НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 19:32

Власти предлагают ввести в детских садах и школах «трудовое воспитание». Вы за или против? Вам уроки труда помогли в жизни?

2 апреля 2017 в 20:00

Сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект: они предлагают ввести в детских садах, школах и других общеобразовательных учреждениях новую дисциплину — «трудовое воспитание». Своим мнением с NSP поделились Георгий Богачев, Александр Орт, Лев Марголин, Анастасия Лебедева и др.

Вы за или против? Для чего это делается? Вам школьные уроки труда помогли в жизни? Какие предметы вы бы в школе добавили, какие убрали? А может, ее вообще лучше не трогать, пока как-то еще работает?

Георгий Богачев,
президент «ЛенОблСоюзСтроя»:

– Школьные уроки труда мне действительно помогли в жизни. У нас был прекрасный учитель — отставной военный, очень много прикольных вещей на уроках мастерили.
Что касается нынешней школы… У меня дети школьники, так вот впору думать, как их в роботов не превратить — огромная нагрузка. Хотя в целом, может, ничего плохого в этом и нет. Насчет добавить чего-то… Не секрет, что в некоторых школах не хватает учителей либо инфраструктуры. Это, конечно, фантазии, но надо не тратить время на профанацию. Признаться, что нет хорошего учителя, например, английского языка. По крайней мере, честно сказать родителям, может, они займут это время чем-то более полезным для детей.

Но мне, честно говоря, ближе английская система. Там ребенок проводит в школе целый день — это для него жизнь. Он приходит, завтракает, занимается, и на все в спокойном режиме хватает времени. Когда он возвращается домой, он не делает домашних заданий. Дома он отдыхает, общается с родителями, и вечера не превращаются в мучения. Учиться надо, но можно было бы как-то перераспределить нагрузку.

Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ», заслуженный строитель России:

– Трудовым воспитанием должны заниматься в семье. А насаждать это еще в детском саду, на мой взгляд, неправильно. У нас в школе была профориентация, и это мне очень помогло в жизни, да и сейчас помогает. Я вырос на Украине, в школе было направление «животновод-механизатор». Я управлял трактором, с восьмого класса работал на комбайне — трактор, двигатели до винтика знал. В уборочную зарабатывал неплохие деньги, на которые ездил в Ленинград к родственникам, да еще и подарки привозил. Иногда отвлекали то кукурузу собирать, то виноград, но на успеваемости по школьной программе это не сказывалось.
Уроки труда необходимы. Девочки должны уметь пуговицу пришить да яичницу приготовить. Может быть, пирожки — это уже высший пилотаж. То же для мужчины — как это не умеет гвоздь вбить? Элементарные навыки в бытовых делах надо давать, а вот отношение к труду — это уже в семье должно прививаться.

Татьяна Ганюшина,
генеральный директор «Бенуа1890»:

– Я за то, чтобы уроки труда были в школе. Когда я училась, мальчики выполняли работы по дереву, а у девочек были уроки кулинарии, я там научилась готовить. А также были уроки кройки и шитья. Когда мои дети были маленькими, я сама им шила. Такие уроки учат творчеству и усидчивости, развивают практические навыки. Поэтому абсолютно поддерживаю эту инициативу. Я бы добавила астрономию — очень ее люблю. А также увеличила бы количество часов по русскому языку и литературе — это база. И пение бы вернула.

Лев Марголин,
директор по строительству компании Mirland Development Corporation:

– Я в школе очень любил и ценил уроки труда — повезло с учителем. А как мы знаем, личность преподавателя определяет все. Но даже если с учителем не очень повезло, то все равно такие занятия очень полезны: ученики получают новые знания, навыки и компетенции, расширяют кругозор. И главное, они помогают развивать уважительное отношение к любому труду, особенно к тому, где нужно что-то делать своими руками.

Анастасия Лебедева,
директор департамента маркетинга, рекламы и PR корпорации «Адвекс. Недвижимость»:

– Я — за. Уроки домоводства помню до сих пор. В нашей школе возможностей готовить не было, поэтому мы шили и вязали. В дни моей юности понятия «конкуренция брендов» не было, поэтому первые модные вещи шила и вязала себе сама. Училась в ЛГУ, и надо было соответствовать. Как сейчас помню: джинсы (покупные) или длинная юбка (сампошив), длинный-предлинный шарф, фольксумка. Это умение очень пригодилось и в трудные 1980-е, когда шила уже для ребенка. А вот моя дочь училась в школе, когда уроков труда уже не было. Результат — иголку в руках она держит очень плохо… По поводу «добавить/убрать» — я не в теме, так как моя дочь уже взрослая, а внуков еще нет.

Вероника Лежнева,
директор департамента аналитики Colliers International в России:

– На мой взгляд, с текущей загрузкой детей, начиная еще с дошкольного возраста, когда они начинают ходить в различные кружки, на подготовительные занятия к школе, еще и дополнительная трудовая нагрузка смотрится излишней. Тем более пока непонятно, как подобную инициативу можно реализовать без ущерба основным занятиям. Школьные уроки труда вспоминаю с некоторым недоумением: мне было неинтересно шить фартуки и готовить. А у мальчиков, как тогда казалось, была куда более интересная программа: они что-то вытачивали, ремонтировали и даже дарили одноклассницам свои поделки. Например, деревянные лопаточки и ложки еще многие годы служили нам дома. Что же до остальных предметов, то по-прежнему остаюсь сторонником идеи, что разнообразная программа в средних классах тренирует мозг и расширяет кругозор, а математика не бывает лишней. В качестве дополнительных занятий я бы добавила уроки, ориентированные на повышение финансовой грамотности старшеклассников, а также гостевые встречи/лекции профессионалов, которые могли бы давать будущим абитуриентам информацию о различных профессиях и о современном развитии технологий.

Игорь Водопьянов,
управляющий партнер УК «Теорема»:

– Трудно всерьез анализировать законодательные инициативы наших депутатов и сенаторов: у них какой-то поток сознания получается, только на бланках… Нет, мы тоже что-то выпиливали такое, лобзиками. Но воспринимали это, скорее, как продолжение перемены, как отдых от уроков математики и русского языка. Думаю, что и у сенаторов примерно те же мотивы: они, видимо, вспомнили, как в детстве выпиливали лобзиком, были молоды, беззаботны и счастливы. И решили: если всех заставить выпиливать — все тоже будут счастливы.

Сергей Игонин,
управляющий партнер «АйБи ГРУПП»:

– Затрудняюсь сказать, какие уроки стоило бы добавить или убрать, хотя мой ребенок учится сейчас в школе и нагрузка у него приличная. Не думаю, что стоит что-то менять. А вот насчет уроков труда поддерживаю на полном серьезе. Очень полезное и нужное дело. Потому что, хотя мы и живем в эпоху информационных и компьютерных технологий, умение вкрутить лампочку или сделать что-то собственными руками всегда пригодится.

Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:

– Я в школе прогуливал уроки труда. И теперь жалею об этом, поскольку совершенно ничего не умею делать руками, и меня дочка в шутку зовет «рукож…». Хорошо, что у меня есть другие конкурентные преимущества, и все понимают, что забивать гвозди — это не самое главнее. Думаю, что прививать любовь к труду с самого детства очень важно. Именно так поступают в самых экономически развитых странах: Германии, Японии, США. А у нас из западного образа жизни почему-то прижилась лишь тяга к развлечениям и шопингу. Пока любовь к труду и сам труд не станут привычкой и необходимостью, мы только и будем, что качать и продавать нефть, качать и продавать…

Константин Матыцын,
коммерческий директор компании «Гранд-Строй»:

– Важно ведь не просто сформировать у человека какую-то профессиональную направленность, но и привить ему любовь к труду, показать, что работа может быть интересной, увлекательной, что это совсем не обязательно наказание. В принципе, я — за то, чтобы в школу вернули обучение труду. Только очень важно, чтобы этим направлением занимались не случайные люди. И конечно, в ХХI веке не стоит ограничиваться сколачиванием табуреток и работой на токарном станке…

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:

– Школьные уроки труда пока никто не отменял. Я вот на таких уроках познакомилась со швейной машинкой. Не слишком близко, но нитку вдеть сумею. Без школы точно этому бы не научилась. Я против каких-либо изменений в школьной программе, особенно по инициативе людей, не встроенных в эту систему и не понимающих, как она работает. Учителя, дети и родители и без того постоянно находятся в стрессе из-за бесконечных перемен. Педагоги — несчастнейшие из людей, вынужденные постоянно подстраиваться под чьи-то требования, инициативы, фантазии, им некогда учить детей. Лучшие кадры уходят из школы именно потому, что чиновники вымывают из профессии смысл.

Татьяна Хоботова,
начальник отдела ипотечного кредитования ВТБ24 в Петербурге:

– Я очень любила уроки труда. Мы шили фартуки, пекли печенье. В жизни кое-что пригодилось: в трудные времена я шила одежду ребенку, умею обращаться с машинкой и работать с выкройками. Кстати, юные создания, которые работают под моим началом, посещают курсы кройки и шитья, вязания. Я бы вернула в школу уроки музыки, рисования, танцев, по крайней мере, для девочек.

Вообще, мне кажется, школьная программа должна состоять из консервативной части, включающей все базовые предметы, и более гибкой и модернизированной, которая меняется вслед за жизнью, отражает то новое, что появляется в обществе. Может быть, эта вторая часть должна существовать в виде разнообразных факультативов, предполагать выбор. Но без нее детям станет совсем неинтересно ходить в школу.

Максим Жабин,
заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:

– В детском саду — рановато, а вот в школе, класса с четвертого, необходимо вернуть уроки труда. Умение правильно держать молоток по жизни пригодится. Если не на работе — так хоть дома гвоздь забить. Для многих женщин это важно, чтобы мужик по дому что-то умел…

Дмитрий Майоров,
генеральный директор компании «Русь-НТ»:

– Я — категорически за! Трудовое воспитание необходимо. Например, вместо православия. И дело даже не в том, чтобы привить какие-то навыки (хотя и это полезно) — просто чтобы приучить ребят работать. Есть, мне кажется, в юном поколении такая особенность: тех, кто понимает, что деньги нужно зарабатывать, — все меньше. Тех, кто хочет их просто получать, — все больше…