Госзаказ до колонии доведет
Генеральный директор компании «НСК» Леонид Малютин получил три года колонии – за недостроенный дом в Апатитах.
28 ноября суд города Апатиты признал г-на Малютина виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
В сентябре 2012-го Кольский научный центр РАН по итогам электронного аукциона заключил контракт с ООО «Невская строительная компания». Заказчик обязался перечислить 146 млн рублей, НСК – достроить для молодых ученых жилой дом на 85 квартир: 5400 кв.м, из них 3800 – жилые. (Здание начали возводить еще в 1980-е, в 1990-е сдали один подъезд, да и бросили.) Срок контракта истекал в декабре 2013-го.
К середине 2013-го заказчик перечислил НСК 105 млн руб. Работы на эту сумму были приняты по актам, претензий заказчика не зафиксировано.
Можно предположить, что и по качеству, и по срокам не все было так гладко, как в актах, но похоже, как говорят строители, «в пределах допуска». (Забегая вперед: по версии адвокатов г-на Малютина, акты закрывались и на невыполненные работы – чтобы не «сгорели» федеральные субсидии.)
Однако в ноябре в Кольский научный центр (КНЦ) наведались ревизоры из Росфиннадзора – проверить правильность расходования бюджетных средств. Точными сведениями о методах проверки мы не располагаем; по некоторым данным, утвержденную и прошедшую госэкспертизу смету пересчитали с коэффициентом 0,68. По итогам проверки получилось, что объемы работ по дому завышены на 73,2 млн рублей. Работы на объекте были остановлены, финансирование тоже. Видимо, это и был ключевой момент данного сюжета. Потому что вопрос теперь стоял так: кому сидеть? В некоторых местных СМИ писали, что нарушения обнаружены с подачи ФСБ.
В октябре 2014 года, по жалобе КНЦ, прокуратура города Апатиты возбудила уголовное дело. Провели обыски, изъяли документы.
Параллельно с расследованием развивался «спор хозяйствующих субъектов». Стороны обменялись арбитражными исками. КНЦ посчитал контракт расторгнутым и через арбитраж пытается взыскать с НСК «неосновательное обогащение» – 52,3 млн рублей плюс неустойку – 9,3 млн. Юристы НСК упирали на акты приемки, на то, что заказчик постоянно вносил в проект изменения, а неустойка контрактом и вовсе не была предусмотрена. Главный момент – экспертиза. Для арбитражного суда ее выполняли те же эксперты, которые оценивали «незавершенку» в рамках уголовного дела. И получили, что неудивительно, те же цифры: работы выполнены на 59,5 млн рублей, причем на 27,5 млн – «с критическими дефектами». Представители НСК пытались отвести экспертов, суд отказал.
Две инстанции строители проиграли, правда, общую сумму претензий суд несколько уменьшил (всего – около 56 млн рублей), в декабре дело рассмотрит кассация.
НСК подала встречный иск – о признании части сделки недействительной (сметного расчета, выполненного в июле 2013-го). Первая инстанция (Мурманский арбитраж) отказала, апелляция – вернула дело на новое рассмотрение.
То есть арбитражные дела продолжаются, а вот уголовное – завершилось приговором.
Вообще-то это обычная практика: подкрепить свою позицию в арбитражном споре уголовной статьей. Однако по 159-й, со всем отягчающим «букетом», судья мог дать и 10 лет. Ограничился тремя. Возможно, обвинение все же было недостаточно убедительным?
В Петербурге зарегистрировано не менее пяти ООО «Невская строительная компания».
Самая известная из них ведет несколько проектов в Ленобласти: ЖК «Брусничный» в Янино, комплекс таун-хаузов «Смольный» во Всеволожском районе, «Верево-Сити» под Гатчиной. Эту фирму возглавляет Олег Абрамов. На запрос NSP он ответил: "Действительно, последние полтора года наша компания получила значительное количество обращений и запросов от различных компетентных органов. И каждый раз идет путаница в названиях, а вот сверить ИНН у чиновников не всегда хватает времени или внимания. Еще раз хочу отметить, что ООО «Невская строительная компания» с ИНН 7816150268 не имеет отношения к другим организациям с аналогичными или созвучными названиями. Никакой связи с фирмой Леонида Малютина у нашей компании нет и никогда не было".
> Мнение NSP
Похоже, в стране появились два типа денег. Внешне выглядят одинаково. Но разница огромна. Деньги частных лиц или коммерческих заказчиков – это одна история, бюджетные средства – совершенно другая. (Впору вспомнить классическую фразу: «Указ 7-8 шьешь, начальник?») Бюджетных денег в обороте гораздо больше, но они как будто помечены специальным составом. И прикасаться к ним опасно, независимо от намерений исполнителя и типа объекта. Будь то уникальный стадион или скромный недострой.