НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:36

Судебные издержки

8 февраля 2016 в 14:50

Победитель международного архитектурного конкурса на концепцию «судебного квартала» Максим Атаянц отстранен от проектирования без объяснения причин и без оплаты. Новый авторский коллектив пригласят без всякого конкурса.

Таков итог почти трехлетней работы, связанной с улучшением конкурсного проекта по рекомендациям жюри конкурса, заказчика, Совета по культурному наследию и руководителя балетной труппы Бориса Эйфмана. Сначала из проекта убрали изначально предполагавшееся жилье для судей (вместо него жюри предложило разбить парк), потом меняли внешний облик Театра танца и в целом старались, чтобы масштабный комплекс в духе итальянской классики не выглядел слишком явной декорацией.

Впрочем, ни один международный конкурс в Петербурге пока не принес ожидаемого результата, и ни один победитель такого состязания (кроме разве что конкурса на «Невскую Ратушу») не увидел свой проект воплощенным без кардинальных изменений. Но даже на этом фоне история с «судебным кварталом», мягко говоря, удивляет: победители конкурса не получали каких-либо премий, им обещали, что их привлекут к реальному проектированию. Тем не менее дальнейшая работа с победителем строилась «по договоренности» — без контрактов и без оплаты. И закончилась. Внезапно. (Свои затраты на эту работу автор не раскрывает.)

Максим Атаянц даже не удивляется, что ему официально не сообщили об изменении планов заказчика. «Нам не заплатили ни копейки, но как я теперь понимаю, и к лучшему, — говорит он. — Иначе по договору все права на наши разработки перешли бы к заказчику, который мог бы использовать их по своему усмотрению». Похоже, к этому все и шло.

Теперь направлять работу архитекторов будет компания «Сатурн», которую в конце 2015-го по итогам закрытого тендера выбрали генпроектировщиком комплекса. Фирма занимается системами спецсвязи, а на разработку архитектурной части должна заключить договор с субпроектировщиком. При этом поначалу рассматривалась альтернатива: либо оформить контракт с мастерской Максима Атаянца, либо пригласить других специалистов для детальной проработки проекта на основе его концепции. «Я сообщил, что возражаю против использования своей работы в интерпретации других авторов, в таком случае у меня не будет возможности влиять на воплощение моих идей. И ручаться за результат не смогу», — комментирует г-н Атаянц. С тех пор общение сторон прекратилось.

На прошлой неделе стало известно, что проектировать «судебный квартал», скорее всего, будет мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая четыре года (вместе с мастерской Сергея Чобана) занималась этой площадкой в рамках проекта «Набережная Европы», а потом участвовала в конкурсе концепций на «судебный квартал». Другая новость — в квартал возвращается жилье, 600 квартир, поскольку власти Петербурга не смогли подобрать достойный участок в центре города для расселения представителей третьей власти.

Евгений Герасимов лишь подтверждает, что предложение от фирмы «Сатурн» поступило: «Мы рассматриваем возможность участия. Если примем это предложение, чужие наработки использовать не станем. И свои собственные копировать тоже не будем — ни «Набережную Европы», ни нашу конкурсную концепцию. Это будет иной проект, с учетом изменившихся факторов и пожеланий».

Любопытно, что на проектную часть запланировано чуть больше 100 млн рублей, раз в пять меньше, чем планировали выделить по предварительным расчетам. Но, как говорят архитекторы, это не та работа, где финансовые вопросы играют решающую роль.

В кулуарах ходят слухи, что предложение о проектировании сделано и другим мастерским.

Как бы то ни было, есть две версии происходящего вокруг «судебного квартала», так или иначе связанные с оптимизацией расходов.

1.В Управлении делами Президента произошла почти полная ротация кадров; возможно, новым сотрудникам не нравится итальянская классика, затраты на достойное исполнение которой будут немалыми. К тому же мастерская Максима Атаянца прежде не участвовала в крупных многофункциональных стройках, занимаясь в основном жильем.

2.Сокращение бюджета, возращение на площадку жилья, стремление завершить стройку в ближайшие пару лет заставляют искать мастерскую, хорошо знакомую с площадкой, которая сможет оперативно подготовить рабочую документацию (возможно, используя хотя бы частично свои прежние наработки).