НАШ ЦИТАТНИК: «Застройщики давно просят об одном: дайте поработать в неизменных условиях хотя бы полгода. Но регулятор придерживается методики введения санкций, которую практикуют вражеские государства: вводит ужесточения постоянно, формируя пессимизм в отрасли...» Светлана Денисова

11 октября, 08:57

Доходы от туризма в России в 2022 году сократятся в 2,5 раза. Как это отразится на апарт-отелях

21 июня 2022 в 15:12

Девелоперы и управляющие компании, работающие с апарт-отелями, рассказали, как отрасль адаптируется к новым условиям и какие ожидания от летнего туристического сезона в Петербурге.

Фото: Олег Золото

Поступление в российскую экономику денег от въездного туризма в 2022 году составит 2 млрд долларов против 11 млрд в 2019 году. «Наш прогноз – в этом году экспорт будет 2 млрд долларов. Это те живые деньги, которые иностранные туристы привозят в нашу страну», – заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.

Ранее участники рынка туристических услуг и аналитики уверенно рассуждали о том, что сокращение внешнего туризма (из-за санкций и испорченных отношений с Европой и западными странами в целом) перекроется повышенным спросом на внутренний. Теперь и в этой сфере преобладают скептические оценки.

По мнению обозревателей популярного ТГ-канала «Незыгарь» (который трудно заподозрить в критическом отношении к власти), «внутренний туризм тоже уходит в пике, у россиян нет денег на отдых». А граждане из Азии и ближнего зарубежья к нам не поедут по другой причине: высокий курс рубля делает такие поездки невыгодными.

Общий прогноз: суммарно отрасль потеряет в 2022 году от 0,8 трлн до 1,1 трлн рублей. Всего оборот в сфере туристических услуг сократится в 2,5 раза.

Вопрос: как переживут этот спад апарт-отели? Будет ли он фатальным для запуска новых проектов? Или на фоне общего спада Петербург останется мощным магнитом, «точкой притяжения» для внутренних поездок?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ  

Константин Сторожев, генеральный директор VALO Service:  

"Бронирование номерного фонда в мае увеличилось в 20 раз по сравнению с прошлым годом"

– Майские праздники – своего рода точка отсчета для определения популярности того или иного направления. В этом году в Петербург переместился туристический поток, ориентированный на европейские столицы. Город стал одним из самых популярных направлений для внутреннего туризма, что позволило увеличить бронирование номерного фонда в 20 раз по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. Эти данные дают право оптимистично полагать, что в Петербурге спрос на внутренний туризм в 2022 году будет только расти.  
Что касается грядущего времени, в случае «кризисного» периода в туристической отрасли апартаментный фонд меняет формат размещения гостей с краткосрочного на долгосрочный, что позволяет сохранить высокую загрузку номеров и, соответственно, стабильную инвестиционную привлекательность для покупателей апартаментов. Отличный пример такого «кризисного» времени – пандемия. В пик локдауна апарт-отели были загружены на 70% как раз за счет этой гибкой политики смены форматов, в то время как заполняемость «классических» гостиниц значительно просела, до 10%. Например, в высокий сезон, с ноября по май, наш первый апарт-отель VALO Hotel City 3* ориентирован на краткосрочное размещение гостей, а с октября по апрель переходит на «долгосрок». В нашем апарт-отеле средняя загрузка за 2021 год была 84%, сейчас – порядка 95–97%. В низкий сезон она будет на уровне 60%.  

Оксана Базырина, директор УК IZZZI (ORANGE GROUP): 

"Пользоваться популярностью будут отели в ценовом диапазоне 18002500 рублей за сутки"

– Сезон идет полным ходом! Самым важным для гостя сейчас становится качество услуг, локация и цена. Трудности будут возникать у крупных отелей, расположенных в отдаленности от центра.
Гость, приезжая на два дня в Петербург, ценит мобильность, доступность, комфорт. Тратить время на поездки по городу он не будет, все должно быть рядом. Отели IZZZI занимают сегмент комфортных отелей 3 "звезды" в Центральной локации: близко к Московскому вокзалу и центральной части Невского проспекта.  
Пока никто не планирует отдых на осень, да и смысла нет. С 1 октября будет снова возобновлена программа кешбэка от Ростуризма. Гости уже успели обзавестись картами «Мир» и ждут этой акции. Весна с поддержкой Ростуризма удалась на славу.  
Сезон будет сложным, но однозначно гости поедут в Петербург. Особенно те, которым отдых в летний период не был доступным. Закрытие границ и высокие цены на единичные пляжные направления скорректируют интересы россиян. Так как поездки в Европу на данный момент приостановлены, место «европейского» по своему духу города может твердо занять Петербург. Спрос будет, но только на доступный отдых!  
Пользоваться популярностью будут отели в ценовом диапазоне 1800–2500 рублей за сутки. Предстоит жесткая ценовая конкуренция.  
Кроме этого, нам видится, что давать оптимистичные прогнозы позволяет развитие в Петербурге событийного туризма, как развлекательного, так и делового. 

Юлия Шмидт, генеральный директор сети отелей Vertical: 

"Октябрь и ноябрь будут сложными"

– В этом году доходы от туризма действительно сократятся. Во-первых, на текущий момент полностью отсутствует иностранный турпоток – и в ближайшее время он точно не вернется, во-вторых – на ситуацию влияет снижение покупательской способности населения. Люди путешествуют по стране и осваивают новые направления, но средний чек при этом уменьшается.​  
В Петербурге сезон начался с большой задержкой – активность появилась только с середины июня. Глубина бронирований выросла до недели, но средний чек по-прежнему не достиг плановых значений, на которые мы ориентировались в конце прошлого года.​  
Надеемся, что ситуация изменится. Скорее всего, это произойдет ближе к 2023 году. Для Петербурга однозначно сложными будут октябрь и ноябрь. В Москве ожидаем начало сезона ближе к концу июля или августа. И далее до конца ноября. Но пока этой активности не видно. 

Ковригина Елизавета, директор Orange.Life (ORANGE GROUP):

"Отрасль уже адаптировалась к отсутствию иностранных туристов"

– Я бы не была так пессимистично настроена. Петербург стабильно входит в число самых популярных туристических направлений.  
Уход сервиса Booking дал толчок к развитию внутренних агрегаторов (с более гуманным размером комиссии) и увеличил количество прямых бронирований, это сократило комиссионные расходы. Ситуация с временным провалом загрузки в конце февраля – начале марта быстро выровнялась. К отсутствию иностранных гостей туристическая отрасль смогла адаптироваться за период пандемии, а текущее ограничение авиасообщения с югом России переориентировало поток внутреннего туризма в столицы и иные регионы.  
Мы по-прежнему ожидаем, что Петербург примет в этом году большое число гостей. Не впадать в пессимизм позволяют хорошие результаты мая и текущая практически стопроцентная загрузка обоих действующих отелей IZZZI.  
На рынке долгосрочной аренды ситуация немного иная: уход большого количества работодателей привел к оттоку арендаторов, увеличению предложения по аренде, росту срока экспозиции. Падение долгосрочных арендных ставок в Петербурге мы не оцениваем как существенное, выиграть в борьбе за арендатора – задача управляющей компании. 

Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens: 

"На место "люксовых" европейских брендов приходят локальные проекты"

– Даже на фоне общего спада Петербург останется «туристической Меккой». Происходит трансформация рынка. В разы меньше стало иностранцев, уходят «люксовые» европейские бренды – на их месте возникают и усиливаются локальные проекты.  
Состоятельным приезжим из Тюмени или Красноярска и раньше не так уж обязательно было поcелиться в Four Seasons или заехать в Marriott, а теперь тем более. Welness-отель Tsar Palace в Пушкине и раньше был популярен, и теперь на загрузку не жалуется. Снять приличный дом в Ленобласти все так же непросто. Спрос есть, и не на бренды, а на сервис.  
«Гостевая» составляющая нашего проекта Gatchina Gardens ориентирована прежде всего на петербуржцев и москвичей. Россияне, имея достаточный опыт не только европейских поездок, но и путешествий по всему миру, предъявляют к гостиничной и ресторанной инфраструктуре высокие требования. Чтобы все было свое – но на уровне международных стандартов.  
Вписать требования к качеству в разумную экономику проекта – это серьезный вызов и для девелопера, и для управляющей компании.   

Анна Панова, генеральный директор управляющей компании PSK Invest (входит в ГК «ПСК»):

"Мы не делаем ставку на иностранцев"

– Еще в самом начале пандемии звучали прогнозы о том, что туристический рынок никогда не вернется в то состояние, в котором он развивался последние 15 лет. А именно: массовый туризм среднего класса, появление новых объектов на курортах, развитие круизного продукта, размещение в отелях 4–5* по системам all inclusive и так далее. Возможно, этот прогноз частично сбывается. Прежде всего в виде сокращения массового туризма и развития индивидуального. Что, как правило, дороже, но оставляет большую свободу действий за туристом. И скорее отвечает потребительским предпочтениям новых поколений – тем, кому сейчас 20–25.  
Кстати, об иностранных туристах: платежеспособность населения Европы и других развитых стран в последние месяцы также снизилась. С учетом курса рубля совершенно не факт, что иностранцы смогли бы привезти в Россию те самые недостающие 9 млрд долларов.  
Что касается апартаментов, то мы, как и ранее, не делаем ставку на иностранцев. При этом уже возвращаются иностранные студенты. Есть потенциал со стороны Индии...  
В наших доходных программах учитывается внутренний туризм. Совокупный спрос на размещение в Петербурге со стороны всех категорий арендаторов, от студентов и командировочных до внутренних туристов, включая деловых, позволяет прогнозировать загрузку проектов. Как тех, что выводятся на рынок сейчас, так и тех, что будут запущены в эксплуатацию в следующие 2–3 года.  
Инвесторы оперируют опытом, оценивая, прежде всего, наиболее кризисный 2020 год, когда встало вообще все. Но даже тогда апарт-отели показали результат, в минус практически никто не ушел. Поэтому для апарт-отелей ситуация несколько более позитивная. Они изначально не являются производной от того рынка массового туризма, который будет видоизменяться.