НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 12:16

А вы соскучились по досугу и шопингу в ТЦ за время карантина?

Почти полгода в городе полноценно не функционировали торгово-развлекательные комплексы. Бизнес несёт огромные убытки. Владельцы ТЦ и их операторы бомбардируют гневными письмами власти разных уровней... А насколько вы за это время соскучились по шопингу и досугу в моллах? Поспешите в мультиплексы и фуд-холлы? Или лучше посмотрите кино в автокинотеатре? Насколько востребованы в нынешних условиях огромные комплексы, которые как грибы строились в «нулевые» и в начале «десятых»? Как пандемия повлияла на поведение потребителей и победит ли интернет-торговля оффлайн-магазины? Не пора ли переформатировать гигантские городские ТРК и во что?


Фёдор Туркин,
председатель совета директоров холдинга «РСТИ»:
– Учитывая, что в кино последний раз я был лет пять назад, то, конечно, за это время по «важнейшему из искусств» можно было бы и соскучиться. Но, если рассуждать серьёзно и судить по настроениям, например, более молодой части нашей семьи, за время пандемии накопился большой отложенный спрос на разного рода развлечения, досуг и шопинг.

Проблема востребованности торговых комплексов кроется вовсе не в их размерах. 

И небольшой торговый центр «у дома», и полноценный молл – это совершенно разные форматы, преследующие разные цели. Каким бы ни был размер, главное – качество. В современном мире потребительские предпочтения меняются быстро, даже самая продуманная и востребованная концепция торгового комплекса со временем выходит из моды. 

Проблему решает или полный демонтаж, или реконцепция – в зависимости от того, насколько решительно настроен собственник. Гигантские городские ТРК тоже чувствуют необходимость изменений. Поэтому можно лишь приветствовать решение открыть автокинотеатр во внутреннем пространстве Большого Гостиного Двора.

Разговоры о том, что традиционная торговля умирает и ей на смену пришёл всеобщий AliExpress, мы слышим довольно давно. Пандемия добавила им основательности. Аналитики подсчитали, что режим самоизоляции привёл в российскую онлайн-торговлю не менее 10 млн покупателей. Для некоторых ритейлеров такой рост стал спасительным во время кризиса, а для кого-то – даже прорывным. Но не будем забывать о том, что моллы давно уже стали объектами не только коммерческого, но и во многом социального назначения. 

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:
– Можно сравнить Петербург с Москвой, где рост заболеваемости выше, но уже давно всё работает. 

В таком контексте перестраховка наших властей выглядит странно. Решение снять часть ограничений запоздало и не очень понятно, почему именно торговлю власти посчитали наиболее опасной с точки зрения эпидемиологической обстановки. Можно сравнить контроль в общественном транспорте и внутри торгового комплекса. Это небо и земля. Маршрутки едут набитыми, в метро не следят за соблюдением масочного режима, а претензии – к бизнесу…

По мере роста количества заболевших люди стали более ответственными. Они с пониманием относятся к социальной дистанции, маскам, перчаткам, ограничению количества посетителей. За этим тщательно следят и торговые центры. Странно, что Василеостровский рынок может работать, а фуд-корт такой же площади в ТРК – нет. Кинотеатры тоже не станут местом скопления людей, у нас даже на самых громких премьерах редко набирается полный зал. Это же не открытие сезона в Мариинке! 

Торговые центры, построенные в Петербурге за последние 10 лет, для огромного количества жителей являются общественными пространствами, у нас даже парки в меньшей степени выполняют эту функцию. В ТРК работают лектории, досуговые операторы, проходят различные ивенты, концерты, тематические мероприятия. Поэтому поставленный недавно вопрос о необходимости переформатировать их некорректный. 

Наталья Осетрова,
руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens:
– Торговля и развлечения – одни из самых пострадавших от пандемии бизнес-направлений во всём мире. Карантинные ограничения и отсутствие покупателей в определённый момент полностью перекрыли денежные потоки, а расходы на содержание недвижимости остались. Сейчас большая часть арендаторов торговых центров разрабатывает бизнес-планы с оглядкой на возможность второй волны COVID. И, разумеется, в сценарии повторения карантина никто не спешит открывать новые точки.

Владельцы ТРЦ также постараются избежать выпадающих доходов и заполнить площади растущими в период пандемии операторами. А расширяться будет онлайн-ритейл, коворкинги и гибкие офисы, а также шоу-румы, не предполагающие большой концентрации клиентов. 

Андрей Косарев,
генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Лично я не сильно скучал по посещению торговых центров. Больше – по ресторанам, фуд-холлам и фитнес-центрам, которые совершенно необязательно расположены в ТЦ. Но с точки зрения интересов нашего бизнеса (а у нас в портфеле множество торговых центров по всей России) я искренне надеюсь, что люди не только соскучились по шопингу и развлечениям в оффлайн, но и не потеряли в доходах настолько, чтобы восстановить лишь посещаемость, а не обороты.

Огромные моллы бывают разными: некоторые, концептуально и физически устаревшие, со слабым управлением и маркетингом, оставались на плаву во многом благодаря расположению, устоявшемуся составу арендаторов и привычкам целевой аудитории. И если пандемия и кризис никак не повлияли на первый параметр, то состав арендаторов в таких ТЦ заметно поредел (ведь сети начинают оптимизацию со слабых объектов), а самоизоляция помогла людям пересмотреть привычки. Судьба таких объектов – в лучшем случае полная реконцепция. А иногда – редевелопмент или снос. Однако есть и другая категория ТЦ, которые станут только качественнее и успешнее. В том числе за счёт перераспределения посетителей (уже в краткосрочном периоде) и закрытия неуспешных проектов (в долгосрочном).

Пандемия и самоизоляция лишь ускорили экспансию интернет-ритейла. Классические магазины вынуждены к этому адаптироваться ещё более быстрыми темпами, интегрируясь с онлайном и сокращая присутствие в оффлайне, особенно в части неуспешных точек. 

Надежда Калашникова,
директор по развитию СК «Л1»:
– Мой переход в онлайн-покупки состоялся ещё до кризиса – даже продукты мне удобнее приобретать через Интернет у проверенных поставщиков. Скучала только по «Икее» и «Леруа Мерлен» (в силу своего загородного формата проживания). То же самое могу сказать и про мультиплексы. С развитием домашних онлайн-кинотеатров и всяких «долбисурраундов» можно получать удовольствие от просмотра фильмов, не выходя из дома. Чего не скажешь про театры – это «открытая рана», равно как и невозможность проводить онлайн «Мозгобойни» и «60 секунд». И я, разумеется, в тревоге за судьбы мегамоллов, но в гораздо большей степени пострадают, на мой взгляд, бизнес-центры. 

Потребность в удалённых пафосных офисах будет уменьшаться. Именно их владельцы должны сейчас думать о том, как переформатировать бизнес.

Наталия Киреева,
руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге:
– Торговые центры в Петербурге оставались закрытыми четыре месяца, и мы вроде бы научились без них обходиться. Но тем не менее, как только ТЦ запустили, туда хлынул поток покупателей. Онлайн-формат получил, конечно, большой толчок к развитию, но он не заменил привычные магазины. Всегда есть товары, которые хочется примерить и потрогать перед покупкой. ТЦ – не только пространство для шопинга, это более социально значимое место. Там люди встречаются, общаются, ходят в кино и празднуют детские дни рождения, слушают лекции (в «Охта Lab», например) и концерты. Петербург с его не самым приятным климатом мало располагает к прогулкам на свежем воздухе, и торговые центры становятся альтернативой.

Дмитрий Некрестьянов,
руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:
– Я и раньше был редким гостем ТРК, так что не особо и страдал от их закрытия. Обычно посещаю такие места точечно с заранее определённой целью, поэтому меня сложно назвать типичным потребителем. Предпочитаю интернет-покупки или локальные специализированные магазины. Однако когда я в первый раз за пять месяцев зашёл в ТРК, почувствовал радость – должно же когда-то всё начать налаживаться.

Говорить об устаревании формата пока странно. Просто посмотрите на количество посетителей в выходные дни, и сразу станет очевидно, что интернет-торговля ещё не одержала победу. В ближайшие несколько лет предстоит острая борьба. Интернет победит оффлайн, если удастся успешно защититься от мошенничеств и подделок, которые довольно часто встречаются в Сети.

Алина Плетцер,
генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Интернет-торговля – это, конечно, удобно, но она никогда не заменит оффлайн. Поход по магазинам для большинства – особенно для женщин – это своего рода психотерапия. Шопинг – лучший антистресс. А покупки в Интернете стресс не снимают, а только добавляют напряжения от того, что приобретаешь, по сути, кота в мешке. 

А вот закрытие кинотеатров привело к росту популярности такого формата, как просмотр фильмов из личного автомобиля. Это и интересное времяпрепровождение, и доля романтики, и новизна, и фуд-корт тут же. Хорошая альтернатива.

Что касается переформатирования ТРК, пандемия – прекрасный повод пересмотреть подход к проектированию и строительству объектов, подразумевающих массовое пребывание людей. Есть возможность по-новому отнестись к организации инженерных сетей и предусматривать не только вентиляцию, но также очистку и обеззараживание воздуха. Или более вдумчиво подойти к организации потоков посетителей, может, стоит даже ввести одностороннее движение внутри зданий и разделять входы и выходы для устранения скученности. Как вариант – уменьшить плотность торговых точек, предусмотреть ещё какие-то решения, которые сделают пребывание в ТРК более безопасным и комфортным. Ведь сейчас в случае ЧП (от пожара до опасности заражения) посетитель оказывается совершенно не защищён. Конечно, реализация этих дополнительных мер приведёт к удорожанию строительства и аренды. Но человеческая жизнь бесценна, а вопросы безопасности выходят на первый план.

Никита Пальянов,
директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
– В кинотеатр пойду на хороший фильм, независимо от мер безопасности. Они уже давно являются формальностью. А фуд-корты в принципе не посещаю. Это скорее молодёжная история, я предпочитаю рестораны, которые, к счастью, уже открыты.

После пандемии не все покупатели вернулись в торговые центры, зато конвертация из посетителя в покупателя возросла во много раз. Как правило те, кто идёт в ТЦ сейчас, преследуют конкретную цель и возвращаются непременно с приобретениями. Количество «праздных» посетителей практически сошло на нет. Это связано, в частности, с ограничением на работу фуд-кортов и закрытыми кинотеатрами. Кроме того, этим летом мы не раз наблюдали очереди в магазины одежды, а в августе люди выстроились на входе в ИКЕА. Конечно, обидно прождать 40 минут, а потом ничего не купить...

«Вывод из игры» торговых центров в долгосрочной перспективе окажет косвенное влияние и на онлайн-торговлю. За месяцы карантина выяснилось, что многим покупателям онлайн-шопинг не может заменить классический поход за покупками. Интернет-магазины столкнулись с большим количеством возвратов и теперь лоббируют законопроект об их запрете, если у приобретённых товаров нет очевидных дефектов. 

Владимир Мечтаев,
адвокат, управляющий партнёр «Адвокат ФРЕММ»:
– Интернет-ма­га­зи­нам в период изоляции удалось хо­ро­­шо увеличить обороты. Планомерное эволюционное развитие стало революционным: онлайн-ритейлеры перепрыгнули сразу через ступень. Такая тенденция должна и дальше сохраниться. Оффлайн-торговля и HoReCa за эти полгода понесли большие потери, но, если новых ограничений не будет, те, кто выжил, вернут свои позиции.

Сергей Мохнарь,
директор департамента развития ГК «ПСК»:
– Полагаю, что индустрия развлечений в Петербурге запустится и раскрутится, как маховик. За эти полгода кинотеатры не показали так много отличных фильмов, что хочется навёрстывать упущенное. Лично я соскучился по большому экрану и с радостью сходил бы на зрелищного Джеймса Бонда или на семейный мультик с супругой и ребёнком. Но куда же нам без возвышенного? Театры, выставки – без них Петербург – это совсем другой город. Конечно, не сразу, но люди вернутся и туда. Посмотрите, как популярны, например, мероприятия в Манеже.

С едой оказалось чуть проще. Можно устроить ужин дома, а летом собраться на пикник. Но это не является полноценной заменой похода в ресторан. Мы так или иначе стремимся вернуться к прежним привычкам.

ТРК в этом смысле ждёт самый большой ажиотаж. Семейное времяпрепровождение, приятные впечатления от шопинга и его завершения, например, в ресторане или новомодном фуд-корте. Эти эмоции онлайн-торговля не заменит, по крайней мере, не сейчас. Мало кому доставляет удовольствие примерять одежду в пункте выдачи в соседнем доме. Пусть даже и с доставкой на дом. Это как гладить домашнюю кошку в перчатках.

Будущее ТРК в формировании внутри и вокруг себя общественных пространств, в которых приятно проводить время. Тем более в Петербурге их не хватает. 

Эпоха ТРК, в которых негде присесть и есть только магазины, витрины и асфальтированное поле с парковкой, постепенно уходит. Однако пандемия тут ни при чём, этому тренду уже несколько лет. 

Валерий Трушин,
руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate:
– Я не скучаю по шопингу и развлечениям в моллах и уже давно покупаю товары онлайн.

Но наблюдения и исследования показывают, что я в меньшинстве. Жители Петербурга скучают и по шопингу, и по развлечениям, и по вкусной еде в ресторанах. Загрузка ТЦ, ресторанов, гастромаркета на Василеостровском рынке составляет 70-80% от показателя, который фиксировали до пандемии. Люди постепенно возвращаются к привычному для них укладу жизни, хотя и соблюдают требования безопасности.

На мой взгляд, пандемия усилила разделение потребителей. Те, кто покупал в онлайне, там и останутся. Те, кому привычнее шопинг и развлечения в TЦ, вернутся туда. Чтобы перешёл качественный переход покупателей из оффлайна в онлайн, пандемии недостаточно. Это длительный процесс, который развивается естественным образом.

Что касается реновации комплексов, конечно, с развитием интернет-торговли часть площадей высвобождается, и собственники делают больший акцент на развлекательной составляющей: креативных функциях, общественных зонах и других активностях, которые привлекут и удержат аудиторию. И тренд на включение общественных зон в ТЦ пандемия может усилить просто потому, что ритейлеры вынуждены были сокращать количество точек из-за закрытых на карантин торговых центров.

Марина Пузанова,
эксперт рынка коммерческой недвижимости:
– Конечно, соскучились. Тем, кто привык проводить досуг в торговых центрах, этого не хватало. Прежде всего речь об обитателях крупных ЖК на окраинах, где поблизости нет или недостаточно инфраструктуры. В моллы родители могли прийти в непогоду, развлечь детей и самим прогуляться. Это тем более актуально, поскольку дачный сезон завершается, и многие возвращаются в город. 

Поток в крупные ТЦ уменьшится, в первую очередь – из-за экономической ситуации. Люди стали очень осторожно тратить и покупают только самое необходимое. Это отразится и на досуговой составляющей ТЦ, которая в значительной степени поддерживала их экономику в последние годы. 

Что будет дальше, пока не очень понятно. Небольшая часть населения из-за пандемии и опаски большей скученности людей перестанет ходить в крупные ТЦ. Оттянет значительную часть аудитории и онлайн-торговля. Даже те, кто не покупал ранее в Интернете, в период самоизоляции были вынуждены этому научиться, и многим понравилось. Возможно, ТЦ по большей части превратятся в шоу-румы, где можно примерить ту или иную одежду, а затем купить её в онлайн-магазине с доставкой на дом.

Михаил Тюнин,
заместитель генерального директора Knight Frank St. Petersburg:
– Лично я к шопингу отношусь более чем прохладно, и тоски по походам в моллы не испытываю совсем. Но моя семья и дети ждали открытия с нетерпением, и как только появилась возможность «прикоснуться к цивилизации», они сделали это с удовольствием.

Интернет-торговля, конечно, получила серьёзную фору из-за пандемии, но не думаю, что она сможет вытеснить традиционные ТЦ или даже занять половину рынка. Если мечтать об изменении функций в ТРК, я за развитие культурно-просветительских аспектов, таких как художественные галереи, выставки, читальные залы.

Лариса Чистякова,
PR директор «М2Маркет»:
– После открытия торговых центров желающих их посетить оказалось очень много. Многим действительно нужно было совершить давно запланированные покупки. За последние полгода мы увидели бурный рост электронной торговли, в том числе товарами ежедневного спроса. Однако онлайн легко совершать типовые покупки, но очень сложно подобрать предметы гардероба. Не всегда можно оценить качество товаров по фотографии. Немалую роль играет помощь продавцов и консультантов. 

Всё-таки шопинг оффлайн – это ни с чем несравнимый процесс и способ проводить досуг. 

Дмитрий Ефремов,
руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург»:
– Летом можно с комфортом располагаться на открытых верандах кафе и ресторанов, больше времени проводить на воздухе. Когда холодно, уютнее в закрытых помещениях. Поэтому многие горожане, конечно, ждут открытия фуд-кортов, кинотеатров и пр.

За время самоизоляции интернет-ма­га­зины укрепили позиции, расширили клиентскую базу, доработали инструменты. Поэтому классической торговле, конечно, придётся непросто, в том числе на фоне тенденции к оптимизации площадей. Тем не менее крупные ТРК продолжат функционировать. В некоторых районах они являются основными точками притяжения жителей. При этом одним из наиболее перспективных форматов являются дисконт-центры на окраинах.

Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:
– Снятие ограничений хорошо и для экономики, и для потребителей. Не надо только забывать, что «снятия» коронавируса не произошло, люди продолжают заражаться, и соблюдать предосторожности и правила по-прежнему необходимо. Знаю, что многие теперь больше, чем раньше, стараются избегать массовых скоплений людей, и это оправданно. Возможно, лучше пока действительно отдать предпочтение автокинотеатру? Например, Группа RBI в конце августа выступила официальным партнёром «автокинофестиваля» в Гостином Дворе. Даже в период эпидемии мы не прекращаем поддерживать яркие городские проекты.

То, что любой бизнес должен осваивать онлайн, чтобы сохранять конкурентоспособность, – не новость. Коронавирус только ускорил этот процесс. Неважно, идёт речь о ритейле или продаже недвижимости. Конечно, оффлайн-взаимодействие никуда не денется, но если услуга может быть предоставлена дистанционно – в выигрыше окажется тот бизнес, который способен это клиенту дать. В апреле-мае у нас было немало сделок, дистанционных от начала до конца: клиент покупал квартиру, ни разу не побывав в нашем офисе. И при желании может сделать так же и сегодня.