НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 01:05

От гномов до иконостаса

27 декабря 2016 в 16:05

Компания «Ремфасад» завершила реставрацию дворовых фасадов особняка барона Кельха.

Впрочем, всю эту фантасмагорию – балкон с горгулиями и пинаклями, барельефы с изображением гномов, готическую беседку с полом из метлахской плитки – язык не поворачивается назвать дворовой. Позволить себе спрятать ее во двор, очевидно, могли лишь очень богатые люди. И супружеская чета Кельхов, изначальные владельцы  нынешнего Дома юриста (ул. Чайковского, 28), явно не бедствовала.

На реставрацию этих декоративных роскошеств КГИОП направил около 80 млн рублей. Интерьеры особняка – в частности, наборные паркеты Готической столовой, Белого зала, светового фонаря и витражного плафона над Парадной лестницей – КГИОП привел в порядок раньше (в 2009-2012-м). Кстати, в этом году особняк Кельха вошел в программу «Открытый город»: по предварительной записи представители Петербургского отделения ВООПИиК проводят здесь экскурсии. Об этом напомнил председатель КГИОП Сергей Макаров, подводя предварительные итоги 2016-го. Бюджет выделил на программу КГИОП около 2,5 млрд рублей, средства освоены на 97%. Их направили на реставрацию сотни объектов. О своей работе Комитет по охране памятников отчитался нетривиально – показав представителям СМИ три объекта из своей программы: помимо особняка Кельха, это здание Департамента уделов (дом Пашкова) на Литейном пр., 37-39 и Смольный собор. В Департаменте уделов КГИОП ведет работы уже несколько лет. Здесь отреставрировали десяток парадных помещений. В этом году разработана проектная документация (на сумму 3,6 млн рублей) на продолжение работ, которые будут вести в 2017-м. Фасады Смольного собора, на преображение которых комитет направил более 200 млн рублей, уже освободили от лесов. Кстати, их установка заняла полгода, а разборка – более трех месяцев. Реставраторы говорят, что из досок, которые пошли на сооружение лесов, могла бы получиться дюжина домов. В 2017 году начнут реставрацию интерьеров собора и его ограды с угловыми башнями. Кроме того, предстоит разработать проектную документацию на реставрацию церкви Захарии и Елизаветы при Вдовьем Доме, которая входит в каре Смольного собора.

С особым интересом реставраторы говорят об иконостасе собора. В 1972 году его полностью разобрали и по частям передали на постоянное хранение в Музей истории Ленинграда. КГИОП направил запрос; музейщики ответили, что в ризнице Петропавловского собора долгое время хранились не идентифицированные (а потому не поставленные на музейный учет) фрагменты деревянной резьбы, киотов и рам. Сейчас они находятся в Фонде архитектурных деталей. Специалистам предстоит определить, относятся ли эти фрагменты к иконостасу Смольного собора.