НАШ ЦИТАТНИК: «В третьем квартале заметно сокращение объема сделок с новостройками. Но, полагаю, по итогам года девелоперы окажутся в плюсе – за счет активных продаж в I полугодии. А вот «запаса» для снижения цен практически нет из-за возросшей себестоимости...» Максим Жабин

25 октября, 13:55

Нормативы — в подарок

27 января 2014 в 05:00
3 302

Нормативы — в подарок

Петербургский Рождественский саммит РГУД наглядно продемонстрировал болевые для бизнеса точки: власть не утверждает проекты планировок, а на застройщиков внезапно свалилась обязанность строить за свой счет социальную инфраструктуру по новым нормативам.

Девелоперы обсуждали проект Региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП). Председатель совета директоров ОАО «Авангард» Вячеслав Семененко назвал последнюю версию РНГП выхолощенной, поскольку много острых вопросов из нее изъяли.

По мнению генерального директора «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаила Возиянова, увеличенный «парковочный коэффициент» в РНГП может негативно сказаться на развитии центральной части города. Игроки рынка не уверены и в обоснованности увеличения нормативов по детским садам и школам. По мнению некоторых экспертов, город требует намного больше таких учреждений, чем сам в состоянии принять на баланс, обеспечить штатом и нормально эксплуатировать.

Тем не менее, по словам заместителя председателя КГА Юрия Митюрева, теперь появятся основания для утверждения ППТ. Особенно если в начале года Минкульт утвердит скорректированный региональный закон 820–7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия».

Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов считает, что девелоперы не понимают перспектив развития города. Восполнить этот пробел призвана «Стратегия‑2030». «В документе заложен переход к полицентричному развитию города, отмечена важность урбанизации, признан факт существования агломерации», — прокомментировал документ Михаил Возиянов.

Главным трендом 2013‑го на рынке жилья стал рост спроса на квартиры со стороны инвесторов, нацеленных на получение арендного дохода. Этот фактор способствует развитию апарт-отелей. По данным NAI Becar, таких проектов на разной стадии реализации в Петербурге около десятка. Еще столько же стартуют в ближайшем будущем. В 2013‑м введено порядка 218 000 кв.м «апартов».

Директор по развитию SRV в России Андерс Лильенстольпе считает, что в сегменте торговой недвижимости девелоперы проявляют оптимизм, а ритейлоры — осторожность, памятуя не слишком успешный запуск некоторых ТЦ в 2011–2012 годах. В 2014‑м предложение будет расти не так быстро, появится больше проектов, связанных с реконцепцией ТЦ и развитием образовательно-развлекательной составляющей.

Офисный сектор в этом году ждет значительный прирост предложения в высококлассных БЦ и обострение конкуренции. «Центр города остается популярным, но на первый план для арендаторов выходит качество. Они внимательно изучают инженерные системы, паркинг, управляющую компанию», — поясняет Ирина Анисимова, руководитель проекта «Невская Ратуша».

Участники саммита также отметили устойчивый спрос на индустриальную недвижимость.

«Стоимость земли в индустриальных парках мешает развитию этого рынка, — констатировал руководитель отдела складской, индустриальной недвижимости и земли Knight Frank St. Petersburg Михаил Тюнин. — Спрос удовлетворяется, скорее, готовыми помещениями».

Источники финансирования проектов останутся прежними. Нет причин рассчитывать на снижение ставок и смягчение требований банков к заемщикам.

Мнение

Леван Харазов,
генеральный директор компании «БКН-Девелопмент», стратегический партнер саммита в Петербурге:

– В проекте РНГП показатели очень завышены. Например, по обеспеченности спортивными объектами нормативы увеличились в пять раз. По кинозалам они просто огромные. Если их выполнять, 20–30% территории девелоперу придется отдать под эти объекты. Но после двух лет «слепого» противодействия бизнеса и власти сформированные наконец правила игры сделают работу спокойнее.

К сожалению, в городе не осталось агентств территориального развития. Девелоперы при освоении территорий сами объединяются, чтобы сократить издержки. Они разрабатывают единые схемы обеспечения сетями и дорогами, делят между собой затраты. Однако такие союзы и не имеют юридической формы.