НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 18:15

Водоохранные зоны – в частные руки

27 января 2022 в 08:00

Дума приняла поправки в Земельный кодекс, разрешающий приватизацию участков в водоохранных зонах. Это позволит легализовать часть построек на берегах водоемов и увеличит количество конфликтов.

Черная речка. Фото: «Пригород»

Законопроект принят в третьем чтении. Документ разработан по инициативе Росреестра.

Запрет на оформление в собственность участков в так называемом втором поясе был введен в 2007 году. Цель – санитарная защита водоемов, прежде всего – как источников питьевой воды.

Параметры защитных зон устанавливаются властями региона, на водоемах федерального значения – правительством РФ. В «первом поясе» (100 метров от уреза воды) действует более строгий режим охраны, во втором хозяйственная деятельность ограничена, а приватизация запрещена. Границы «второго пояса» определяются индивидуально, обычно – от 500 до 1000 метров от уреза воды.

В пояснительной записке к законопроекту приведены обоснования. Сначала авторы документа указывают, что чистота источников не пострадает, даже наоборот: собственника-нарушителя легче привлечь к ответственности, чем арендатора. Это неправда: штраф накладывают на «причинителя вреда», независимо от статуса. Есть в обоснованиях и экономическая часть, и она, похоже, главная. В Московской области запрет на приватизацию не позволяет оформить землю под 33 многоквартирными домами и 5255 домами ИЖС. Снятие ограничений будет приносить в бюджет региона 4,5 млрд рублей ежегодно. По остальным регионам данные не приводятся. О том, кто и на каких основаниях выдавал разрешения на строительство там, где строить заведомо нельзя, ни в законопроекте, ни в пояснительной записке не сказано. (По такой же схеме «продавливается» закон об апартаментах: именно в Москве массово строят "псевдожилье", именно его и пытаются легализовать через изменения федерального законодательства.)

Экологи-активисты уверены, что принятие поправок в ЗК приведет к массовой легализации незаконно построенных особняков и вилл в береговых зонах, а также – к «освоению» участков на берегах водоемов. Сейчас именно санитарные запреты позволяют бороться с такими попытками.

По данным Росреестра, в России во «втором поясе» находится около 1,5 млн участков. На самом деле гораздо больше: далеко не везде санитарные зоны установлены и внесены в кадастр. Да и не все водоемы поставлены на кадастровый учет.

В Ленобласти периодически возникают конфликтные ситуации, связанные со статусом водоохранных зон. В Гатчинском районе фермеру отказали в утверждении схемы выбора участка: «не отображена зона санитарной охраны» Таицкого водозабора. Фермер судился и выиграл. В Васкелово индивидуальный предприниматель арендовал у федералов участок под рекреацию, а потом выяснил: 89% территории попадают в водоохранную зону. Отбился от выплат за аренду через суд. Во Всеволожском районе суд велел чиновникам пересмотреть договор о предоставлении участка ТСН «Современная деревня»: надел залез в водоохранную зону Серебряного ручья. О спорах и конфликтах, связанных с захватом береговых территорий, подробно пишет паблик «Движения против захвата озер». Изменения в Земельном кодексе будут способствовать увеличению числа таких конфликтов и появлению новых «горячих точек».