НАШ ЦИТАТНИК: «Если здание находится в центре города, сейчас этого по факту достаточно, чтобы причислить его к лику «градостроительных святынь». Однако отнесение всех домов к историческим исключительно по году постройки абсурдно…» Дмитрий Некрестьянов

17 мая, 01:18
29 февраля 2016 в 10:30

Чилиец на линии фронта

Самую престижную премию в области архитектуры — Прицкер-прайз — получит архитектор из Чили Алехандро Аравена. Он же назначен куратором XV Архитектурной биеннале в Венеции.

Конечно, Прицкеровскую премию зодчему из Латинской Америки вручат вовсе не за то, что он будет курировать самую знаменитую архитектурную выставку. Но, несомненно, это значительно поддержит его престиж, тем более что Алехандро всего 48 лет (для архитекторов почти юность), а имя его пока не столь известно, как, скажем, Дэвида Чипперфильда, Стивена Холла, Сантьяго Калатравы, которых называли в числе претендентов на Прицкера этого года. Постройки Аравены за пределами Чили немногочисленны, а на родине работы зодчего и его бюро Elements cвязаны прежде всего с социальными проектами: недорогое жилье, общественные пространства, медицинские учреждения. Кстати, это первый архитектор из Чили и четвертый латиноамериканец, удостоенный этой награды. В общем, известной на весь мир «звездой» его не назовешь. Эксперты полагают, что выбор жюри подтверждает наметившуюся пару лет назад тенденцию: отход от звездной архитектуры «события», «визитной карточки» к работам, которые отвечают внятным требованиям времени, заказчика и будущего потребителя. В частности, это объясняет и выбор лауреатов двух прошлых лет: творчество японца Шигеру Бана (2014-й) связано с быстровозводимыми конструкциями для жертв природных и техногенных катастроф, а Отто Фрея прославился недорогими тентовыми сооружениями, которые тем не менее создавали интересный антураж для Олимпиады в Мюнхене.

Впрочем, социальная направленность большинства проектов Аравены вовсе не означает, что он чужд дизайнерских экспериментов. Его знаменитый центр в Сантьяго-де-Чили «Сиамские близнецы» насыщен деконструктивистскими приемами. Но идеология асимметрии у него не идет от заданной формы, а зависит от окружения: эту башню наклоним, чтобы сохранить панораму, а окно повернем, чтобы стало светлее.

Таких же объективно оправданных экспериментов сам Алехандро Аравена в качестве куратора Венецианской биеннале ждет от участников этой выставки. Заявленная тема — «Вести с фронта». Причем под фронтом подразумевается взаимодействие архитектуры (архитектора) и окружения (людей, пространства). В качестве символа для вдохновения он предложил фигуру женщины-археолога, которая идет со стремянкой по плато Наска. Если рассматривать его поверхность с земли, ничего, кроме разрозненных линий, не видно. Взберешься повыше — и они складываются в древние магические изображения. Насколько современным зодчим удастся справиться с этой задачей — увидим в конце мая, когда откроется биеннале. В своем национальном павильоне российская команда обещает представить новый взгляд на ВДНХ. Комиссар павильона — ректор Академии художеств Семен Михайловский, кураторы — Сергей Кузнецов (главный архитектор Москвы) и Екатерина Проничева (директор ВДНХ).