том виде, в котором они сейчас существуют на рынках Москвы и Петербурга, с точки зрения инвестирования, продаж, назначения — это совершенно новый формат, родившийся на российском рынке благодаря специфике его градостроительного законодательства и находчивости девелоперов. За рубежом такого не было, там гостиничная отрасль существует давно, работает по накатанной схеме и не встречается с теми вызовами, которые были здесь. 
В России уже есть несколько компаний, которые занялись апартаментами вплотную, на профессиональном уровне. Но они вышли из девелоперского или эксплуатационного бизнеса. А сегмент апартаментов стремительно меняется: он зародился как близкий к жилью, а сейчас приближается к гостиничному. Апартаменты позиционировали как объекты длительного проживания, речь шла о месяцах, потом неделях, сейчас — о днях. И доходность, которую обещают инвесторам, может гарантировать только кратковременное, более дорогое проживание. Среднее время пребывания в отелях Петербурга сегодня 2,2 дня. Вряд ли апарты дойдут до этого, но три-четыре будет точно. Сейчас в среднем гости в апарт-отелях останавливаются на шесть дней.
Все это требует другого подхода к дистрибуционной системе, организации сервиса, технического пространства и пр. Уверен, что грамотные, продуманные проекты апартаментов ждет блестящее будущее. В отсутствие гостиниц уровня «три звезды» они могут завоевать эту часть рынка. Мы сейчас работаем над проектом апарт-отеля VALO, если удастся реализовать его в том виде, в котором он задуман, это будет прорыв.

– Кроме трехвездочных отелей свободных ниш нет?

– Четырехзвездочных гостиниц в Петербурге достаточно, многие из них из-за высокой конкуренции уже вынуждены снижать цену до уровня трех звезд. Пятизвездочных отелей тоже хватает, но еще два-три проекта можно реализовать. Однако это должны быть суперотели, возможно, уникальные (несетевые). В этом сегменте сейчас конкуренция не в цене проживания или расположении, а в области идей. Если будет интересная концепция, то проект будет успешным и состоится.

– Крупный отель, на ваш взгляд, может быть успешным и без международного бренда?

– У каждого инвестора — своя стратегия, многие успешные отели работают без именитого бренда. У собственника есть несколько вариантов управления отелем: с привлечением международного бренда в качестве оператора или без него.
Первый — найти западную сетевую компанию и создавать продукт под нее. Это хорошо для тех, кто не хочет заниматься управлением самостоятельно. К тому же привлечение бренда – это определенный знак качества, повышение узнаваемости  объекта еще до запуска, понятная дистрибуционная система. Второй вариант — для тех, кто делает отель под себя и не готов по требованию оператора отказываться от каких-то своих идей. При этом чаще всего эти идеи относятся к области формирования продукта, а не управления. Человек, например, хочет поставить в лобби свой старый антикварный шкаф, сделать spa-центр на свой вкус и т.п. — есть тысячи различных эмоциональных причин. Западная сетевая компания такой свободы не дает, а значит, и в управление его не примет. Многие просто не готовы работать с сетевиками по разным причинам: контракты заключаются в правовом поле других стран, выше стоимость реализации проекта, при этом меньше контроля со стороны собственника.
Владельцы всех таких объектов решают вопросы с управлением самостоятельно или привлекая местные компании и экспертов. Тем, кто хочет работать в соответствии с международными стандартами и правилами, но без международного оператора, свои услуги предлагает управляющая компания с европейским опытом работы Hospitality Management. Мы для них — идеальное решение, поскольку у нас есть опыт и понимание того, как организовать управление по общепринятым нормам, и в то же время некоторая гибкость по отношению к собственнику и его пожеланиям. В целом по России брендовых отелей около 1%, это очень мало. В любой европейской стране – не менее 10-15%, в Америке – от 50%. Конечно, в Петербурге показатель заметно выше: порядка 20-25% номерного фонда города относится к отелям под управлением международного бренда.

– На какой стадии правильно привлекать управляющего?

– Как только инвестор подумал о проекте, но еще ничего не предпринял. Хотя, конечно, контракты заключаются на всех этапах.

– Вы беретесь за любые объекты на любом этапе?

– Нет. Если я понимаю, что не смогу обеспечить финансовый успех собственнику, то не подписываю контракт.

– От многих проектов вы отказались?

– Немного, но есть. Каждый случай — индивидуален. На первый взгляд, объект может показаться очень сложным и малоперспективным. Но в ходе кропотливой работы оценка меняется. В Москве, точнее Подмосковье, мы занимаемся бутик-отелем на 12 номеров, который стоит на 8 га земли. Надо понимать, что доходы от 12 номеров покрывать все затраты не могут. Но потому что это Москва, сегмент суперлакшери и планируется вторая очередь проекта, я согласился, однако при обязательном условии, что вторая очередь будет построена. В прошлом году мы вывели отель в плюс.

– Сколько стоят услуги управляющей компании?

– Чем крупнее и сложнее объект, тем дороже. Чем меньше и понятнее объем работы, тем на большую скидку мы согласны. В среднем формирование концепции и анализ рынка стоят 35 000–40 000 евро. Техническое сопровождение для крупного объекта — от 12 000 до 20 000 евро в месяц. Запуск объекта — от 12 000 до 20 000 евро. Управление — 1–3% дохода, плюс 3–9% от операционной прибыли. Это наши расценки, они вполне вписываются в среднерыночные. Каждый отель уникален и нуждается в подходящем именно для него решении. В своей работе мы стараемся достигнуть баланса так, чтобы было хорошо проекту и интересно инвестору.

– В любом несетевом отеле, на ваш взгляд, есть что доработать?

– В любом. Гостиница — производство, в котором необходимо соблюдать определенные процессы и технологии. Люди, которые никогда не занимались отелями, упускают детали: количество и расположение лифтов, лестниц, организацию работы кухни, оформление лобби. Есть множество нюансов, которые необходимо учитывать на начальном этапе, чтобы они не создавали проблем в будущем. Для этого и нужна профессиональная управляющая компания.

– Как вы работаете с объектами?

– Все объекты, которые к нам попадают, мы оцениваем с точки зрения расположения, находим стратегические направления и целевую аудиторию, которые обеспечат основную доходность. Под нее формируем продукт — какая инфраструктура нужна, например, тип ресторана, spa, какие номера и т. п.
Приведу пример. Когда мы запускали отель Parklane, решили делать ставку на спортивную составляющую, поскольку здесь, на Крестовском острове, очень развита спортивная инфраструктура, у которой есть потенциал для дальнейшего роста. Второй стратегический сегмент — группы туристов, приезжающих в Петербург в летний период. В историческом центре проблема с парковками для автобусов, иногда и просто подъехать сложно. Здесь благодаря площади есть преимущество — парковка на семь автобусов и близость к современной транспортной инфраструктуре, КАД и ЗСД. Объем у этого рынка довольно большой. Тем, кто предпочитает проводить их за городом, нужны автобусы, нужно тратить время на дорогу, ночевать там. Parklane находится в парке, но при этом рядом со станцией метро. Это уникальная локация, маркетинговая фишка — единственный resort-hotel в центре города.
Когда мы нашли стратегический сегмент, стали оформлять продукт. Для спортсменов и участников конференций не очень подходит пятизвездочная гостиница, не все могут это себе позволить. Поэтому сосредоточились на категории «четыре звезды». Для спортсменов делали номера определенного размера – большие, чтобы можно было ставить дополнительные места, комбинировать. Для них была организована спортивная зона. Для участников конференций переделали существовавшую на тот момент ресторанную зону, разделив ее на блоки и пр.

– Ваша компания открыла направление брокериджа. Почему сейчас?

– В России много брокеров, консультантов по коммерческой недвижимости, но компаний, специализирующихся на гостиничных объектах, нет.
Я работаю в России около 15 лет и все это время получаю предложения от собственников, инвесторов. И сейчас таких запросов стало заметно больше. Иностранные инвестфонды опять присматриваются к России, сегодня благоприятная для них экономическая ситуация. Много российских инвесторов из регионов, в свою очередь, присматривается к гостиницам в Москве, Петербурге, на Черном море. Кто-то ищет варианты в Европе. На самом деле гостиница — один из лучших объектов для инвестиций, так как постоянно генерирует денежный поток и стабильно развивается на протяжении долгого времени.

справка NSP:
Компания Hospitality Management специализируется на предоставлении полного спектра услуг предприятиям гостеприимства, общественного питания и индустрии красоты, включающего проведение тренингов, консалтинг, управление, сопровождение и поддержку объекта на всех этапах его создания и в процессе эксплуатации. В портфолио Hospitality Management объекты разного класса – от 3 до 5* отелей – и формата: гостиницы, SPA-комплексы, дома отдыха и апартаменты.

Hospitality Management была создана профессиональным управляющим международного уровня Блейком Андерсоном-Бунтзом, имеющим многолетний опыт управления как российскими, так и западными сетевыми отелями, в том числе более 15 лет на территории России.