Муниципалы помогут Росреестру
Госдума приняла закон об установлении владельцев «ранее учтённых» объектов.
Документ был внесён в Думу весной от имени Правительства РФ. Законопроект должен способствовать наполнению сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Сейчас документ принят в третьем чтении.
«Ранее учтёнными объектами недвижимости» считаются, например, те, права на которые возникли до 21 июля 1997-го – то есть до вступления в силу закона о госрегистрации прав на недвижимость. Эти права действительны даже при отсутствии их государственной регистрации. Нередко в ЕГРН по таким объектам нет актуальных сведений о владельцах. То есть: некому начислить налог!
Законопроект наделяет органы местного самоуправления полномочиями по выявлению таких правообладателей. Для этого им придётся искать сведения в архивах, запрашивать УВД, ЗАГСы, нотариусов и т.д. Полученные данные чиновники должны отправлять в Росреестр. Обретённых собственников будут извещать по электронной почте (если найдут адрес).
О дополнительном финансировании этой работы муниципалов в документе ничего не сказано. Впрочем, как и о наказании за её невыполнение.
Заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий говорит, что речь не о налогах, а о защите интересов граждан: например, в случае возмещения убытков при изъятии, в ситуации согласования границ и пр.
Действие новых норм предлагаются распространить на Крым и Севастополь, где как раз полно скандалов с признанием/непризнанием прав на участки и строения.
Проблема неучтённых объектов (и отсутствующих владельцев) действительно актуальна. Одна из причин – развал системы технической инвентаризации и учёта при переходе на кадастр. По экспертным оценкам, в регионах в кадастр занесены едва ли 40% построек, возведённых на частных землях. Причём регистрация построенного – это право, а не обязанность владельца.
«У муниципалитетов не хватает сил для такой работы, – год назад заявлял министр финансов Антон Силуанов. – И если мы создадим необходимые экономические стимулы, в том числе для бизнеса, то, по сути дела, решим задачу постановки имущества на учёт».
Как видим, вместо «создания стимулов» власти решили пойти по пути «законодательного принуждения».
В одном из вариантов документа к розыску «неучтёнки» предлагали привлекать частный бизнес – за вознаграждение, за долю от суммы взысканных с их помощью налогов и штрафов.