НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 15:46

Ипотека угрожает стабильности

12 августа 2021 в 13:18

Рискованные кредиты и рост долговой нагрузки домохозяйств вынуждает ЦБ «остужать» рынок.

Опасения, связанные с ростом кредитования, изложены в подробном интервью директора департамента ЦБ РФ Елизаветы Даниловой «Известиям».

Позиция г-жи Даниловой (и, видимо, Центробанка) значительно отличается от деклараций Минстроя и Минэкономразвития. Вице-премьер Марат Хуснуллин обещает ввести в этом году 85 млн кв.м, глава Минстроя Ирек Файзуллин уверен, что рост цен на стройматериалы не помешает успешному развитию отрасли, и призывает регионы использовать бюджетные кредиты для запуска новых проектов. В Минэкономразвития уверены, что инфляция по итогам года не превысит 5%. И на местном, и на федеральном уровне чиновники уверенно рассуждают об «обязанности» застройщиков возводить социальные объекты. Что, естественно, приведёт к дополнительному росту цен.

Выступление Елизаветы Даниловой выдержано в иной тональности. «Важно, чтобы ипотека росла сбалансированно. Наша обеспокоенность связана с тем, что растёт ипотека с низким первоначальным взносом и высоким показателем долговой нагрузки заёмщика. Это может привести к росту доли плохих кредитов в будущем».

По данным ЦБ РФ, в I квартале 2020 года кредиты на новостройки с первым взносом от 10 до 20% составляли 27%. Во II квартале 2021-го – 46%. Чем меньше первый взнос – тем больше регулярные платежи. И доля дефолтов по таким кредитам выше.

Кроме того, регулятора тревожит рост цен на жильё в новостройках в регионах с высоким спросом. В Москве – плюс 24%, в Петербурге – плюс 26%. (Видимо, за год; по данным NSP, в спальных районах Петербурга с июня 2020-го по июнь 2021-го ценники выросли на 43%.) «Это негативно влияет на доступность покупки жилья, возможность накопить у граждан снижается, и люди вынуждены брать ипотеку на большую сумму, что, в свою очередь, увеличивает риски», – констатирует Елизавета Данилова.

Центробанк делает, что может: в июле сразу на 1% повысил ключевую ставку; с 1 августа ввёл нормативы дополнительного резервирования для ипотеки с низким первым взносом. Время от времени регулятор заявляет об ужесточении условий для кредитов, которые выдаются гражданам с высоким уровнем предельной долговой нагрузки (ПДН) – пока без конкретики. ЦБ поддерживает законопроекты о самостоятельной продаже гражданами заложенного жилья, об ужесточении условий для кредитов с «плавающей» ставкой.

Проблема в том, что угрозы, которые видит ЦБ, совершенно реальны, но отнесены к долгосрочной перспективе. Печальный сценарий – обвальный рост доли дефолтов, выброс на рынок большого количества заложенных квартир – может осуществиться через несколько лет. А обнищание домохозяйств из-за увеличения регулярных выплат банкам – это вообще вялотекущий процесс, это не обвал, а некая новая реальность.

В строительном блоке так далеко за горизонт не заглядывают. Там преобладает подход, чётко сформулированный Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра».