НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 12:11

«Барские квартиры» на Фонтанке

29 марта 2019 в 12:00

Знаменитые памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания мы хотим увидеть под неожиданным углом, заглянув за эффектные фасады. Автор колонки - Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: доходный дом З.Н. Юсуповой
Адрес: наб. реки Фонтанки, 85.
Проект: гражданский инженер Леонтий Васильевич Шмеллинг.
Годы перестройки: 1902 — 1904

Массовое строительство доходных домов в Петербурге началось в середине XIX века. И спустя всего 40 лет на долю такого жилья приходилось почти 80% рынка городской недвижимости. Строили доходные дома представители всех слоёв населения: от зажиточных крестьян до членов императорских семей. Для этих целей скупали старинные особняки.

Фасадную часть здания владелец оставлял для собственных нужд, оставшийся участок обрастал надстройками и флигелями, которые формировали мрачные дворы-колодцы, но приносили максимальный доход. Стремительная и нередко спонтанная застройка потребовала введения новых строительных стандартов и категорирования нового типа недвижимости. Самыми дешёвыми были дома с коечно-каморочными квартирами. Самая дорогая категория называлась «дома барского типа». Арендаторами «барских квартир» становились аристократы, крупные чиновники-дворяне, промышленники и банкиры.

Княгиню Зинаиду Юсупову современники называли одной из самых богатых, красивых и толковых женщин эпохи. Таким же получился её доходный дом с «барскими квартирами» на Фонтанке, перестроенный по проекту гражданского инженера Леонтия Шмеллинга. На невзрачных стенах распустились цветы и ветки лавра, балконы покрылись кованой вуалью. Но главной целью была не столько визуальная эстетика, сколько полная техническая модернизация здания. Цель - добиться, чтобы стоимость аренды дворовых квартир сравнялась со стоимостью фасадных.

Для этого типовое внутриквартальное пространство было превращено в стильный ансамбль. Неудобно длинный 145-метровый двор-колодец разделили надвое высокой театральной аркой в три этажа. Она стала одним из новых флигелей и придала двору парадный вид. Все внутренние строения были покрыты изящным лепным и кованым декором, который по красоте не уступал внешнему фасаду. В центре первого двора установили фонтан, окружённый клумбами. Так в Петербурге появилась одна из первых благоустроенных внутридворовых территорий.

«Помимо внешних особенностей эта постройка интересна многими техническими нововведениями», — писало ведущее архитектурное издание того времени «Зодчий». Что же представляла из себя "начинка" дорогих петербургских апартаментов начала ХХ века?

Каждая квартира была оснащена паровым отоплением, каминами и мраморными ванными. В кухнях была устроена вытяжная вентиляция и камеры для выбрасывания мусора. Причём отдельно для жидких и твёрдых отбросов! Жидкие отходы попадали в сточные трубы, а твёрдые — в специальную мусоросжигательную печь, тепло которой использовали для нагрева воды в прачечной. Собственная домовая прачечная тоже имела мощную вентиляцию, которая не позволяла пару и запахам проникать в квартиры. На чёрных лестницах были устроены электроподъёмники для дров, которые подавали сразу по четыре вязанки. А сам дровник был оборудован во втором дворе под землёй, по всем требованиям пожарной безопасности той поры: бетонные опоры, железобетонные своды системы Геннебика, чугунные люки. Помимо этого, в квартирах и общих зонах было много кладовых, чуланов, холодников и встроенных шкафов для хранения.

Квартиросъёмщики доходного дома Юсуповой восхищались особенной хозяйственной функциональностью и разумным использованием каждого квадратного метра. Им вторили архитекторы, которые считали, что именно модерн преобразил однотипные каменные ящики в изящное и благоустроенное внутреннее жилое пространство. К сожалению, сегодня оценить интересные инженерные решения этого шикарного здания не представляется возможным. Долгое время здесь располагались коммунальные квартиры, испортившие внутренние планировки, а коммуникации постепенно заменили во время плановых ремонтов.   

В начале XX столетия в Петербурге среди строящихся «доходников» можно было выделить несколько по-настоящему передовых зданий как по форме, так и по содержанию. Доходный дом З.Н. Юсуповой — яркий пример архитектуры быта и организации жизни людей нового времени. Застройка двориков-курдонёров набирает обороты и характеризуется словами известного архитектора В.Н. Семёнова: «Не о галереях перед окнами домов думает современный строитель, а о том, чтобы удалить от улицы жилой дом, прикрыв его густой стеной зелени, сделать удобнее, уютнее. Недаром же наш идеал дома — дом-особняк. Только живущий в таком доме чувствует себя действительным хозяином его, может сказать, как англичанин: мой дом — это мой замок». Неслучайно Леонтий  Шмеллинг, архитектор дома Юсуповой, позже войдёт в правление Общества городов-садов», — рассуждает Антон Жирнов, куратор образовательного проекта «Петербург глазами инженера».

Автор колонки: Петр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»