НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 18:11

Депутаты предлагают лицензировать магов, колдунов и гадалок. Может, маркетологов и аналитиков тоже пора заодно?

26 февраля 2017 в 19:10

Депутат Законодательного собрания Ленобласти Владимир Петров предложил лицензировать магов, колдунов и гадалок, чтобы их услуги можно было регулировать законом о защите прав потребителей. Своим мнением с NSP поделились Дмитрий Панов, Елена Валуева, Людмила Синьковская, Николай Антонов, Николай Майоров и др.

А вам приходилось лично сталкиваться с мистическими и загадочными явлениями? На чем вы гадаете, когда надо принять решение, а рациональных оснований нет? Как вы считаете, может быть, стоит заодно лицензировать маркетологов и аналитиков?

Дмитрий Панов,
генеральный директор ГК «Доверие»:

– Тринадцатая редакция 214-ФЗ (хотя, возможно, это не простое совпадение) не оставила места мистике в девелопменте и строительстве. К тому же принимать сложные решения на основании суеверий гораздо тяжелее: лично меня начинают одолевать сомнения по поводу моего выбора, поэтому я делаю ставку исключительно на математику. Привлекаю наших аналитиков, ведь у них разработаны математические модели, как мне кажется, на все случаи жизни. Более того, я готов лицензировать их деятельность — это очень точная наука, если ею занимаются профессионалы.

Лидия Пашнова,
директор по маркетингу и PR ИСГ «Сплав»:

– Для строителей лицензирование — давно ушедшая в историю практика. Сегодня вся стройка работает в системе саморегулирования, и жизнь показала, что это вполне всех устраивает. Депутату Петрову тоже стоило бы чаще думать про СРО. СРО «Гриффендор» давало бы допуски магам, СРО «Слизерин» — колдунам, а СРО «Хогвартс» вообще стало бы СРО всех СРО. Федеральный закон о саморегулировании в строительстве принят Думой аж в 2007 году, вступил в силу с 2009-го — разве могут строители, ставшие пионерами процесса саморегулирования в России, искать какие-то другие инструменты регулирования отраслей? Мир спасет не красота, а красота саморегулирования!

Елена Валуева,
директор по маркетингу Mirland Development:

– У нас есть такая примета: если локация для проекта хорошая, то и продажи будут. Обычно работает. Еще есть примета, что под Новый год что ни продаешь — все продашь. А если серьезно, то в нашей сфере единственный пример магии — это интуиция профессионалов, которые на рынке работают не первый год.

Андрей Алексеев,
руководитель петербургского филиала Московской государственной экспертизы:

– Да, сталкивался. Один мой ближайший родственник решил приобрести квартиру в строящемся жилом комплексе, подписал договор, оплатил. После этого началась настоящая магия. Строительство остановилось на начальном этапе, а деньги со счетов компании застройщика просто исчезли. Но на этом чудеса не закончились. Те же самые лица организовали новую магическую стройку.

До 2009 года занимался гаданием на рулетке, даже иногда угадывал. После того как это на территории почти всей России законодательно запретили, пришлось завязать с гаданием.

К сожалению, потребителями услуг маркетологов и аналитиков обычно являются юрлица, права которых законом о защите прав потребителей не защищены. Поэтому их лицензирование не даст должного эффекта, а вот введение ответственности за несбывшиеся прогнозы могло бы оздоровить ситуацию с предсказаниями.

Ольга Шарыгина,
управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar:

– Сравнивать маркетологов и аналитиков с колдунами и гадалками могут либо непрофессионалы, либо политики. Любой нормальный человек помимо логики, знаний и накопленного опыта при принятии решений использует еще и интуицию. У каждого она формируется в течение жизни по-разному. Лицензировать маркетологов и аналитиков нет никакой необходимости. Им надо давать качественное образование. К сожалению, в этой сфере много пробелов: преподаватели зачастую теоретики, а не практики, да и с точки зрения фундаментальных теоретических знаний специалисты выходят из вузов не полностью подготовленными.

Андрей Кошкин,
председатель совета директоров группы «Ярд»:

– Господин Петров выдвинул интересное предложение, все прекрасно понимают, что маги первой и второй категорий — безобидные люди, чего не скажешь про третью. С гадалками все еще проще, даже в нашей компании есть гадалка на аутсорсе, хоть и называет себя аналитиком. Но колдунов лучше не трогать, не стоит оно того.

Мистические явления на рынке происходят сплошь и рядом. Вот, например, есть у тебя любимый парк, и ты гуляешь там по выходным, а через неделю вжух — и там уже стройплощадка, нельзя ведь тут строить, а они строят. Мистика.

Людмила Синьковская,
генеральный директор компании «Русский дом»:

– Мистическим явлениям в жизни есть место, но подобный законопроект у меня вызывает шок. Даже попытки лицензировать риэлторскую деятельность вызывают понятную обратную реакцию, а тут… Просто слов нет. Некоторые законодатели либо сходят с ума, либо ищут новые способы удержаться в своих креслах… Я, например, признаю, что астрология имеет право на жизнь, хотя бы потому, что здесь есть математическая основа. Но подводить эту сферу под закон о защите прав потребителей — сумасшествие просто.


Евгений Коновалов,
глава компании Teleport (размещает постаматы в жилых домах):

– Я скептически отношусь к разным колдунам и магам, хотя говорят, что нельзя ничего отвергать, если невозможно опровергнуть. Всякие загадочные явления в моей жизни случались не раз, например, электроника без видимых причин выходила из строя. Но вряд ли здесь можно говорить о каком-то потустороннем вмешательстве. Если копнуть глубже, наверняка причины окажутся вполне осязаемыми и объяснимыми с точки зрения физики.

Когда нужно принять важное решение, а серьезных оснований нет, стоит отталкиваться от базы, то есть от того, что имеешь. С другой стороны, в нашей стране строить бизнес по науке сродни гаданию на той же кофейной гуще. У маркетологов и аналитиков нередко бывают странные решения, что вызывает недоумение. Но вряд ли имеет смысл лицензировать их деятельность: это и сложно, и бессмысленно. Мне кажется, не очень высокое качество продукта объясняется тем, что эти отрасли (маркетинг и аналитика) в нашей стране начали развиваться сравнительно недавно, им не хватает узкоспециального профессионального образования. Да и вузов, готовящих специалистов высокой категории, не много.

Роман Евстратов,
партнер компании Rusland SP:

– Уже и девушек по вызову заодно бы лицензировали. Кстати, все эти сферы интересны именно организацией бизнес-процессов. Маркетологов и аналитиков лицензировать поздно. Их надо переучивать, это вымирающие профессии. Процессы, которые они изучают, полностью поддаются матанализу. Плюс мы наблюдаем революцию в сфере мобильных приложений, обслуживающих бизнес.

В деловой сфере интуитивные решения принимаются чаще, чем принято думать. Но интуиция — это прямое следствие нашего опыта. Иногда, кстати, это мешает разглядеть новые возможности. Неоднократно сам видел, как молодым, необученным сотрудникам удается нечто, что до сих пор считалось невозможным. Немало решений принимается под воздействием настроения. С утра пролили кофе на любимые брюки, и вероятность отрицательных ответов с вашей стороны заметно возрастает.

Николай Антонов,
партнер, генеральный директор компании «МТЛ. Управление недвижимостью»:

– Проверенный способ принять решение без рациональных оснований — подбросить монетку. Второй — прислушаться к собственному чутью. Часто верным бывает первое решение, которое приходит в голову. С явной мистикой на работе не сталкивался, хотя бывает не по себе, когда задерживаешься допоздна и остаешься один в пустом здании. Все остальное, исчезновение документов например, обычно объясняется человеческим фактором. Лицензировать аналитиков — неплохая мысль. Если хотя бы 50% прогнозов сбывается, значит, специалист подтвердил свою квалификацию. Если меньше — лишается лицензии.

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:

– Я допускаю, что существуют какие-то необъяснимые силы и явления, разгадки которым у науки пока нет. Но то, как их трактуют в «желтой прессе» или программах типа «Битва магов», — это какое-то мракобесие. Хочется спросить: «Мы что, в Средневековье возвращаемся»? Так что отчасти я согласен с депутатом. Думаю, пока люди будут стоять в очередях на прием к врачу в районную поликлинику и не получать квалифицированной помощи, спрос на магических лекарей и экстрасенсов сохранится. Увы, большинство таких «специалистов» — шарлатаны. Кстати, непонятно, почему до сих пор на них не обратила внимания РПЦ?

Дмитрий Лимаренко,
частный брокер коммерческой недвижимости:

– Мистики не замечал. А когда нет рациональных оснований для принятия решения, то доверяю предчувствию, взвешиваю факты и выбираю наиболее верный, но о гадании здесь речи не может быть. Сомневаюсь, что нужно лицензировать деятельность маркетологов и аналитиков, потому что непонятно, как это сделать и какие критерии брать. В таком случае нужно лицензировать вообще любую деятельность, а это уже точно за гранью разумного. К тому же нет единого понимания самого термина «маркетинг», каждый его трактует по-своему.

Николай Майоров,
генеральный директор компании «Русь-НТ»:

– В нашей практике был случай, когда потенциальный клиент принимал решение о сделке в зависимости от того, соответствует объект критериям фэн-шуй или нет. Мы еще подумали: раз это влияет на продажи — может, стоит изучить? Но такие случаи единичны. В условиях дефицита информации я принимаю решение, доверяя интуиции. И не пытаюсь его рационально обосновать. А лицензировать маркетологов не стоит. Оставим место творчеству. Если все упорядочить — рынок исчезнет…