Пирожки, блины и пышки всегда актуальны. Что придет на смену закрывшимся из-за санкций ресторанам
По итогам первых месяцев 2022 года в сфере стрит-ритейла Петербурга количество закрывшихся предприятий превысило открывшиеся на 14%.
При этом, согласно отчету компании Maris, с января по март ротация арендаторов в основных торговых коридорах Петербурга составила в среднем всего 1,3%, что демонстрирует в целом более низкий уровень деловой активности на рынке встроенных торговых помещений. Для сравнения: за первый квартал 2020 года этот уровень достигал 5,6%, а год назад – 1,8%.
На Невском проспекте вывески за последние два месяца сменялись немного чаще – 1,5%, а количество свободных встроек даже несколько сократилось – на 1,7 п.п.
Средний уровень вакансий в сегменте стрит-ритейла не превышает 9,7%. Максимально подросло количество пустующих помещений в торговых зонах Литейного проспекта (рост на 4,5 п.п.) и улицы Рубинштейна (на 4,1 п.п.). Освободились также некоторые площади на Большой Конюшенной и Садовой улицах (рост на каждой – на 2,5 п.п.).
По оценкам аналитиков, объем вакантных площадей в основном пока подрос за счет заведений общепита – их доля в закрытиях составила 45%. На fashion-операторов пришлось 25% уходов, ритейлеров FMCG-сектора (товары частого потребления) – 10%.
По данным KNRU, самый широкий выбор встроек в центре города сейчас представлен вблизи станции метро «Площадь Восстания». Ставки аренды на коммерческие помещения в среднем сократились с начала года на 10,44%.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Алена Волобуева, директор департамента исследований рынка компании Maris:
– За январь и февраль спрос на торговые помещения был достаточно стабилен. Некоторые сетевые игроки даже укрупняли занимаемые площади за счет аренды смежных помещений. Но сейчас строить прогнозы сложно. В настоящий момент речь идет, главным образом, о временной приостановке деятельности тех или иных компаний. И прежде всего, это обусловлено усложнением логистики поставки товаров. Контракты еще никто из ритейлеров не расторгал, поэтому помещения фактически еще считаются занятыми.
В случае реализации неблагоприятного сценария развития событий количество свободных площадей возрастет, но вряд ли значительно в ближайшие месяцы. Есть шанс на развитие новых активных игроков и тех, кто все-таки рискнет расширить свое присутствие. Реакция рациональных собственников происходит на рынке с временным лагом в два-три месяца. А в данном случае речь не идет о панических флуктуациях ценовых индикаторов. Поэтому оценить степень влияния происходящего на ценовые индикаторы мы сможем, наиболее вероятно, уже ближе к концу первого полугодия.
Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
– Многие заведения и магазины, где располагаются Starbucks, McDonald’s, KFC, Apple, Samsung и прочие бренды, которые уже заявили о приостановке деятельности, действительно, ее приостановили. Однако о каких-то фактах расторжения арендных договоров нам пока неизвестно. Определенный откат тем не менее начнется во всех локациях, хотя ситуация прояснится только через месяц-два, не раньше.
Надо отметить, что претендентов на пустующие помещения пока достаточно много. Но сейчас это как делить шкуру неубитого медведя. Кто-то прогнозирует, например, что «Теремок» может занять освободившиеся объекты, в то время как сам оператор говорит, что будет частично уходить с рынка и, естественно, не будет активно развивать свою сеть. При этом у нас есть клиенты, которые готовы открывать заведения даже в нынешних условиях, ориентируясь на более дешевое и быстрое по приготовлению питание – пирожки, блины и пышки всегда актуальны. Вероятно, тяжелые времена настали для ресторанов высокой кухни, так как многие ингредиенты уже подорожали до 50%.
В кризисных условиях продовольственники всегда в плюсе. Так, к помещениям «Призмы» действительно наблюдается высокий интерес. Думаю, что, как и в ситуации со SPAR, самые лакомые места быстро найдут новых арендаторов. Некоторые собственники уже решили пойти по пути деления больших площадей на мелкие, так как считают, что такие небольшие объекты легче сдать.
Нынешняя ситуация, безусловно, отразится на ставках аренды в сторону снижения. Также встает вопрос индексации и того, как ее прописывать в договорах. Раньше это был стандартный процент (от 5 до 10) или курс инфляции. Теперь курс инфляции такой, что его сложно оставить в договоре. В контрактах станут актуальны пункты, которые будут предусматривать возможность сторонам пересматривать соглашения в ходе меняющихся внешних обстоятельств. Подобные пункты оказались очень популярны в пандемию, сейчас их сложнее сформулировать, но юристы уже над этим работают.