НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 09:49

Экологи: в заказниках Ленобласти нежелательно даже благоустройство для туристов

22 апреля 2022 в 10:18

Экологи и активисты из Петербурга и Ленобласти рассказали, как новый законопроект о строительстве в заповедниках скажется на местных охраняемых территориях.

Фото: NSP.ru

В Госдуме принят в третьем чтении законопроект, который получил известность как "закон о застройке особо охраняемых природных территорий (ООПТ)". К третьему чтению в него внесли поправки: если сначала возможности застройки были почти безграничными, то теперь их сузили. О нюансах документа мы писали подробно. NSP опросила экологов и активистов из Петербурга и Ленобласти о том, что они думают по поводу попыток изменить законодательство о защите ценных природных зон и как это сказывается на регионе. 

Член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Грибалев:

– В Петербурге и Ленобласти ООПТ в основном – регионального значения, т. е. губернаторы формируют их границы. Когда прокладывали трассу газопровода Северный поток-2, то легко внесли изменения в границу Кургальского заказника. Сейчас вокруг заказника вырубают леса, там будет химический комплекс. И вся биота, все звери ломанулись в заказник, жители соседних деревень жалуются на диких животных. 

У нас постоянно пытаются внести правки в законодательство об ООПТ. Но никто не ставит во главу угла то, что ООПТ были придуманы для сохранения природы, никакая хозяйственная деятельность там вестись не должна. Даже экотропы там не нужны – будут приезжать туристы, а никакой нагрузки на природные системы не должно быть. 

Если вы хотите по ООПТ путешествовать, делать дорожки, памятники, развивать инфраструктуру – так назовите это честно национальным парком. И пусть он будет со своим режимом пользования. Под Петербургом национальным парком может быть Юнтолово, участки на Карельском перешейке, Колтушские высоты. 

Председатель общественного движения «Воля Петербурга» Надежда Тихонова:

– Конечно, тенденция такого посягательства на охраняемые природные территории тревожит. К сожалению, в Петербурге мы уже давно наблюдаем, как региональные власти зачастую принимают решения в пользу застройщиков вместо того, чтобы защищать зеленые зоны. Это стало почти привычным на региональном уровне – постоянная борьба петербуржцев, общественников, депутатов против строительства в парке или сквере.  

И вот и на федеральном уровне решили поставить интересы застройщиков выше ценности сохранения природы. Но «протащить» законопроект под шумок не удалось. Люди вовремя отреагировали. Это еще раз доказывает, как важно участвовать в принятии политических решений теми способами, которые вам подходят, – написать письмо в комитет, оставить запись в соцсети, рассказать своим близким. Когда партия власти поняла, что грядет скандал, сразу пошли на попятную.

Координатор движения «Против захвата озер» по Курортному району Анна Шушпанова:

– Часто предпринимаются попытки как-то упростить застройку ценных природных территорий или, например, снос исторических зданий. Что-то подобное периодически вносится в качестве законопроектов. Но создается впечатление, что в последние пару месяцев эти процессы очень активизировались.

Сейчас ООПТ – последний рубеж, который позволяет не уничтожить оставшиеся клочки природы. В заказниках нельзя разрешать строительство, даже инфраструктуру для туристов. Если разрешить ее строить, то возможны злоупотребления, когда начнут массово возводить коттеджные поселки, гостиницы. При размещении застройки смысл статуса ООПТ теряется. Цель заказника – это даже не рекреация, не просвещение, это сохранение биоразнообразия. У жителей много дискуссий вызывает экотропа Сестрорецкое болото. Люди из соседних садоводств говорят, что у них теперь "улица Рубинштейна", а туристы, которые гуляют по этой тропе, могут рвать краснокнижные виды, оставлять мусор. Я не за то, чтобы запрещать вход в ООПТ, но благоустройство, реклама – это, на мой взгляд, излишне.

Председатель правления Общественного фонда "Сохранение культурного и природного наследия "Колтуши" Ирина Гавриленко:

– Первоначально спланированные нормы закона об ООПТ оценивала как планируемую экологическую катастрофу с плановым уничтожением ценных природных комплексов – уникальных ландшафтов, редких видов животных и растений, в итоге получили бы снижение биоразнообразия в целом. Конечно, закон поправили под напором общественности. Но отмена экологической экспертизы при внедрении масштабных строительных проектов в организм ООПТ, считаю, оставит свой негативный след в природных комплексах​.