НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв. м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

28 апреля, 10:56

Победа при Хепоярви

20 октября 2021 в 09:00

Суд отказал в легализации участков в Токсово у лыжероллерной трассы СКА. Теперь наделы вернут военным.

Схема предоставлена журналом «Пригород»

Третий кассационный суд рассмотрел жалобы собственников – Анжелики Бобровой (три участка – 25, 25 и 20 соток), Марины Каро (25, 25 и 17 соток), Вадима Савчука (25 соток) и Андрея Сластина (тоже 25 соток). Владельцы жаловались на то, что не могут строиться, потому что вокруг земли Минобороны, проезда нет, с подключением сетей – проблемы.

Военные обратились со встречными исками, указывая, что участки приобретены незаконно.

Суд установил: спорные участки образованы из надела 4,7 га, на основании распоряжения Токсовской администрации, изданным в 1996 году, в соответствии с которым надел предоставлялся под ИЖС.

Военные настаивают на том, что законным образом участки из ведения РФ не выбывали, и надо бы их вернуть.

В расследовании «Новой газеты» указано: в начале «нулевых» были приватизированы два десятка наделов из состава территории спортбазы СКА (те самые 4,7 га). Регистрировали их при участии руководителей базы, по подложным распоряжениям администрации. В регистрационных книгах такие документы не зафиксированы. Было возбуждено уголовное дело; участки арестовали; в 2009-м арест сняли... Затем наделы были проданы сегодняшним владельцам.

Судебные баталии тянутся несколько лет. Важную роль сыграла непримиримая позиция активистов (движения «Против захвата озер») и токсовских жителей. Суды первой инстанции принимали решения в пользу собственников, в апелляции эти вердикты отменялись; спор также рассматривался в арбитражном суде.

Третий кассационный суд постановил: претензии собственников – отклонить, требования Минобороны – удовлетворить. А именно: «признать отсутствующим право собственности» заявителей на перечисленные участки. Сведения о наделах – исключить из Единого госреестра.

Ссылки на пропущенные сроки исковой давности также были отклонены: суд указал, что «на требования о признании права отсутствующим исковая давность не распространяется». (Это, может быть, самый важный пункт во всей истории.)

У бывших владельцев остается право обратиться в Верховный суд. И требовать возмещения ущерба – например, у токсовской администрации. Тем более что некоторые наделы приобретались в ипотеку. Шансы на успех оценивать не беремся.

Решение по участкам на Хепоярви может иметь серьезные и обширные последствия. Во-первых, у г-жи Бобровой в собственности остается еще несколько участков. Кроме того, по аналогичной схеме перешли в частную собственность 20 участков на озере Вероярви.

Возможно, дополнительные аргументы появятся у прокуроров в спорах с СНТ «Защита», претендующим на другие куски Ржевского полигона, в других похожих судебных процессах.

«Последнее время заметно увеличилось число правовых конфликтов, связанных с землями объектов Минобороны. Далеко не всегда споры с военными решаются в пользу граждан. Поэтому перед приобретением участка за пределами городской черты обязательно необходимо собрать и внимательно изучить не только все доступные документы на недвижимость (расширенную выписку из ЕГРН, правоустанавливающие документы продавца, сведения генплана и ПЗЗ с сайта муниципального образования), но и поискать в Интернете упоминания о судебных процессах и конфликтах в отношении этих территории. Обязательно нужно осмотреть не только участок, но и земли вокруг него на наличие предприятий, воинских частей и полигонов, трубопроводов и других объектов, потенциально имеющих охранные зоны. К сожалению, нотариусы и риэлторы почти никогда не проверяют объект на скрытые ограничения. При внешне «чистой» правовой истории участка впоследствии Минобороны может оспорить законность приватизации земель из госсобственности даже за пределами срока исковой давности. Нельзя исключать, что участок, например, окажется в зоне ограничений режимного объекта. Это становится препятствием для регистрации прав граждан на построенные и реконструированные жилые дома. Предсказать все риски невозможно, мы советуем при заключении любых сделок с землей не пренебрегать квалифицированными юридическими услугами.»

старший юрист практики недвижимости и градостроительства Rightmark Group
Рябова Вера