НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 04:30

Инвестиции – это непаханое поле!

30 июня 2019 в 21:00

Инвестиционный климат – штука капризная. Портится легко, а восстанавливается сложно, как ягель в тундре. Тем полезнее опыт компаний, умеющих выстраивать отношения с городскими властями. О специфике работы по госзаказу, о необходимости партнёрских отношений рассуждает генеральный директор компании «РСТИ» («РосСтройИнвест») Валентина Калинина.

Валентина Калинина, генеральный директор РСТИ
Калинина Валентина Ивановна
генеральный директор холдинга
«РСТИ» (Росстройинвест)

- Валентина Ивановна, у РСТИ довольно серьёзный опыт работы за бюджетные деньги. С городом по-прежнему сотрудничаете так же плотно? 

- Мы на строительном рынке уже 18 лет, по­этому имеем опыт реализации проектов в самых разных условиях. Работаем и на частной земле, и на государственной, строим и бюджетные объекты, и свои собственные, занимаемся реконструкцией, реставрацией. Сейчас в нашем портфеле преобладают проекты на частных наделах, приобретённых напрямую у владельцев, но мы продолжаем строить и на инвестиционных условиях. Это, например, ЖК «Утренняя звезда» и «Город мастеров» на проспекте Маршала Блюхера, «Дом с курантами» на Мебельной улице. Эти участки выделяет город, и мы их приобретаем на аукционах, а специалисты Управления инвестиций готовят пакет документов. Ведомство готово к диалогу, заинтересовано в инвесторах, что нас как девелопера, несомненно, радует. 

- Почему ваша компания стала больше покупать у собственников, а не у города?

- Сейчас у города очень мало подготовленных участков, которые можно выставить на торги. Разве что в «сером поясе» есть наделы. Однако на таких территориях, как правило, полно владельцев: всевозможные предприятия, организации, мелкие частные собственники… Для редевелопмента необходима очистка прав, это небыстрый и хлопотный процесс, в котором жизненно необходимо содействие города. Поэтому «входить» в такие участки инвестору очень рискованно: никогда не знаешь, сколько времени пройдёт, прежде чем станет возможным выход на стройку.

Понятно, что многим предприятиям не место в центре города. Тем более если на этих территориях уже никакого производства и нет, а все помещения розданы в аренду в том неприглядном виде, который есть. Постепенно эти зоны обновятся, мы это видим уже сейчас. Например, активно осваиваются территории в Невском районе, который ещё совсем недавно мог похвастаться уймой промышленных объектов: заводы на обоих берегах Невы, на проспекте Обуховской обороны, на улице Седова. В Кировском и Выборгском районах тоже видны позитивные изменения. 

- Приобретя участок, компания часто сталкивается с необходимостью подготовки ППТ. Процесс это непростой и не слишком быстрый. Почему?

- Основные трудности связаны с внесением изменений в Правила землепользования и застройки, которые должны утвердить в ближайшие месяцы. Сейчас рынок находится в подвешенном состоянии: старые правила фактически уже не действуют, а новые ещё не приняты. Поэтому мы ППТ разрабатываем с прицелом на грядущие поправки. Например, на участке в составе интересующей нас территории, для которой готовится ППТ, показана развязка. А раньше на этом месте планировался жилой дом. Повышение норматива площади озеленения на каждого жителя – ещё одно существенное изменение, которое ощутимо повлияет на будущие проекты.

- Недавно вы начали первый проект в Москве. Так что можете сравнивать. Где проще?

- Пока, по ощущениям, в Петербурге согласовать строительство проще. Хотя, возможно, мы просто ещё не привыкли работать в московских условиях. Схема взаимодействия бизнеса и государства различается от региона к региону. И от налаженности этих отношений во многом зависит приток инвестиций. 

Так сложилось, что за последние несколько лет мне удалось довольно глубоко вникнуть в инвестиции как направление деятельности бизнеса, и могу точно сказать: инвестиции – непаханое поле! И городу, и инвесторам придётся немало потрудиться, прежде чем вся система взаимодействия станет прозрачной и, что важнее, универсальной.

Сегодняшние правила, на мой взгляд, слишком громоздки. К тому же нет ясной схемы реализации партнёрских интересов государства и бизнеса. Надо вести переговоры, заинтересовывать инвестора, привлекать его какими-то преференциями. Это должно быть ежедневной работой Смольного. Отмечу, что Управление инвестиций под началом Комитета по инвестициям и его председателя Романа Голованова активно работают над инвестиционным климатом в городе. Результаты этой работы уже видны, о них можно судить и по числу соглашений, подписанных в рамках недавнего ПМЭФ.

- В Москве высказывалось мнение, что генпланы в крупных городах надо отменить. Как раз для упрощения согласований и ради развития…

- Может получиться коллапс – и транспортный, и с инженерными сетями, и с социальными объектами. Генплан ограничивает устремления бизнеса, заставляет его учитывать общественные интересы. Плюс помогает городским властям, да и жителям видеть перспективу развития районов и локаций целиком, а не фиксироваться на точечных изменениях. Без генплана нельзя. В Петербурге тоже одно время жили без генплана и строили там, где получалось. Ничего хорошего из этого не вышло.