НАШ ЦИТАТНИК: «Надо очень аккуратно подходить к частичному изменению фасадов, поскольку оно порой довольно серьёзно меняет здания. Можно удлинить нос Венере Милосской, талию усилить, ноги укоротить. Но Венеры Милосской мы уже тогда не получим...» Владимир Григорьев

13 апреля, 19:35

РЖД интересуется проектом сверхскоростного транспорта от Элона Маска. А вы рискнете прокатиться в вакуумной трубе?

29 мая 2016 в 20:22
5 063

РЖД интересуется проектом сверхскоростного транспорта от Элона Маска. А вы рискнете прокатиться в вакуумной трубе?

РЖД заинтересовалась проектом Элона Маска по созданию сверхскоростного транспорта: капсулы с пассажирами будут лететь в вакуумной трубе. Своим мнением с NSP поделились Юрий Добровольский, Арсений Васильев, Николай Ватин, Андрей Бочков и др.

Знак-вопроса-NSP.RU

А вы рискнули бы прокатиться в такой штуке? Верите ли вы, что такие разные предприятия могут затеять и реализовать совместный проект? Что может ему помочь или помешать? Какие экзотические или необычные виды транспорта вам доводилось использовать?

Юрий Добровольский,
заместитель руководителя Петербургского филиала «Мосгосэкспертизы»:

– Только в отдаленной перспективе. Проблем много, от выделения участков до технологических сложностей в изобретении нового вида транспорта. На строительство одного только «Сапсана», который создали на базе существующего поезда, от анонса до запуска первого коммерческого рейса ушло два года. А в случае с капсулами и трубопроводами, которые пока нигде не реализованы, до готового продукта может пройти не одна пятилетка. Что касается экзотики, то, к сожалению, мне особо нечем похвастаться. Самым необычным транспортом, которым удалось воспользоваться, была монорельсовая дорога в Дубае, проходящая по намывной территории в виде пальмы.

Екатерина Запорожченко,
директор по продажам Docklands:

– Честно говоря, считаю железнодорожный проект в духе фильмов про Бэтмена дорогим и трудно реализуемым. Плюс обслуживание этого вида транспорта и обеспечение безопасности. Но я бы рискнула на таком прокатиться. Мне хотелось бы верить, что такие разные предприятия могут затеять и реализовать совместный проект, пусть и в будущем. Увы, до сих пор я сталкивалась только с традиционными видами транспорта. К экзотическим могу отнести лишь оленей и слонов.

Арсений Васильев,
гендиректор ГК «УНИСТО Петросталь»:

– Рискнул бы. Лошади и собачьи упряжки мне нравятся больше, но риск в аппарате Маска представляется мне существенно меньшим.

Егор Дондэ,
digital-директор NAI Becar:
– На мой взгляд, технология более чем жизнеспособная! И более безопасная, чем американские горки, которые существуют уже больше полувека. Через 20 лет этот вид транспорта будет настолько же привычным, как электрическая лампочка в начале XX века. Даже если сейчас нам кажется это диким, опасным и буквально невозможным решением.

Куда как более фантастической выглядит идея строительства орбитального лифта в 2050 году японской компанией Obayashi. Лифт станет доставлять людей и грузы на высоту около 100 000 километров, а его применение будет более дешевым и безопасным, чем использование космических шаттлов. Надо предложить РЖД поучаствовать и в этом проекте. Тогда поезда наконец-то превратятся в космический транспорт!

Николай Вечер,
вице-президент GVA Sawyer:

– Я совсем даже не прочь прокатиться на таком поезде. Однако опасаюсь, что симбиоз идей гениального Элона Маска с отечественной действительностью может дать что-то среднее типа «Сапсана». Хороший поезд, всегда им пользуюсь, но едет не очень быстро, наверное, качество путей мешает. Так может быть и с проектом HyperLoop: зазоры в стыках, мальчишки, бросающие камни в окна, и пр. Но сам проект — грандиозный. А самый быстрый поезд, на котором мне довелось ездить, — это экспресс между Шанхаем и аэропортом: он шел со скоростью 400 км/ч!

Александр Пигольцин,
генеральный директор ООО «Межрегиональная сервисная компания»:

– Если к такому проекту подключить Газпром, то все решаемо и реализуемо. Я бы обязательно путешествовал таким способом. Не боюсь ничуть. А до сих пор из самого необычного, на чем приходилось ездить, — автоматические поезда без машиниста. Но нынче этим уже никого не удивишь.

Олег Курганов,
руководитель проекта ЖК «Коломяги Эко»:

– Для нашей страны подобный проект пока еще фантастичен. Во-первых, для его реализации недостаточно соответствующей инфраструктуры. Пример — долгие обсуждения строительства легкорельсового транспорта в Петербурге, которые только два года назад пришли к логическому завершению. Что уж говорить о более инновационных решениях. Во-вторых, взять все расходы на себя один инвестор не сможет. Помимо привлечения еще нескольких партнеров необходима поддержка на городском и федеральном уровнях.

Скорее всего, такой инновационный проект уместен только в столице, но, даже если все сложится, было бы странно реализовывать его, когда в модернизации нуждаются уже существующие магистрали.

Николай Ватин,
директор Инженерно-строительного института СПбГПУ:

– Над созданием такой трубы работают уже, наверное, лет двадцать, так что вполне допускаю, что дело идет и к практической реализации. Я бы рискнул прокатиться, но только после того, как собачки (условные Белка и Стрелка) успешно слетают. Из личного опыта мне запомнился очень маленький самолетик, на котором я летал в Тюмени. Было экзотично.

Владислав Фадеев,
руководитель отдела исследований JLL в Петербурге:

– Я бы не отказался. Думаю, прокатиться было бы интересно всем. Другое дело, что на скорую реализацию подобного проекта рассчитывать не стоит.
Действительно, у американской компании и у РЖД совершенно разные корпоративные подходы, состыковать их в одном проекте будет весьма сложно. С другой стороны, недавно поменялось руководство РЖД, в связи с чем серьезно и в лучшую сторону может измениться и политика монополиста. Сбербанк — яркий тому пример. Помешать реализации проекта могут, прежде всего, санкционные ограничения со стороны США. Поэтому в ближайшей перспективе вряд ли нам удастся покататься в капсуле по вакуумной трубе. А в будущем это вполне реально.
Экзотическим транспортом не пользовался, если только фуникулер не считать таковым.

Андрей Бочков,
генеральный директор компании «ПулЭкспресс»:

– Я люблю экспериментировать, но все должно быть в меру. Как говорил один мой приятель, подходя к какому-нибудь аттракциону: «А теперь представь, что его собирали такие же, как мы». Хорошо еще, если только какая-нибудь ручка оторвется. По этой же причине не очень верю в совместное производство. Приходилось и приходится делать что-то вместе с государством. Цель-то может быть заявлена и общая, но интересы у партнеров разные. Экзотическими видами транспорта пользоваться не приходилось. Все обычно: лодки, мотоциклы. Больше всего адреналина дает поездка на мотоцикле. Особенно в качестве пассажира. Я сам-то езжу часто, но пассажиром попробовал один раз, мне хватило.

Алексей Шаскольский,
заместитель начальника отдела оценки ИПП:

– Если вдруг Элон Маск и РЖД учредят совместное предприятие — риски сразу резко возрастут. И для бизнеса, и для пассажиров. Не думаю, что у Маска хватит храбрости так рисковать. Но вот где-нибудь в Калифорнии я бы прокатился с удовольствием. У них же если что не так — потребители засудят!

А вообще сейчас появилось колоссальное количество способов передвижения. Человек полюбил скорость. А на Аляске, например, без маленького самолетика просто не обойтись. У моего друга их было два, он вышел на пенсию — пришлось покупать третий. Дочки все время ключи просили, слетать куда-нибудь.
Из транспортных задач самая интересная — это найти способ, чтобы в Петербурге человек мог из точки А в точку Б прибыть за прогнозируемое время и с комфортом. На меня самое сильное впечатление произвел сплав по реке на той же Аляске. Потому что с медведями по берегам.

Борис Латкин,
генеральный директор компании «Рокет Групп»:

– Когда мне было семь лет, я как раз придумал такой поезд в вакуумной трубе. Так что Элон Маск в этом смысле меня не удивил. На самом деле идеи носятся в воздухе, просто сейчас технологии дали возможность этот замысел реализовать. Но на российской разработке я бы передвигаться не рискнул. Потому что с помощью наших традиционных инструментов — кувалды и какой-то матери — трудно обеспечить точность сборки и безопасность конструкции. И в совместное производство я не верю. У нас даже ширина колеи разная. Из необычных способов передвижения запомнилось, как переправлялись через карьер по канатной дороге, на подвеске. Цепляешься и едешь… Еще — на снегоходе через речку, по открытой воде. Если на скорости, он не тонет, а скользит. Какое-то время.