24 ноября, 02:14

РЖД интересуется проектом сверхскоростного транспорта от Элона Маска. А вы рискнете прокатиться в вакуумной трубе?

29 мая 2016 в 20:22

РЖД заинтересовалась проектом Элона Маска по созданию сверхскоростного транспорта: капсулы с пассажирами будут лететь в вакуумной трубе. Своим мнением с NSP поделились Юрий Добровольский, Арсений Васильев, Николай Ватин, Андрей Бочков и др.

А вы рискнули бы прокатиться в такой штуке? Верите ли вы, что такие разные предприятия могут затеять и реализовать совместный проект? Что может ему помочь или помешать? Какие экзотические или необычные виды транспорта вам доводилось использовать?

Юрий Добровольский,
заместитель руководителя Петербургского филиала «Мосгосэкспертизы»:

– Только в отдаленной перспективе. Проблем много, от выделения участков до технологических сложностей в изобретении нового вида транспорта. На строительство одного только «Сапсана», который создали на базе существующего поезда, от анонса до запуска первого коммерческого рейса ушло два года. А в случае с капсулами и трубопроводами, которые пока нигде не реализованы, до готового продукта может пройти не одна пятилетка. Что касается экзотики, то, к сожалению, мне особо нечем похвастаться. Самым необычным транспортом, которым удалось воспользоваться, была монорельсовая дорога в Дубае, проходящая по намывной территории в виде пальмы.

Екатерина Запорожченко,
директор по продажам Docklands:

– Честно говоря, считаю железнодорожный проект в духе фильмов про Бэтмена дорогим и трудно реализуемым. Плюс обслуживание этого вида транспорта и обеспечение безопасности. Но я бы рискнула на таком прокатиться. Мне хотелось бы верить, что такие разные предприятия могут затеять и реализовать совместный проект, пусть и в будущем. Увы, до сих пор я сталкивалась только с традиционными видами транспорта. К экзотическим могу отнести лишь оленей и слонов.

Арсений Васильев,
гендиректор ГК «УНИСТО Петросталь»:

– Рискнул бы. Лошади и собачьи упряжки мне нравятся больше, но риск в аппарате Маска представляется мне существенно меньшим.

Егор Дондэ,
digital-директор NAI Becar:
– На мой взгляд, технология более чем жизнеспособная! И более безопасная, чем американские горки, которые существуют уже больше полувека. Через 20 лет этот вид транспорта будет настолько же привычным, как электрическая лампочка в начале XX века. Даже если сейчас нам кажется это диким, опасным и буквально невозможным решением.

Куда как более фантастической выглядит идея строительства орбитального лифта в 2050 году японской компанией Obayashi. Лифт станет доставлять людей и грузы на высоту около 100 000 километров, а его применение будет более дешевым и безопасным, чем использование космических шаттлов. Надо предложить РЖД поучаствовать и в этом проекте. Тогда поезда наконец-то превратятся в космический транспорт!

Николай Вечер,
вице-президент GVA Sawyer:

– Я совсем даже не прочь прокатиться на таком поезде. Однако опасаюсь, что симбиоз идей гениального Элона Маска с отечественной действительностью может дать что-то среднее типа «Сапсана». Хороший поезд, всегда им пользуюсь, но едет не очень быстро, наверное, качество путей мешает. Так может быть и с проектом HyperLoop: зазоры в стыках, мальчишки, бросающие камни в окна, и пр. Но сам проект — грандиозный. А самый быстрый поезд, на котором мне довелось ездить, — это экспресс между Шанхаем и аэропортом: он шел со скоростью 400 км/ч!

Александр Пигольцин,
генеральный директор ООО «Межрегиональная сервисная компания»:

– Если к такому проекту подключить Газпром, то все решаемо и реализуемо. Я бы обязательно путешествовал таким способом. Не боюсь ничуть. А до сих пор из самого необычного, на чем приходилось ездить, — автоматические поезда без машиниста. Но нынче этим уже никого не удивишь.

Олег Курганов,
руководитель проекта ЖК «Коломяги Эко»:

– Для нашей страны подобный проект пока еще фантастичен. Во-первых, для его реализации недостаточно соответствующей инфраструктуры. Пример — долгие обсуждения строительства легкорельсового транспорта в Петербурге, которые только два года назад пришли к логическому завершению. Что уж говорить о более инновационных решениях. Во-вторых, взять все расходы на себя один инвестор не сможет. Помимо привлечения еще нескольких партнеров необходима поддержка на городском и федеральном уровнях.

Скорее всего, такой инновационный проект уместен только в столице, но, даже если все сложится, было бы странно реализовывать его, когда в модернизации нуждаются уже существующие магистрали.

Николай Ватин,
директор Инженерно-строительного института СПбГПУ:

– Над созданием такой трубы работают уже, наверное, лет двадцать, так что вполне допускаю, что дело идет и к практической реализации. Я бы рискнул прокатиться, но только после того, как собачки (условные Белка и Стрелка) успешно слетают. Из личного опыта мне запомнился очень маленький самолетик, на котором я летал в Тюмени. Было экзотично.

Владислав Фадеев,
руководитель отдела исследований JLL в Петербурге:

– Я бы не отказался. Думаю, прокатиться было бы интересно всем. Другое дело, что на скорую реализацию подобного проекта рассчитывать не стоит.
Действительно, у американской компании и у РЖД совершенно разные корпоративные подходы, состыковать их в одном проекте будет весьма сложно. С другой стороны, недавно поменялось руководство РЖД, в связи с чем серьезно и в лучшую сторону может измениться и политика монополиста. Сбербанк — яркий тому пример. Помешать реализации проекта могут, прежде всего, санкционные ограничения со стороны США. Поэтому в ближайшей перспективе вряд ли нам удастся покататься в капсуле по вакуумной трубе. А в будущем это вполне реально.
Экзотическим транспортом не пользовался, если только фуникулер не считать таковым.

Андрей Бочков,
генеральный директор компании «ПулЭкспресс»:

– Я люблю экспериментировать, но все должно быть в меру. Как говорил один мой приятель, подходя к какому-нибудь аттракциону: «А теперь представь, что его собирали такие же, как мы». Хорошо еще, если только какая-нибудь ручка оторвется. По этой же причине не очень верю в совместное производство. Приходилось и приходится делать что-то вместе с государством. Цель-то может быть заявлена и общая, но интересы у партнеров разные. Экзотическими видами транспорта пользоваться не приходилось. Все обычно: лодки, мотоциклы. Больше всего адреналина дает поездка на мотоцикле. Особенно в качестве пассажира. Я сам-то езжу часто, но пассажиром попробовал один раз, мне хватило.

Алексей Шаскольский,
заместитель начальника отдела оценки ИПП:

– Если вдруг Элон Маск и РЖД учредят совместное предприятие — риски сразу резко возрастут. И для бизнеса, и для пассажиров. Не думаю, что у Маска хватит храбрости так рисковать. Но вот где-нибудь в Калифорнии я бы прокатился с удовольствием. У них же если что не так — потребители засудят!

А вообще сейчас появилось колоссальное количество способов передвижения. Человек полюбил скорость. А на Аляске, например, без маленького самолетика просто не обойтись. У моего друга их было два, он вышел на пенсию — пришлось покупать третий. Дочки все время ключи просили, слетать куда-нибудь.
Из транспортных задач самая интересная — это найти способ, чтобы в Петербурге человек мог из точки А в точку Б прибыть за прогнозируемое время и с комфортом. На меня самое сильное впечатление произвел сплав по реке на той же Аляске. Потому что с медведями по берегам.

Борис Латкин,
генеральный директор компании «Рокет Групп»:

– Когда мне было семь лет, я как раз придумал такой поезд в вакуумной трубе. Так что Элон Маск в этом смысле меня не удивил. На самом деле идеи носятся в воздухе, просто сейчас технологии дали возможность этот замысел реализовать. Но на российской разработке я бы передвигаться не рискнул. Потому что с помощью наших традиционных инструментов — кувалды и какой-то матери — трудно обеспечить точность сборки и безопасность конструкции. И в совместное производство я не верю. У нас даже ширина колеи разная. Из необычных способов передвижения запомнилось, как переправлялись через карьер по канатной дороге, на подвеске. Цепляешься и едешь… Еще — на снегоходе через речку, по открытой воде. Если на скорости, он не тонет, а скользит. Какое-то время.