Суд поворачивает лыжи
Областной суд вернул военным участки у трассы СКА на озере Хеппоярви.
История давняя. В 1996 году два десятка участков в Токсово общей площадью 4,7 га были переданы в частные руки. Наделы расположены на Офицерской улице, фактически – на территории спорткомплекса СКА, у биатлонной трассы. В 2004-м участки были перепроданы нынешним владельцам. 11 наделов по 20 и 25 соток со статусом ИЖС оказались у предпринимательницы Анжелики Бобровой. (По данным СМИ, она проживает в Финляндии.)
С тех пор она пыталась легализовать свои владения, поставила участки на кадастровый учёт и даже получила в местной администрации разрешение на строительство. Состоялось несколько судов; было возбуждено уголовное дело; в 2019 году администрация Токсово написала официальное письмо о том, что участки выбыли из ведения Минобороны «в результате мошеннических действий». Тем не менее в 2020-м эти наделы были выставлены на Avito, что привело к очередному скандалу.
Подробно об истории писала «Новая газета»: здесь и здесь.
Военные с переменным успехом пытались отстоять права на землю. В июне 2020-го Всеволожский суд отклонил иск военной прокуратуры, которая требовала вернуть три спорных участка в ведение Минобороны. Юристы г-жи Бобровой подали встречные иски с требованием оформить сервитут (к участкам никак не подъехать, кроме как через наделы, оставшиеся за военными).
Но апелляционная инстанция с решением Всеволожского суда не согласилась. В решении апелляционной коллегии областного суда указано: спорные участки законным образом из ведения Минобороны не выбывали. Распоряжения администрации 1996 года о раздаче 4,7 га признаны ничтожными. (Здесь вообще детектив: подлинники этих распоряжений не найдены; в других судебных заседаниях есть упоминание о подделке, но теперь, похоже, это уже неважно.) Суд также учёл, что участки более 10 лет не осваивались. Так что и положения о «приобретательской давности» не работают. В одном из предыдущих решений по этим землям были отклонены и претензии на то, что прокуратура пропустила установленные для оспаривания сроки: суд указал, что «на требования о признании права отсутствующим исковая давность не распространяется».
В результате коллегия областного суда постановила: предыдущее решение Всеволожского суда отменить, право г-жи Бобровой на спорные участки признать отсутствующим; сведения о правообладателе исключить из ЕГРН.
Возможно, вердикт будет обжалован в Верховном суде.
Этот частный случай может иметь очень серьёзные последствия. Дело даже не в том, что распоряжения администрации были липовые – а в том, что, по мнению суда, местные власти в принципе не имели права распоряжаться землями Минобороны без должных виз и согласований. И что на признание права отсутствующим может не распространяться срок исковой давности. Под вопросом оказались и права остальных собственников, осваивающих наделы из спорных 4,7 га на Офицерской. Новые аргументы появятся у прокуроров в спорах с СНТ «Защита», претендующим на другие куски Ржевского полигона, и в других подобных судебных процессах во Всеволожском районе.
Проблема неоднозначная. Некоторые спорные наделы не раз сменили владельцев. И что теперь: по любому поводу цитировать столичного мэра Сергея Собянина: «Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретёнными жульническим путём»?