НАШ ЦИТАТНИК: «Иногда, чтобы сохранить памятники, лучше, чтобы деньги их не касались. Иногда нищета для памятника культуры лучше, чем сумасшедшие деньги...» Лев Шлосберг

27 февраля, 03:12

Архитекторов сдали в музей

11 мая 2015 в 05:20
5 178

Архитекторов сдали в музей

В Российском этнографическом музее состоялась V биеннале «Архитектура Петербурга‑2015». Основными экспонентами стали бюро и студии из петербургского Объединения архитектурных мастерских (ОАМ). Зато в лекционной программе участвовали зодчие из Москвы, а также Нидерландов, Швейцарии, Германии, Норвегии, Швеции и Дании.

В Российском этнографическом музее состоялась V биеннале «Архитектура Петербурга‑2015». Основными экспонентами стали бюро и студии из петербургского Объединения архитектурных мастерских (ОАМ). Зато в лекционной программе участвовали зодчие из Москвы, а также Нидерландов, Швейцарии, Германии, Норвегии, Швеции и Дании.

Организаторами биеннале выступили НП «Объединение архитектурных мастерских», Санкт-Петербургский Союз архитекторов России и журнал «Проект Балтия». Выставку поддержала Российская гильдия управляющих и девелоперов, членом которой и является ОАМ.

Темой мероприятия стало 15‑летие Объединения. Вдоль галереи разместилась ретроспективная фотовыставка, показывающая, что и кто проектировал в Петербурге с 2000 года. Для специалистов материал уникальный. Отдав должное воспоминаниям, посетители задерживались у стендов с разработками, сделанными за последние два года.

Эффектнее всех показала себя «Студия‑44» Никиты Явейна, предъявившая проекты в очень широком спектре: реконструированный для нужд Эрмитажа Главный штаб, МФК для Минобороны Казахстана, вокзал «Олимпийский парк» в Сочи, Царев сад в Москве и многое другое. Был здесь и проект развития исторического центра Калининграда, разработанный совместно с петербургским Институтом территориального развития и обошедший на международном конкурсе работы французских, британских и шведских архитекторов.

Оживленные дискуссии вызвали жилой комплекс класса de luxe «Смольный парк» от мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры», деловой центр на 11‑й Красноармейской от «Интерколумниума», проект горного курорта в Абруццо Феликса Буянова, концепции питерских архитекторов, предложенные для Музея Гуггенхайма в Хельсинки.

При поддержке РГУД на биеннале состоялся «круглый стол» «Общественные пространства и их роль в повышении качества жизни в современном мегаполисе». Его участники обсудили, кто должен быть заказчиком новых общественных пространств в городах и что выигрывают частные собственники недвижимости, примыкающей к таким пространствам. Девелоперов интересовало, можно ли считать общественными пространствами дворы, спортивные и пешеходные зоны, создаваемые внутри жилых комплексов на частные инвестиции, и каковы обязательства города по отношению к таким участкам.

Вместе с адвокатским бюро «Качкин и Партнеры» Гильдия провела «круглый стол» «Эстетика vs функциональность: баланс между красотой и целесообразностью с точки зрения архитектуры и бизнеса». Разговор, впрочем, вращался не только вокруг маркетинга в архитектуре, но и вокруг практики проведения архитектурных конкурсов девелоперскими компаниями. По мнению зодчих, соблюдение принятых во всем мире правил пошло бы на пользу всем участникам инвестиционно-строительного процесса.

Лекционная программа биеннале была разбита на несколько тем, каждой из которых отводился целый день. Самым популярным ее участникам: голландскому архитектору Эрику ван Эгераату и петербуржцу Никите Явейну — предложили высказаться о градостроительном и архитектурном развитии Петербурга в день открытия выставки. Эгераат отметил, что в рейтинге комфортных городов Петербург стоит на 131‑й позиции, хотя интересных мест здесь больше, чем в Вене и Амстердаме, занимающих первые строчки. Мэтр отметил постепенное запустение зданий в историческом центре города.

Далее был день нордической архитектуры, когда можно было познакомиться и подискутировать с Юнасом Норлином (Reiulf Ramstad Architects, Норвегия), Марьей-Риитта Норри (Helin & Co, Финляндия), Эйком Бьеррегором (COBE, Дания) и Магнусом Монссоном (Semrеn & Mаnsson, Швеция).

В день, посвященный традиционной архитектуре и сохранению наследия, прозвучала лекция москвича Максима Атаянца, который известен в Петербурге благодаря проекту комплекса зданий для Верховного суда на месте «Набережной Европы». Автор попытался объяснить, почему вместо открытого европейского квартала он задумал «интровертную структуру, замкнутую, как крепость», главным достоинством которой сам архитектор, похоже, считает высокую степень «государственно-административной выразительности». Кроме того, зодчий предусмотрел для петербуржцев 1,5 км пешеходной набережной, а жизнь покажет, захочется ли горожанам гулять вдоль зданий суда.

Немецкий архитектор Кристоф Коль (KK Architekten) порадовал лекцией о преимуществах историзованных зданий, позволяющих сохранять связь людей с историей места в новых районах и добиваться некоторой индивидуальности в массовой застройке. Архитектору, поработавшему как на перенасыщенном европейском рынке, так и в Перми, Соликамске, Березниках, было что обсудить с коллегами. Г‑н Коль считает, что не только сталинская застройка, но и советская панель может и должна сохранять дух времени.

Позже к возможности диалога между модернистской архитектурой и исторической тканью города слушателей вернул Юрий Земцов (архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»), рассуждавший о том, как поддержать историзм без прямых аллюзий и как найти национальную идентичность в глобальной архитектуре. Развил тему Сергей Скуратов («Сергей Скуратов Architects»), показавший свои проекты в знаковых местах Москвы, построенные на вызывающем контрасте с исторической застройкой. С успехом прошла лекция Олега Харченко (мастерская «Урбис», Петербург) о том, как происходит редевелопмент территории завода «ЗИЛ» в Москве при участии семи архитектурных мастерских (проект «Группы ЛСР»).

Изюминкой биеннале стала специальная программа кинопоказов, подготовленная при поддержке Государственного музея имени А. В. Щусева и Центра современной архитектуры. Посетители смогли посмотреть фильмы «Уроки Рима», «Городское кун-фу (современная архитектура и городское развитие Гонконга)», «Архитектор Иван Леонидов», «Норман Фостер», «Поднебесная архитектура», «Архитектор Левинсон».