Лохотрон имени Пушкина
В Царском Селе проводили «Зимний вечер света». У Лицейской арки коробейники запускали в темнеющее небо светящиеся вертушки. У главного входа в парк клубилась густая толпа: две очереди в кассы и отдельная, уже с билетами (по 300 рублей), — на вход.
У нас билеты были, мы поэтому простояли всего полчасика. Морозец пощипывал, ветерок пронизывал; в очереди негромким, но недобрым словом поминали руководителя ГМЗ «Царское Село» Ольгу Таратынову.
Программа обещала разнообразные затеи на основании высоких технологий и последних достижений науки. С получасовым опозданием она началась с файер-шоу: молодые ребята крутили 15 минут огни под музыку. Дело происходило на льду пруда, народ теснился на берегах, соответственно, видно было только первым двум рядам. Остальные увлеченно выясняли, кто раньше пришел, а кто позднее нахально вперся. Организаторы пообещали повторить — наверное, для тех, кто так и не увидел.
Дальше была обещана «иллюзия парусного корабля». Иллюзия проецировалась на экран: действительно, силуэт корабля на фоне луны. В нашем советском детстве (если кто застал) была такая штука: диапроектор. Но там хотя бы кадры менялись, развивался сюжет. Здесь, правда, ветер завывал из динамика. Ломалось что-то деревянное, наверное мачты. На деревянных коробах, в которых зимуют скульптуры, подсвечивались силуэты дам и кавалеров. То синим, то красным. Иногда фигуры высокотехнологично меняли угол наклона. Вообще-то театр теней появился 1700 лет назад… У павильона «Эрмитаж» подсветка рисовала в окнах темные контуры танцующих пар… Все.
Впрочем, нет: временами в аллеях попадались организованные группы с экскурсоводами во главе.
Несколько тысяч человек отстояли от получаса до часа, заплатили по 300 рублей за шоу, которое (со всеми прибамбасами) вряд ли обошлось организаторам дороже 30 000-50 000 руб.
«Лохотрон»— это было не самое жесткое обозначение мероприятия. Некоторые посетители, впрочем, предусмотрительно заранее выпили — этим все нравилось.
На выходе пожилой господин буксировал упирающуюся внучку. «Деда, подожди, может, что-то еще будет, может, еще не начали».— «Нет, мы все уже видели, пойдем»,- вздыхал господин. А у касс все еще теснились желающие культурно провести вечер.
Я подошел к коробейнику с вертушками, спросил: «Сколько?» — «Триста!» — весело ответил мелкий предприниматель.
Ну что, вполне себе честный бизнес, если сравнивать с ГМЗ «Царское Село».