НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 05:09

Принят закон о «Роскадастре»

1 января 2022 в 09:00

Президент в последний рабочий день подписал закон о создании ППК «Роскадастр».

Фото: «Яндекс.Панорама»

Основные положения закона вступают в силу 1 июля 2022 года. Публично-правовая компания «Роскадастр» создается на базе федеральных госучреждений «ФКП Росреестра» и «Центр геодезии, картографии и пространственных данных», а также АО «Ростехинвентаризация – БТИ» и «Роскартография».

ППК займется цифровизацией пространственных данных и обеспечит выполнение полного комплекса услуг в сфере земли и недвижимости.

Форма публично-правовой компании для госкорпораций введена в 2016 году. ППК (формально) считаются некоммерческими организациями, однако вправе получать доход, а также «создавать коммерческие организации и НКО на территории РФ и за ее пределами, принимать участие в российских организациях и иностранных организациях...»

В статусе ППК существуют, например, Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, Военно-строительная компания, «Российский экологический оператор».

В целом вектор понятен. Власть последовательно движется к централизации всего, что еще не приколочено к вертикали. (Тектонические преобразования в муниципальном самоуправлении – из этой же серии.)

Проблем в сфере управления геоданными действительно хватает. Единую цифровую базу чиновники пытаются создать уже лет десять. В 2013 году упразднили систему ПИБов и БТИ. Решили, что для начисления налогов достаточно минимума сведений. Потом несколько лет пытались привести к общему знаменателю базы Росреестра. (Почти получилось.) Заодно решили перевести страну на единую систему координат; вышло не везде. Затем выяснилось, что карты разных ведомств не бьются: у лесников в планшетах одни сведения, у регионов – другие, у Росимущества – третьи. Кадастровые ошибки постепенно исправляются, но еще быстрее исходные неточности и неправильности кочуют из базы в базу, многократно дублируясь. Дополнительные сюрпризы возникают, когда в кадастр включают границы охранных зон (газопроводы, заповедники, территория памятников и пр.) – сплошь и рядом они пересекаются с границами населенных пунктов.

Пока представляется, что исправление ошибок и сведение массива данных в единую платформу – не главная задача. Главная – монополизация рынка. ППК «Роскадастр» сможет оказывать кадастровые услуги, готовить и продавать аналитику и т. д. При этом госмонополия находится в заведомо более выгодном положении, чем остальные участники рынка.

То есть государство (в обязательном порядке) сначала собирает с граждан сведения, причем подготовленные, как правило, за их же счет. Например, требуя внести объекты в кадастр. А потом те же сведения другим гражданам продает. Ничего личного, просто бизнес...