НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 12:48

Импорт денег под вопросом

9 марта 2015 в 05:40

Перед началом очередной выставки МIPIМ в Каннах мы обсудили с членами РГУД тему зарубежных инвестиций. Какие проекты имеют шанс заинтересовать иностранцев сегодня и есть ли такие вообще? Что нужно сделать собственникам, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов? Оказалось, все не так плохо, особенно в некоторых регионах.

Ольга Архангельская, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ Ernst & Young (Москва):

– Безусловно, тема иностранных инвестиций остается актуальной. Интерес к нашему рынку стали проявлять игроки из Азии и стран Ближнего Востока. Другое дело, что это в новинку как для нас, так и для них. Поэтому обеим сторонам требуется время, чтобы научиться не только договариваться, но и хотя бы разговаривать на одном языке.

По нашему опыту, иностранцев, особенно тех, кто только входит на рынок, интересуют крупные знаковые проекты. Правда, дешевые. Они полагают, что в стране со снижающейся экономикой и рейтингами активы должны дешеветь. Однако в этом с ними не всегда согласна российская сторона…

Соотечественники и восточные инвесторы настолько мало знают друг о друге (и даже порой о существовании друг друга), что первым шагом должно быть создание информационного пространства. И нам еще предстоит пройти непростой процесс знакомства и формирования доверия.

Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG (Москва):

– За 2014 год инвестиционный климат в России ухудшился донельзя, и дело даже не в конкретных конфликтах с Европой и Америкой, а в сложившейся неопределенности и нестабильности. У инвесторов (российских и иностранных) сегодня нет однозначного понимания, как будет развиваться ситуация, поэтому многие из них замораживают деятельность, берут паузу, продолжая, впрочем, искать возможности для развития бизнеса в нашей стране. Есть и те, кто от своих планов не отказывается. И с большой долей вероятности новые инвесторы, пользуясь комфортными условиями входа на рынок, все-таки появятся у нас. Часть компаний ушла, но им на смену приходят другие. Хотя в ближайшем будущем активного притока иностранных инвестиций в страну ждать не стоит, так как взаимоотношения с Западом остаются сложными. Инвестиционный климат может улучшиться в случае кардинальной смены внешнеполитического фона и стабилизации экономики в стране.

Наталья Девяткова, генеральный директор компании «Денова», полномочный представитель РГУД в Тюменской области и автономных округах:

– Тюменская область — сложноподчиненный субъект с двумя автономными округами, поэтому у нас не было другого варианта, кроме как искать инвесторов, привлекать их в регион и тем самым пополнять бюджет. Эту работу мы начали немного раньше, чем другие регионы. Поэтому, наверное, и результат лучше: по индексу промышленного производства за 2013–2014 годы Тюменская область заняла первое место в России.

В феврале у нас прошел второй инвестиционный форум, где председательствовал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Было отрадно, что среди участников оказалось много иностранцев, работающих здесь либо желающих открыть бизнес в Тюменской области. Рядом с нами сидели послы США и Великобритании, глава Французской торгово‑промышленной палаты, делегации из Японии, Казахстана, а также представители нескольких иностранных компаний. При слове «административная поддержка» инвесторы встали и начали дружно хлопать. Я потом подошла к представителю компании «Кнауф» и спросила о причинах, вызвавших аплодисменты. Он ответил, что у них много заводов по России, но ни в одном из регионов к ним так щепетильно не относятся, как в Тюмени. Он также сказал, что власть помогает во всем (в выдаче разрешений, подключении к сетям и пр.), открывает прямой доступ к чиновникам, принимающим решения, причем звонить им можно в любое время.

Иностранные компании не покидают Тюменскую область, а, наоборот, заявляют об агрессивной политике развития. Например, торговые сети «Лента», «Ашан», «Леруа Мерлен» ищут участки под свои проекты. Последняя уже нашла пятно в Сургуте (где будет возводить магазин рядом с ТК «Сургут Сити Молл») и теперь намерена строить в Тюмени. То же хотят «Ашан», Metro Cash & Carry, а также один крупный шведский игрок (назвать его пока не могу). Французская сеть Accor открывает у нас гостиницу под брендом Mercure, через год она планирует запустить второй объект. Итальянская Domina определилась с участком под свой отель и в этом году выходит на стройплощадку.

Помимо девелопмента растут и инвестиции в реальную экономику. За 2013–2014 годы в Тюменской области был открыт 21 завод, шесть из них созданы зарубежными инвесторами. Поэтому о том, что иностранцы сворачивают бизнес в нашем регионе, говорить не приходится. Наверное, какие-то компании уйдут, но та же Halliburton (американская фирма, оказывающая сервисные услуги в нефте- и газодобывающей отрасли) говорит нам, что ей нужны дополнительные площади. Это свидетельствует об увеличении инвестиций.

Для иностранцев крайне важен инвестиционный климат в регионе, готовность власти идти навстречу инвестору, причем не только крупному.

А собственники, если хотят привлечь к себе внимание, должны уметь упаковывать проекты. К сожалению, грамотно презентовать их мы не научились. Есть вкусная конфета, а красивой обертки к ней не сделать. Поэтому я советую обратиться к хорошему консалтеру, который поможет правильно, грамотно сформировать продукт и донести нужный посыл до потенциального инвестора.

Антон Евдокимов, генеральный директор ГК «Эталон» (Петербург и регионы):

– Конечно, в этом году инвесторы будут осторожнее участвовать в проектах жилой и коммерческой недвижимости. И все прекрасно понимают почему.

Но, с другой стороны, опытные игроки знают, что сейчас выгодно вкладывать в интересные проекты. А заинтересовать их может только одно — надежность компании, подтвержденная конкретными результатами. Если компания на протяжении нескольких лет демонстрирует ежегодный рост показателей на уровне 20–25%, при этом у нее достаточно сильная позиция на рынке и есть портфель качественных проектов, то, конечно, она сможет найти надежных партнеров и в рамках MIPIM.

Кризис — это время возможностей. Мы проходили не один кризис, у нас есть опыт работы в разных условиях, и после каждой встряски мы становились еще сильнее. Так будет и в этот раз. Те, кто понимает это, продолжат поддерживать наши проекты, вкладывать в Россию и находить надежных партнеров.

Георгий Рыков, генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (Петербург):

– Для большинства иностранных инвесторов, которые приезжают на MIPIM, российский рынок коммерческой недвижимости сейчас не представляет особого интереса, скорее, наоборот. С чуть большей вероятностью инвестировать в наш рынок готовы азиатские фонды и российские фирмы с зарубежным капиталом.

Безусловно, привлекательные проекты у нас есть. Ведь кризис цикличен и закончится в обозримом будущем, и уровень покупательской способности восстановится. Наш рынок всегда был рискованным, но отличался высоким уровнем доходности. Сейчас риски серьезно возросли, и инвестирование рассматривается только при условии существенного понижения точки входа в проект. Также серьезно ужесточились требования к инвестиционному продукту. Пугливые инвесторы тщательнее оценивают качество концепции и объекта, его маркетинговую продуманность.

При прочих равных сегодня будут более востребованы проекты с коротким сроком реализации.

Алла Эккерман, исполняющая обязанности генерального директора ГУП «ГУИОН» (Петербург):

– Туризм остается довольно привлекательной сферой для иностранных инвестиций. Это строительство отелей, развитие малых гостиниц, конгрессных площадок. Но для этого город должен быть ориентирован на рост туристического потока — и рекреационного, и делового.

Еще одна отрасль — крупные спортивные мероприятия и создание инфраструктуры для них. Мы точно знаем о трех событиях, которые произойдут в ближайшие годы в Петербурге: Чемпионаты мира по хоккею в 2016‑м и по футболу в 2018‑м, а также Кубок конфедераций по футболу в 2017‑м. Любые проекты, способные привлечь болельщиков, иностранцы могут рассматривать как перспективные.

Возможно, чтобы заинтересовать инвесторов, нужно найти профессиональных лоббистов, готовых вовлечь в работу городскую власть, которая поддержала бы идеологически и помогала бы в сопровождении проекта.

Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость» (Петербург):

– Я не девелопер, поэтому не буду рассуждать о миллиардных инвестициях. Но у меня большой опыт в риэлторском бизнесе, в FIABCI, а также практика полномочного представителя этой организации при штаб-квартире ООН в Вене.

Для инвестора важны стабильность и прозрачность, с этим у нас не очень. Важна выгода. После декабря предложения стали в два раза «вкуснее». И хотя подавляющее большинство инвесторов заняло выжидательную позицию, все же определенный интерес сохраняется.

Риэлторский бизнес основан на рекомендациях. Когда ты доверяешь и рекомендуешь партнеров, и наоборот. На этом строятся взаимоотношения брокеров из 59 стран, входящих в FIABCI. Рекомендации и гарантии важны всегда, особенно сегодня и особенно для иностранных инвесторов. Поэтому, когда я говорю о том, что интерес сохраняется, я исхожу из собственного опыта. Клиенты по рекомендациям от западных партнеров продолжают обращаться, у людей есть деньги, они готовы их вкладывать. Весь вопрос в том, что я могу им предложить.

Так, к нам уже не в первый раз обращаются потомки российских эмигрантов, готовые вложиться в нечто уникальное, в первую очередь — особняки и видовые апартаменты в исторических домах Петербурга. Единственное условие — право собственности, понятное и абсолютно прозрачное. Но найти объекты, соответствующие этим требованиям, весьма и весьма непросто.

Илья Андреев, вице-президент компании NAI Becar (Петербург, Москва):

– Иностранных инвесторов всегда было сложно заинтересовать, но они приходили в Россию. И пока ситуация кардинально не изменилась. Политика политикой, но бизнес остается. Я верю в находчивость российских девелоперов, их умение представить сложный отечественный рынок в привлекательном свете.

Внимание могут привлечь проекты с доходностью 20–25%, а также такие, стоимость которых может вырасти. Они, безусловно, есть на рынке недвижимости. Наиболее эффективны вложения в отели среднесрочного проживания и ритейл, в меньшей степени — в офисы. Кризис в России также открывает перспективы для инвестиций в проблемные активы собственников, испытывающих финансовые трудности, в залоговые активы банков, выставляемые на продажу. И лучшей мотивацией к покупке готового продукта станет серьезный дисконт.