НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

23 мая, 19:48
1 февраля 2016 в 11:40

На рынке недвижимости — обострение, связанное с защитой авторских прав

На рынке недвижимости — обострение, связанное с защитой авторских прав на бренды, названия проектов, рекламные слоганы. Так, Роспатент лишает «Главстрой-СПб» прав на название ЖК «Панорама 360», питерский арбитраж запрещает структуре «Балтком Инвест» использовать бренд «Магазин квартир»...

а рынке недвижимости — обострение, связанное с защитой авторских прав на бренды, названия проектов, рекламные слоганы. Так, Роспатент лишает «Главстрой-СПб» прав на название ЖК «Панорама 360», питерский арбитраж запрещает структуре «Балтком Инвест» использовать бренд «Магазин квартир», в другом деле суд защищает торговый знак ЖК «Воронцов» в Мурино, а Fort Group соглашается платить отступные за название ТРК «Пять озер»… И это только начало.

Когда с деньгами становится напряженно, участники рынка начинают щепетильнее относиться к методам конкуренции и подозревать соперников по отрасли в заимствовании образов и идей. А в СМИ все чаще всплывает понятие «патентный рэкет».

Деньги из воздуха и воды

Комичные с виду разногласия оборачиваются многомиллионными исками.

Например, недавно производитель водки «Пять озер» заставил Fort Group платить за использование своего бренда в названии комплекса на Долгоозерной улице. «НП» описывала судебный конфликт в № 48/2015. Дело завершилось мировым соглашением. Омский производитель разрешил питерскому девелоперу использовать его «водочную» лицензию в отношении ТРК «Пять озер» за 250 000 рублей в квартал. Fort Group не будет платить «живыми» деньгами. Водочному холдингу предоставят в зачет этой суммы рекламные площади в торговых центрах. Впрочем, не исключено, что со временем девелопер все-таки займется ребрендингом.

На днях стало известно о другом громком конфликте, участники которого прямо говорят о патентном рейдерстве. Роспатент отозвал у питерских компаний «Главстрой-СПб» и «Панорама окна» защиту товарных знаков, в которых используется слово «Панорама». «Главстрой» уже много лет возводит комплекс под названием «Панорама 360» на углу улицы Шкапина и Обводного канала, и до сих пор никаких проблем с этим брендом не было. Претензию в Роспатент подала башкирская «Бизнесинвестгрупп». В ведомстве констатировали, что эта фирма раньше остальных зарегистрировала товарный знак «Панорама» (применительно ко многим сегментам рынка), и другие пользователи теперь должны договариваться с ней об использовании знака. Для компании «Бизнесинвестгрупп» регистрация товарных символов — это основной бизнес. Теперь «Главстрой» намерен отстоять свои права в суде. Завод «Панорама», который также пострадал от действий «Бизнесинвестгрупп», уже подал несколько исков в суд по интеллектуальным правам. В январе фирма добилась локального успеха. Суд признал, что товарный знак, зарегистрированный за «Бизнесинвестгрупп», не должен распространяться на отдельные виды товаров (в частности, окна), поскольку башкирская фирма не выпускает такой продукции. Впрочем, это еще не точка в конфликте.

Именная защита

В течение последнего месяца в арбитраже завершилось еще несколько занятных дел, связанных с авторскими правами. В некоторых случаях дележ бренда — это лишь эпизод в ходе раздела бизнеса. Например, структуры компании «Мегалит» Александра Бреги отстояли свое единоличное пользование торговой маркой «Магазин квартир». Одноименное агентство недвижимости было создано еще в начале «нулевых». Авторские права на это название закреплено за ЗАО «Магазин квартир-3», подконтрольное структурам «Мегалита». В 2009-м эта фирма решила объединить свой риэлторский бизнес с АН, входившим в состав девелоперской компании «Балтком Инвест» (руководитель Андрей Лагута). Сотрудники обеих фирм занимали офисные помещения на ул. Чайковского, 40. В 2010-м было зарегистрировано новое ООО «Магазин квартир», руководителем которого стал г-н Лагута. Однако в начале прошлого года партнеры решили разойтись и поделить агентский бизнес. По сведениям «НП», Александр Брега вернулся к управлению АН «Магазин квартир». Партнеру было предложено развивать собственное агентство. Без конфликта, видимо, не обошлось. В августе структура «Мегалита» подала иск к ООО «Магазин квартир» Андрея Лагуты о запрете использовать фирменное наименование общества на рынке недвижимости. На днях первая инстанция удовлетворила иск. Г-н Брега сообщил «НП», что не будет комментировать конфликт, пока решение не вступит в силу: «Могу только сказать, что продолжаем развивать наш агентский бизнес, но уже без партнера, а иск во многом носит технический характер». Получить комментарий оппонентов не удалось. Кстати, фирма «Балтком Инвест» уже создала новое агентство — Liga Estate. На его сайте сказано, что раньше сотрудники работали в составе АН «Магазин квартир», но теперь не имеют к нему отношения.

Еще один «брендовый» конфликт возник между застройщиками, работающими в Мурино. Причем этот спор важен с точки зрения арбитражной практики. Так, в прошлом году инвестор ЖК «Воронцов» (компания «СпецКапСтрой СПб») подал иск к агентствам недвижимости, продвигающим ЖК «Сила природы». Претензии возникли по контекстной рекламе в Интернете (в «Яндекс-директ»). Если в «Яндексе» набрать в поисковой строке ЖК «Воронцов», то появлялась ссылка с вопросом «Ищете квартиру в ЖК «Воронцов»?». При переходе пользователь попадал на страницу с продолжением… «Ищете квартиру в ЖК «Воронцов»? Посмотрите ЖК «Сила природы» в Девяткино от застройщика…» В компании «СпецКапСтрой СПб» стали доказывать, что любая ссылка на их комплекс в рекламе конкурента непозволительна. Фирма потребовала устранить нарушение. Недавно арбитраж подтвердил, что подобную рекламу нельзя признать надлежащей, но в иске было отказано, поскольку договоры о размещении контекстной рекламы истекли еще в начале 2015-го. В данный момент нарушений нет, а заявитель не требовал в иске запретить подобную рекламу и в будущем.

В прошлом году СМИ муссировали еще один конфликт, который возник из-за названий строительных проектов. Представители компании «Ленстройтрест» возмутились названием ЖК «Живи! В Рыбацком» от «СПб Реновации». Якобы сотрудники «Ленстройтреста» первыми придумали слоган «Живи!», который собирались использовать во многих своих проектах (в том числе «Живи! в Янила Кантри» или «Живи! в Юттери»). Однако стороны не стали доводить дело до арбитража.

Судя по всему, в период кризиса число подобных споров будет только расти. Когда начинается настоящая охота на покупателей, о fair play вспоминают все реже, а претензий к конкурентам становится все больше. В благополучные времена мало кого смущают «дубли». Например, в городе уже построено несколько ЖК «Александрия» или «Звездный», два комплекса «Аврора»…