Дом с совами, или Поиск компромисса
NSP открывает рубрику, посвященную историческому наследию Петербурга. Знаменитые памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания мы хотим увидеть под неожиданным углом, заглянув за эффектные фасады. Автор первой колонки - Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».
Название: Дом городских учреждений
Адрес: Садовая ул., 55 - 57, Вознесенский пр., 40 - 42
Архитектор: Александр Львович Лишневский
Годы постройки: 1904 — 1906
Средневековая ратушная башня с красной крышей, словно наконечник стрелы, прорезает пространство между двумя улицами. Песочно-серый фасад, замешанный из равных порций готики и модерна, покрыт чудовищными масками вурдалаков. Под сводами овального двора-колодца шуршат крылья гигантских летучих мышей, а с крыш на мир взирают совы в человеческий рост.
Всё это не потусторонний мир, а Дом городских учреждений в центре Петербурга. Крупнейший общественный центр и одно из самых высоких зданий столицы начала ХХ века, построенное по заказу городского правительства для казённых нужд. В современной строительной терминологии такое здание называют – многофункциональный комплекс.
Архитектору Александру Лишневскому удалось совместить коммерческие площади, ломбард и типографию, городские комиссии с архивами, призывной пункт, народное училище и музей, а также квартиры для персонала, занимающегося эксплуатацией здания. Он назвал проект «В тесноте, да не в обиде». Сегодня мы сказали бы, что подобная внутренняя нарезка была прогрессивной. Согласно заключению конкурсной комиссии, помещения удовлетворяли «почти полностью по размерам» и были удобно размещены. Каждый из пяти конкурсных проектов был по-своему оригинален и привлекателен, но именно Лишневский получил разрешение на строительство, благодаря строгому соблюдению высотного регламента и строительных норм того времени.
Всё то, что эстетически восхищает современного человека, попавшего из безликих окраин в исторический центр, немало смущает современного строителя. Дом городских учреждений по сей день не перестаёт радовать взор, особенно после капитального ремонта, в ходе которого были восстановлены фасады и исторический декор. Но если вспомнить о современных строительных нормах, о том, что ни планировка, ни функционал не менялись с момента постройки, а здание интенсивно эксплуатировалось больше века, то возникает вопрос: можно ли считать его по-прежнему качественным, безопасным и пригодным для использования в рамках текущего назначения?
Сегодня под крышей Дома городских учреждений расположены социальные, налоговые, технические учреждения, центры занятости населения и предоставления госуслуг, участки мировых судей. Здесь ежедневно бывают тысячи горожан, для которых здание должно быть по- прежнему современным и безопасным. Нельзя сказать, что внутреннее содержание осталось на уровне дореволюционной России, однако оно уже явно не соответствует уровню оборудования, необходимого для современного многофункционального центра. Безусловно, помимо строительных норм, важное значение имеют нормы КГИОП, согласно которым перепланировки для шахт под современные инженерные коммуникации могут быть просто невозможными. Но это не отменяет необходимость обеспечить эвакуацию из длинных коридоров, мощность системы пожаротушения, вентиляцию и доступность для маломобильных групп. Как и сто лет назад, требуется найти компромисс между эстетикой здания и комфортом для людей.
Александр Лишневский был известен своим щепетильным отношением к качеству строительства. Он лично руководил ходом реализации проектов, проверял на прочность каждый элемент, а дома называл своими детьми. Действительность одного из его шедевров такова, что функциональное назначение нуждается в пересмотре. Для поддержания качества и безопасности на современном уровне требуется сократить количество людей, постоянно пребывающих в здании. Сделать это можно лишь в случае, если Дом с совами останется Домом городских учреждений только по историческому названию.
«Дом городских учреждений стал первым проектом Александра Лишневского в Санкт- Петербурге, именно это здание в дальнейшем много способствовало успешной карьере молодого архитектора. В функциональном и декоративном смысле дом впитывает в себя эпоху модерна,когда в начале ХХ века в столице появляются торговые и офисные центры, а также разные современные общественные пространства. Строили дом из новых материалов – применили бетонные перекрытия и металлический каркас. Стилистически здесь идёт перекличка с декоративными приёмами, взятыми из финского национал-романтизма, готики и классицизма.
Дом действительно стал украшением не только района, но и всего города. Здесь всегда интересно ловить ракурсы на фотокамеру, гулять внутри замкнутого внутреннего двора, искать и считывать детали декоративного оформления», — Антон Жирнов, куратор образовательного проекта «Петербург глазами инженера».
Автор колонки: Петр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»