Дактилоскопия для регистрации
Росреестр предлагает идентифицировать правообладателей по отпечаткам пальцев, лицу и голосу.
Росреестр предлагает идентифицировать правообладателей по отпечаткам пальцев, лицу и голосу.
В Совете Федерации прошел «круглый стол», посвященный проблемам государственной регистрации недвижимости. Первый зам. председателя СФ Николай Федоров сообщил, что в верхнюю палату парламента «все чаще поступают обращения граждан, экспертов и должностных лиц, озабоченных тем, что отдельные нормы закона могут быть использованы для реализации мошеннических схем с недвижимостью».
Председатель Комитета СФ по регламенту Андрей Кутепов подчеркнул, что положения закона «О государственной регистрации недвижимости» были призваны упростить механизм кадастрового учета и регистрации прав. В законе предусмотрены защитные механизмы, например, обязательное уведомление собственника обо всех заявлениях на регистрацию прав в отношении его недвижимости. Предусмотрена возможность подачи заявления о запрете проведения госрегистрации без личного участия правообладателя. «Всё это должно было привести к уменьшению количества мошенничеств, однако, судя по обращениям, есть обеспокоенность по этому вопросу».
Г-н Кутепов также объяснил причины исключения нотариусов из большей части сделок. По данным парламентария, нотариальный тариф для сделок между родственниками составляет до 50 000 рублей, а для лиц, не состоящих в близком родстве, – до 100 000. «Именно по этой причине многие граждане не одобряют даже введённое обязательное нотариальное удостоверение сделок с долями. Поступают обращения с просьбой эти правила отменить».
На «круглом столе» обсуждали также проблему утечки информации из Росреестра и МФЦ. (Этот пункт как раз понятен: надо же как-то было объяснить новую норму засекречивания информации о недвижимости крупных федеральных чиновников и их родственников. – NSP.)
Руководитель Росреестра Виктория Абрамченко отметила, что с распространением практики электронной подачи документов появились и новые риски. Сейчас в России работают свыше 90 удостоверяющих центров, выдающих ключи и электронные цифровые подписи: «Есть риск выдачи их лицам, не являющимся правообладателями недвижимости. Наверное, нужны законодательные инициативы, которые установили бы жесткие требования к работе удостоверяющих центров».
Тут же она внесла и конкретное предложение: «Нужно работать в рамках идентификации заявителя не только с помощью усиленной цифровой электронной подписи, но и еще одновременно по трем параметрам, как в пилотном проекте ЦБ РФ, – голос, лицо и отпечаток пальца». (Удивительно: любая инициатива по упрощению регистрации почему-то неизбежно ведет к ее усложнению и появлению все новых контрольных функций. – NSP.)
Чиновники привели данные по обжалованию регистрационных действий в судах. В 2015 году было принято 588 решений не в пользу Росреестра (0,002% от общего количества зарегистрированных за этот период прав, ограничений и сделок). В 2016-м ведомство проиграло в 215 случаях (0,001%).