НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 05:59

Полномочия в строительной сфере переходят к правительству

Все больше полномочий в сфере строительства, включая «долевку» и упрощение экспертизы, переходит к исполнительной власти.

Фото: freepik.com

На прошлой неделе вступил в силу закон, разрешающий исполнительной власти напрямую регулировать жилищное строительство. Постановления и указы становятся важнее законодательства. Изменения внесены в целый пакет законов. Прежде всего, в касающиеся оборота и производства лекарств, но не только. Правительство теперь вправе принимать решения: о режиме действий и принятия решений в хозяйственных обществах, об особенностях контроля, лицензирования, исполнения государственных и муниципальных контрактов.

А также: устанавливать «особенности применения» неустоек и штрафов по договорам долевого участия, «особенности включения» объектов в реестр проблемных, «особенности передачи» построенного дольщикам, регулировать перечисление денег застройщику. Правительство также будет разрешать (или запрещать) внесение изменений в проект при замене импортных материалов на отечественные, а также в целом регулировать внесение изменений в проекты, связанные с капремонтом и реконструкцией. Если коротко подытожить: законопроект в значительной степени выводит строительный процесс из законодательного регулирования и переводит его в ведение исполнительной власти. Еще проще: строить, ремонтировать и сносить будем в основном в соответствии с постановлениями и указами.

Общая цель понятна: исполнительная власть (в целом) реагирует на изменения ситуации быстрее, чем законодательная. Однако на первом этапе неизбежны путаница, противоречия в нормах и их истолковании. 

4 марта на дополнительном заседании Госдума также в трех чтения приняла еще один пакет поправок в самые разные законы, касающиеся в том числе строительства. Например, в Земельном кодексе теперь есть оговорка – особенности земельных отношений в этом году устанавливаются федеральными законами. То же относится и к  градостроительной деятельности. То есть: если спешно принятый закон противоречит кодексу – работать будут нормы закона. 

Упрощаются процедуры разработки и согласования градостроительной документации. Сроки согласования генпланов сокращаются до месяца. Как и время проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генпланов, ПЗЗ, ППТ и по внесению в них поправок.

Правительство РФ получает право установить особенности предоставления государственных участков без торгов. Также в текущем году возможна пролонгация (до трех лет) аренды государственных и муниципальных земель без торгов, причем независимо от наличия долгов. Власти могут установить и льготные ставки аренды, вплоть до символической платы – не менее одного рубля.

Упрощается порядок правовой экспертизы при кадастровом учете и регистрации прав. Например, для объектов в границах зон затопления и подтопления отменяется проверка на предмет их обеспечения инженерной защитой. А объектам в границах водоохранных зон не потребуется проверка на предмет их защиты от загрязнения, что, конечно, странно.

У правительства РФ появляются дополнительные полномочия в области начисления и уплаты штрафных санкций за просрочку коммунальных платежей и взносов на капремонт. Сейчас пени привязаны к ключевой ставке, которая с прошлого года выросла в разы.

В стадии обсуждения – вопрос о продлении действия счета эскроу в случае переноса сроков ввода домов. Это должно помочь финансовой стабильности застройщиков.

Из конкретных мер: 9 марта на заседании правительства было принято решение о «нулевой» ставке НДС для организаций гостинично-туристической сферы. Вот такого рода конкретные шаги нужны и в жилищном строительстве, и в области кредитования, считают участники рынка.

NSP
 будет информировать читателей о том, что меняется и как теперь строить.