НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 00:57

Александр Невский сторожит мыс

10 февраля 2021 в 07:18

Концепция музея-заповедника на Охтинском мысе отправлена в Министерство культуры РФ.

Поручение президента Владимира Путина о проработке концепции музея-заповедника было опубликовано только в начале февраля, но градозащитники уже успели подготовить свой вариант и даже направили его в Министерство культуры.

По словам архитектора Святослава Гайковича, главы бюро «Студия-17» и вице-президента Союза архитекторов Петербурга, инициаторами выступили АНО «НИИ культурного и природного наследия» (учредители – Юрий Великанов и Пётр Сорокин) и Санкт-Петербургское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Возможно, на проект развития Охтинского мыса (если здесь всё же появится музей-заповедник) будет объявлен конкурс, а пока что концепцию подготовили без него.

Активисты отдают себе отчёт в том, что территория у Большеохтинского моста сейчас находится в частной собственности Газпрома, но полагают, что эта проблема решаема. Так, заместитель председателя СПбО ВООПИиК Александр Кононов считает, что  президентское поручение уже предрешило вопрос выкупа – музей-заповедник не может быть частным. 

«Музей-заповедник является оптимальным вариантом сохранения объекта, – комментирует Пётр Сорокин. – В его рамках планируется показать не только крепости, но и всю допетровскую историю края, которая насчитывает около 7000 лет». Впрочем, настолько углубляться в историю инициаторы пока не собираются. Ядром будущей экспозиции станут остатки Новгородского мысового укрепления. Пётр Сорокин напоминает, что ранее здесь проходил знаменитый путь из варяг в греки и был контрольный пункт: «Один из таких пунктов упомянут в житие Александра Невского, когда стража земли Ижорской сообщила князю о появлении неприятеля». «Отсюда можно было контролировать продвижение по Неве караванов и военных судов», – отмечает учёный. 

Ссылка на легендарного князя – серьёзный аргумент в пользу проекта, даже если речь идёт о похожем контрольном пункте. 

Сейчас основная часть выявленных при изысканиях сооружений законсервирована обратной засыпкой, открытым остаётся Карлов бастион в юго-восточной части мыса. 

«Кое-что из исторических сооружений можно было бы воссоздать: валы Ниеншанца, бастионы, которые создают опорную сетку парка. К сожалению, один из них оказался под магистралью городского значения, – рассказывает о своём проекте Святослав Гайкович. – Целесообразно, воссоздав бастионы, пространство (между ними) перекрыть. Это будет основная экспозиционная площадь музея. Вокруг крепости будет организован парк, у моста запланирована зона Охтинской верфи. Кровля музея может быть использована как площадка для реконструкции».

«Снова появилась реальная надежда не просто спасти эту территорию, а представить то, что там было найдено. Конечно, создание музея-заповедника – задача непростая. Если эта грандиозная идея будет реализована, то с двух сторон (центра) Петербурга мы будем иметь два парка с обилием объектов общекультурного значения и одновременно предназначенных для рекреаций – Тучков буян и Охтинский мыс. Таким не может похвастаться ни один мегаполис Европы, – говорит Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, председатель ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. – Однако целый ряд проблем нуждаются в решении. Ещё не высказало свою точку зрения Министерство культуры. Кроме того, мы должны услышать мнение Газпрома, который владеет этой территорией. Важно, чтобы в разработке принял участие Эрмитаж, где сегодня хранятся основные находки, сделанные на Охтинском мысу».

Охтинский мыс Михаил Мильчик называет «многострадальным»: «Много лет и много сил было потрачено на то, чтобы добиться переноса отсюда высотного сооружения Газпрома. Перед нами открылась история Петербурга, начиная с новгородских времён, но владелец территории остался глух к этим идеям. Газпром провёл закрытый конкурс на застройку 85% этой территории, смысл которого – создание ещё одного бизнес-центра, который для культуры Петербурга и судьбы Охтинского мыса либо не имеет никакого значения, либо имеет негативное значение».

Концепция, представленная Святославом Гайковичем, на уровне КГИОП не обсуждалась, говорят градозащитники, но они и не считают это целесообразным: вопрос должен прорабатываться на уровне министерства. Отметим, что петербургские власти в вопросе сохранения Охтинского мыса давно себя дискредитировали. Так, Смольный ранее заявлял о том, что проект Газпрома может украсить Петербург, а оснований для выкупа земли у компании нет. Если бы не активность градозащитников, здесь бы уже построили крупный коммерческий объект.

Напомним, что около года назад были подведены итоги международного конкурса на концепцию развития Охтинского мыса, проведённого по заказу Газпрома. Победителем стал проект «Хрустальный корабль» от японской Nikken Sekkei. Кроме рабочих зон для сотрудников «Газпром нефти», здесь задумали парк, кафе, рестораны, смотровую площадку, спортивные сервисы, выставочные залы и пр. «Предложенное японскими архитекторами решение двух соединённых между собой стеклянных зданий очень точно и деликатно решает задачу создания современного высокотехнологичного инновационного комплекса, формирующего комфортную, дружелюбную и безопасную среду как для наших сотрудников, так и для горожан и туристов, – говорила тогда Елена Илюхина, член правления "Газпром нефти" и генеральный директор "Газпромнефть – Восточно-Европейские проекты". – Проект учитывает богатый исторический контекст Петербурга и района Охты и имеющиеся ограничения на участке и не затрагивает охраняемую территорию». Отметим, что на данный момент под охрану взято лишь 15% территорий, а оставшиеся 85% можно застроить.