НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 03:25

Госзаказ по сверхцене

4 октября 2021 в 14:00

Пересмотр стоимости госконтрактов в сфере строительства – одна из самых острых тем для участников этого рынка. Индексация необходима из-за стремительно подорожавших стройматериалов. Соответствующие федеральные нормы уже приняты, дело за местными чиновниками.
Если регионы не утвердят соответствующие документы, могут быть сорваны не только строительные контракты, но и программы капитального ремонта. Об этой ситуации зашла речь на окружной конференции строительных СРО Северо-Западного федерального округа.

Госзаказ по сверхцене
Фото предоставлено Ассоциацией СРО «СПС»

Так, например, по данным директора Ассоциации «Жилищно-строительное объединение Мурмана» Вячеслава Придатченко, объём капитальных вложений, связанных со строительством и ремонтными работами в Мурманской области, последние несколько лет растёт. Но налоговые поступления от предприятий отрасли, наоборот, снижаются или остаются на том же уровне. Кроме того, увеличивается число фирм-должников, рискующих обанкротиться. «Загрузка строительных компаний находится на низком уровне и зачастую носит временный характер. Выполнение условий государственного или иного заказа происходит за счёт прибыли подрядчиков без компенсации финансовых потерь. Они постоянно рискуют попасть в реестр недобросовестных подрядчиков, не совершая никаких недобросовестных действий», – говорит Вячеслав Придатченко.

Доски из золота

По его мнению, эти проблемы возникают из-за непрофессиональных действий заказчика, предоставившего бракованную проектную документацию, из-за формализма, показухи и страха перед вышестоящим руководством. Но также и из-за роста стоимости строительных материалов, хотя подрядчики вынуждены работать по ценам 2020 года. 

В регионе, например, доска подорожала на 200%, плита ОСБ 9 мм – на 300%, цены на минеральную и каменную вату, сталь, стальную арматуру и швеллер, на металлоконструкции выросли до 100%.

«С этой непростой ситуацией борются сами строители и технические заказчики, а также Минстрой Мурманской области. Внимание со стороны Правительства РФ очень велико, но необходима постоянная корректировка действий на местах. Ведь в каждом регионе своя специфика. Наша Ассоциация предложила внести изменения в федеральную Методику составления сметы контракта на строительство и реконструкцию», – поясняет Вячеслав Придатченко.

Проблема подорожания стройматериалов  актуальна не только при строительстве новых объектов, но и для реализации программ капитального ремонта. Например, в Архангельской области в 2021-м планировали отремонтировать 213 домов. На эти цели предусмотрено 770 млн рублей. Однако при исполнении контрактов возникли затруднения. Цены, заложенные в конкурсной документации, уже весной 2021 года отставали от реальных на 20-30%, а по некоторым материалам и на 40%. Однако это обстоятельство никто не учитывает. Подрядчики не выдерживают предложенных финансовых условий и в некоторых случаях готовы отказаться от продолжения работ, оставив важные социальные объекты.

«Это один из главных вопросов, от которого зависит результат капитального ремонта домов. Нам пришлось вмешаться, помочь наладить диалог между поставщиками материалов и центром по ценообразованию», – рассказывает исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей Бессерт.

Регионы с особенностями

Участники рынка констатируют, что на федеральном уровне решения принимались достаточно быстро, за несколько недель, но далеко не все региональные власти и конкретные заказчики смогли оперативно применить эти меры поддержки. Например, возможностью увеличения авансов, сроков и стоимости контрактов воспользовались менее 10% подрядчиков. Заказчики не имели чёткого предписания, разъяснений, рекомендаций от органов власти и министерств. Строители предлагают изменить правовые конструкции, прописав, что заказчик не может менять цену, а обязан это сделать, если подрядчик мотивировал такую необходимость.

Уже внесены системные изменения в подходах к ценообразованию. Доработаны две методики, составляются новые расценки, с помощью НОСТРОЙ регионы переходят на расчёт индексов по элементам прямых затрат. Индексация стоимости строительства происходит ежеквартально не исходя из общей инфляции, а с учётом стоимости конкретных материалов и специфики территории.

Ряд подрядчиков по объектам, строящимся за счёт федерального бюджета, уже получили компенсации. По региональным объектам выплат пока мало. А особую сложность вызывают контракты (их, кстати, большинство), где предусмотрено софинансирование из бюджетов разного уровня. Для объектов муниципального бюджета вообще не требуется принимать какие-то нормативы. Достаточно, например, распоряжения главы города о выделении дополнительных средств. Но муниципальные бюджеты ещё более ограничены в суммах.

Есть и субъекты РФ, которые вообще не собирались индексировать контракты. Однако строители надеются, что Минстрой РФ проведёт с их руководителями разъяснительные беседы. Кроме того, некоторые регионы устанавливают особые критерии по стоимости контракта и по сумме удорожания. Например, если оно составляет менее 15%, пересчёт не проводится.

Помимо корректировки стоимости государственных контрактов, строителям помогли бы и изменения налоговой политики. Например, большинство членов СРО Мурманска на упрощённой системе налогообложения (УСН). Как только сумма дохода превышает 204 млн рублей, компания теряет право на УСН. При этом с 2017 года Минэкономразвития не обновляло коэффициент-дефлятор. Как временную меру поддержки СРО предлагают увеличить этот коэффициент (сейчас он составляет 1,032) хотя бы вдвое. А лучше – распространить упрощённую систему налогообложения на доходы до 500 млн рублей.

Строители из Архангельска предлагают разобраться с уплатой НДС. Застройщик, который продаёт жильё дольщикам, освобождается от уплаты этого налога. А когда строители возводят крупные (стоимостью свыше 200 млн рублей) объекты для расселения, например, аварийного жилья, им приходится платить НДС.