НАШ ЦИТАТНИК: «Мы остались зелёным финансовым брендом, но добавили много разнообразия в то, чем занимаемся и чем полезны для клиента. И главное – мы взяли на себя амбициозную задачу экономить людям максимум времени...» Герман Греф

27 сентября, 19:44

Минфин хочет опять повысить цены на водку. А есть ли, на ваш взгляд, связь между ее стоимостью и ценами на недвижимость?

4 сентября 2016 в 19:20
6 087

Минфин хочет опять повысить цены на водку. А есть ли, на ваш взгляд, связь между ее стоимостью и ценами на недвижимость?

Минфин предлагает опять повысить минимальные цены на водку. При этом никто толком не исследовал вопрос: есть ли связь между стоимостью водки и ценами в сфере недвижимости? Потому что водка — не только скрепа и один из символов страны (наряду с АК-47), она долгое время была универсальным расчетным средством, заменяя валюту.Тем не менее стоимость «квадрата» аналитики привязывали к доллару, к баррелю, но никогда — к литру. Своим мнением с NSP поделились Георгий Рыков, Юрий Добровольский, Валерия Костина, Александр Орт, Виталий Савчин и др.

Знак-вопроса-NSP.RU

Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия 17»:
– Я человек консервативный, и мне бы хотелось старую, проверенную государственную монополию с твердой ценой на эту «валюту». А сфера недвижимости и цена на водку, по-моему, сейчас никак не связаны.

Георгий Рыков,
гендиректор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Алкоголь — важная часть нашего бытия, универсальное средство, которое приводит к общему знаменателю и взаимопониманию людей, корпорации, государства. Поэтому связь между ценой водки и квадратным метром очень явственна и ощутима. Предлагаю поднять цены и на водку, и на недвижимость. Тем самым разогреем экономику и улучшим инвестиционный климат. Алкоголь часто делает пессимистов оптимистами, хоть и ненадолго.

Николай Вечер,
вице-президент GVA Sawyer:
– Мне кажется, что с ростом цен на водку она сама по себе утрачивает былую роль меры всех вещей, в том числе, конечно, и цены квадратных метров. Начинается какое-то расслоение: по всей стране эта роль постепенно переходит к самогону и наследнице советских времен бормотухе, и только в четырех-пяти крупнейших городах страны происходит смещение в сторону текилы, виски и пр. Рост же цен на водку влияет на рынок недвижимости следующим образом: чем дороже водка, тем меньше хочется покупать, то есть рост цен на спиртное приводит к снижению ликвидности недвижимости, особенно это проявляется на вторичном рынке, где действуют не экономические законы, а психологические. Иными словами: «Вот и водка опять подорожала! Гори все синим пламенем, не буду никакую квартиру покупать, лучше пойду и напьюсь».

Юрий Добровольский,
заместитель руководителя петербургского филиала Московской государственной экспертизы:
– У нас нет гипотез — мы оперируем исключительно научно обоснованными фактами. Во-первых, метр и литр — единицы одной системы измерения, так что они очень тесно друг другом связаны. Во-вторых, мы скрупулезно проделали сложные математические расчеты. А именно, если взять площадь средней однокомнатной квартиры в 40 кв.м и умножить на среднюю высоту потолка в 2,6 метра, получим 104 куб.м, что составит 104 000 литров. При цене такой квартиры на первичном рыке в 3,5 млн рублей получаем стоимость самой ликвидной недвижимости в размере 33 рубля 65 копеек за литр. Из этого следует, что при цене в 150 рублей за бутылку или 300 рублей за литр водка по отношению к стоимости квартиры переоценена почти в 10 раз. Из этого мы делаем вывод, что в текущей рыночной ситуации инвесторам необходимо срочно открывать позиции по «квадратным литрам», а по водке закрывать.

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:
– Мерить квадраты пол-литровками, как это делал Аркадий Райкин в юмореске про коммуналку, мы еще не пробовали. Возможно, это наша главная ошибка. Пространство, как известно, не Евклидово, все сложнее. Никто в России не может толком объяснить, почему цены на бензин растут, когда нефть дешевеет, и почему рекордному урожаю зерновых сопутствует повышение цен на их производные. Тут логики нет, тут без пол-литра не разберешься. И именно поэтому мы все так зависим от цен на этот реперный для российского рынка продукт. Ищем особый российский путь (у нас же особенности везде, начиная с рыбалки и заканчивая принципами рыночного ценообразования)… И ничего нет позорного в том, чтобы делать это в собственных квадратных метрах. Водка плюс квадратные метры — это, конечно, не коммунизм, но, возможно, ответ на главные дилеммы российского маркетинга — что делать и кто виноват.

Валерия Костина,
управляющий директор ГК «ПЛЮС»:
– Хочется верить, что возможные взаимо­связи метра и литра исчерпаны. Тем не менее сложно отрицать роль литра в развитии нашей экономики, ведь зачастую именно с его помощью закрепляются новые партнерства и рождаются бизнес-идеи. Что касается его прикладной пользы в риэлторском сегменте, его потенциал и влияние можно было бы изучить, внедрив литр на выставках по недвижимости для гостей, для поддержания клиентов и помощи им в принятии решений о таком важном приобретении, как недвижимость.

Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:
– Водка — разменная валюта от безвыходности. Будь деньги и работа в регионах, где расчет идет пол-литровками, такого бы не было. Но это расчет за работы, произведенные не на предприятиях, слава богу. Для исключения водки в качестве «валюты» или эталона расчета необходимо монополизировать производство алкоголя в руках государства и зафиксировать цены. А пока этого нет — цена повышается, качество переменно, а разница между минимальной ценой и рыночной уходит мимо казны. Было бы хорошо алкоголь делать не мерной единицей, а источником дохода и от его продажи пополнять бюджет, расходовать деньги на развитие технологий, производство, в том числе и строительное.

Роман Никоноров,
генеральный директор ЗАО «УК «Старт»:
– По-моему, водка уже не является универсальным мерилом. Многие платежеспособные люди перешли на полугар, а рабочие в расчетах предпочитают живые деньги. Пить на стройке нынче не принято. Наверное, времена, когда объем труда мог измеряться в литрах, уходят безвозвратно.

Александр Гиновкер,
генеральный директор АН «Невский простор»:
– В советское время и в начале 1990‑х стоимость ремонтных работ напрямую зависела от цены на алкоголь, но сегодня такой связи уже нет. И не приходится надеяться на горячительные напитки, которые на заре рынка недвижимости нередко помогали в переговорах с собственниками.

Актуальным по сей день можно считать влияние алкоголя как командообразующего фактора во время корпоративных мероприятий. С коммунальными платежами стоимость пол-литра никак не связана, но надо помнить, что на носу очередной отопительный сезон, и нас опять могут оставить без тепла. А как согреться? Были времена, когда бутылка водки стоила 2 рубля 87 копеек, потом было 3,12 и 3,62, и сыр плавленый на закуску. Для тех, кто прошел закалку тех времен, тому не страшны пертурбации с ценами на водку.
По поводу гипотез. Обычно стоимость квадратного метра жилья у нас во многом определяется ценами на нефть. Но если подозревать, что некоторое количество водки сегодня гонят не из опилок, как было раньше, а из продуктов нефтепереработки, то связь с «квадратом» прослеживается прямая.

Виталий Савчин,
генеральный директор компании Elmaco:
– Если стоимость водки еще и учитывается при расчетах на стройке, то где-то на далеких дачах. И то не уверен. Объемы строительства растут — столько не выпьешь. Вот и приходится ориентироваться на более очевидные рыночные метки, прежде всего — на курсы валют.

Денис Кириллов,
управляющий партнер УК «Лидер»:
– Я думаю, что фундаментальная связь русской жизни с алкоголем все-таки распалась. По крайней мере, водка точно перестала быть валютой. Я еще помню времена, когда мы возили 12 литровых бутылок спирта «Ройял» в деревню, чтобы поменять несколько венцов на срубе дома. Ничего хорошего из этого не вышло: спирт выпили, работу не закончили. Надеюсь, больше это не вернется. Утрачено, как и настоятельная необходимость «сообразить на троих». Ни сантехник, ни электрик сейчас за работу бутылкой не берут.

Алексей Шаскольский,
заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:
– Может быть, с повышением цен на водку населению станет выгоднее бросить пить и направить освободившиеся деньги на приобретение недвижимости. Может быть, люди даже будут стремиться к тому, чтобы улучшить жилищные условия, чтобы было где поставить самогонный аппарат и стать полностью независимым от государства в данном вопросе. На какое-то время мы станем нацией трезвенников, обеспеченных жильем на уровне стран Европы. Думаю, что емкости российского рынка крепкого алкоголя для этого вполне хватит. И тогда я буду считать, что повышение цен на спиртное — косвенная мера стимулирования рынка недвижимости, возможно, пролоббированная Гильдией управляющих и девелоперов. Если же серьезно, то стремление Минфина поскрести по этим сусекам приведет к массовому увеличению смертности от суррогатного алкоголя. Традиции самогоноварения у нас и правда крепкие.