Строительная отрасль получила шанс совершить огромный прорыв
Российский строительный комплекс ожидают масштабные перемены. Переход на проектное финансирование и эскроу-счета, необходимость кратно увеличить объёмы ввода жилья. К чему надо готовиться отрасли и как пережить время перемен, рассказывает член Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ и НОЭ, вице-президент Петербургской Торгово-промышленной палаты Антон Мороз.
Мороз Антон
НОСТРОЙ
- Что нужно предпринять для того, чтобы исполнить «майские указы» президента РФ?
- Сейчас правительство РФ активно формирует пакет нормативных документов, который поможет в реализации нацпроектов. Там же заложены и меры поддержки отрасли.
Так, планируемое почти двукратное увеличение объёмов ввода жилья должно стимулировать развитие не только строительной отрасли, но и экономики в целом. Естественно, возрастёт нагрузка на действующие предприятия, появится импульс к созданию новых с дополнительными рабочими местами, будут переосмыслены принципы территориального планирования, произойдет перестройка индустрии стройматериалов, изменится система финансирования жилищного строительства. Мы наконец-то перестанем воспринимать новое жильё только как индустриальное. Это совершенно другой взгляд на строительную отрасль, ведь говоря о строительстве жилья и транспортных узлов, мы часто забываем о промышленном и технологическом строительстве, что совершенно недопустимо.
Придётся создать новую систему, поэтому один из основополагающих документов - это разрабатываемая сейчас Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года. Она должна определить основные векторы развития по всем направлениям, от модернизации технической базы и технического регулирования до обучения инженерно-технических работников, рабочих и руководящих кадров, которые смогут решать поставленные задачи.
Изменившееся законодательство в сфере долевого участия также внесёт свои коррективы. С одной стороны, оно, бесспорно, защищает права граждан в будущем. К сожалению, сейчас проблемы дольщиков решаются в основном в «ручном режиме», но надеюсь, что до 2022 года понятие «обманутые дольщики» практически исчезнет. Однако, решая эту задачу, нам надо учитывать имеющиеся риски для малого и среднего бизнеса, который за пределами крупных агломераций строит как индивидуальные и малоэтажные дома, так и арендное жильё, и жильё для социального найма. Тем более что в послании президента РФ речь шла о территориальном развитии, дезурбанизации и равномерном заселении территорий.
Также надо обеспечить правовое регулирование сегмента апартаментов, понять, каким образом их классифицировать и учитывать статистически, придать им статус, не только сделав пригодными для проживания, но и обеспечив социальной инфраструктурой.
Открываются новые возможности, позволяющие строительной отрасли совершить огромный прорыв, который мы ждем очень давно.
- Как оцениваете предложения использовать компенсационные фонды СРО не по прямому назначению?
- Это категорически неправильно. Существуют четкие основания для их использования. Любые попытки направить эти деньги в другое русло противоречат здравому смыслу, действующему законодательству и самой сути системы саморегулирования. Это всё популистские предложения, которые не могут быть реализованы. Так полагают и в Минстрое, такого же мнения придерживаются Национальные объединения, профессионалы рынка, даже Минэкономразвития.
- В свете новых перспектив - каковы главные задачи НОСТРОЙ?
- Огромный плюс, что НОСТРОЙ уделяет внимание не только развитию системы саморегулирования, но и поддержке и развитию строительного комплекса. Это, безусловно, заслуга действующего президента Андрея Молчанова. НОСТРОЙ через саморегулируемые организации объединяет практически весь строительный комплекс страны, и не может остаться в стороне от проблем отрасли.
На Национальное объединение возлагают большие надежды как на профессиональных экспертов по различным направлениям. Его представители совместно с институтами правительства РФ готовят Стратегию развития отрасли, работают над изменениями отраслевого законодательства от 214-ФЗ и 44-ФЗ до Градостроительного кодекса - то есть основных нормативных актов этой сферы. Однозначно, НОСТРОЙ с его Экспертным Советом по вопросам совершенствования законодательства и правовым департаментом должны продолжить эту работу.
На Объединение возложена функция ведения Национального реестра специалистов – сейчас идёт его «очищение». Надеюсь, мы совместно с Минстроем сможем ещё расширить перечень специальностей. Этот ресурс позволит понять, в каких специальностях наблюдается недостаток, тем самым создать систему заказа для учебных заведений. Общаясь на Профессорском форуме с ректорами крупнейших вузов, понял, насколько велика потребность в такой информации.
Безусловно, Нацобъединение должно продолжить популяризацию строительной отрасли, стимулировать развитие рабочих специализаций, проводя различные конкурсы профессионального мастерства.
Естественно, отдельная задача - это саморегулирование, которое входит в прямые обязанности. Здесь необходимо выработать окончательный, единый подход с Ростехнадзором и Минстроем в вопросах исторического максимума компенсационных фондов. Это позволит прекратить бесконечные судебные тяжбы между Ростехнадзором и СРО и заниматься решением задач, возложенных государством на Службу и на систему саморегулирования. Важно упростить и методологически полностью обеспечить все направления работы саморегулируемых организаций.
- Почему вы как руководитель одной из крупнейших СРО в СЗФО поддержали кандидатуру Антона Глушкова на должность президента НОСТРОЙ?
- Я прекрасно услышал слова Андрея Молчанова, который заявил о преемственности в НОСТРОЙ, и мне очень импонируют его слова. Антон Николаевич в Совете с первого дня его создания. Он – молодой и амбициозный руководитель, обладает юридическими знаниями, является руководителем одной из крупнейших строительных организаций Сибири. Соответственно он понимает, что такое жилищное строительство, какие проблемы возникают на стройплощадках не только у заказчиков и застройщиков, но и у инвесторов, подрядных и субподрядных организаций. Большой плюс в том, что он сам возглавляет региональную структуру: из наших столиц не всегда видны реальные проблемы регионов. Он давно с нами работает, общается в единой системе, его, при всём уважении к предыдущим руководителям, не назначили из высокого кабинета – он вырос среди нас и умеет находить контакт с представителями государственной власти и профессионального сообщества. Я уверен, что он будет находить взаимопонимание и в дальнейшем.