НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 06:39

«Сельхозка» без садоводов

29 января 2019 в 14:34

Федералам понадобился новый закон о землеустройстве. Потому что старый, принятый в 2001 году, не работает.

Федералам понадобился новый закон о землеустройстве. Потому что старый, принятый в 2001 году, не работает.

Проект документа опубликован на сайте regulation.gov.ru. Закон разработан, прежде всего, в интересах сельхозпроизводителей.

Землеустройство будет создавать условия для наилучшего использования земель сельхозназначения, а также – для «сохранения традиционного уклада жизни сельского населения».

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению признаков ненадлежащего использования участков. (Они у него и так есть.) «Уполномоченные ведомства» будут утверждать классификацию земель сельхозназначения с точки зрения их пригодности для использования в АПК.

Региональным властям доверено устанавливать минимальный размер участка из состава земель сельхозназначения, а также максимальный: одному лицу не может принадлежать более 30% в границах муниципалитета (но родственникам – может).

Муниципалам позволено разрабатывать и принимать проекты землеустройства – за свой счёт. За исключением случаев, когда такие работы признаны обязательными: при изъятии для госнужд, при уклонении собственника от проведения рекультивации, а также – внимание! – для «устранения существенных недостатков во владении и использовании земель». Эта формула оставляет государству массу возможностей для вмешательства, тем более что «существенность недостатков» тоже определяют местные законы.

Для сельхозземель будут разрабатывать сельскохозяйственный регламент (аналог градрегламента для населённых пунктов) и землеустроительную карту.

Никакого жилья, кроме как в составе крестьянских и фермерских хозяйств, на сельхозземлях не предусмотрено. Понятие «садоводство» в законопроекте не встречается ни разу. Зато есть отдельный пункт, который гласит: «На участках, в отношении которых действует сельскохозяйственный регламент, запрещается строительство зданий или сооружений, возведение которых требует разрешения на строительство или уведомления, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности».

Впрочем, владельцам садовых и дачных домов, расположенных на сельхозземлях (примерно 70% домовладений) не стоит отчаиваться: в качестве источников финансирования землеустроительных работ абстрактно указаны «федеральные и региональные целевые программы». Пока о наличии таких (действующих) программ ничего неизвестно. А на муниципальном уровне – так уж сложилось – средствами на землеустроительные работы располагают как раз наиболее урбанизированные (и наименее заинтересованные в «сельхозке») муниципалитеты. И даже крупные сельхозпроизводители норовят разместить свои проекты поближе к городу – из соображений логистики.  

Ещё одна важная подробность: со дня вступления закона в силу (предположительно – с 1 января 2020-го) фонд данных, полученных в результате землеустройства (там, где оно проводилось), – упраздняется. А все документы, хранящиеся в нём, считаются документами Единого государственного реестра недвижимости.

Так что пока можно расслабиться: воплощение этого законопроекта в жизнь потребует принятия многочисленных подзаконных актов, политической воли и регулярных «пинков» в адрес регионов, а также – бюджетного финансирования.