НАШ ЦИТАТНИК: «Главная проблема рассрочек на рынке новостроек в том, что в отчетности выручка показывается, а по факту ее еще нет. И на эскроу-счете тоже нет. Кроме того, чем волатильнее ситуация, тем выше риск, что договор с рассрочкой будет расторгнут...» Максим Ельцов

3 декабря, 17:49

Храмы возвращают городу

8 августа 2022 в 07:35

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры (Фонд СВОИК) ведет в Петербурге проекты, направленные на воссоздание исторического облика города. При его поддержке уже отреставрирована церковь Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной и установлен памятный знак в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади. Продолжаются работы в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)». Завершается подготовка к воссозданию храма Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Идет реконструкция комплекса зданий Духовной академии и воссоздание иконостаса Смольного собора. А под его куполом появится музей «Собрание Ангелов». Мы собрали подробную информацию о наиболее значимых проектах Фонда, которые активно развиваются или финишируют в этом году. Скрупулезное отношение к деталям и историческая достоверность – их общая черта.

Храм «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» 

 Завершается реконструкция храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» на проспекте Обуховской Обороны. Инициаторы восстановления – настоятель храма иерей Богдан Полевой и Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. Церковь откроется к концу 2022 года.  

Храм «Всех скорбящих Радость (с грошиками)»
Фото: Фонд СВОИК

Скорбященский храм полностью воссоздан из кирпича. Фасады украшены известными образцами изразцов из майолики, характерными для храмов неорусского периода, а также фасадной мозаикой, выполненной в технике микромозаики из тянутой смальты. На куполах воссозданы исторические кресты с граненым хрусталем.  

За прошедшие четыре года полностью восстановлен внешний облик храма и благоустроена территория. Сейчас идут работы внутри, где завершается воссоздание монументальной живописи. Монтируется резной иконостас весом 30 тонн из белого итальянского мрамора Bianco Statuario. Реконструирован по сохранившимся чертежам и фотографиям исторический киот для чудотворной иконы. В цокольном пространстве обустраивают современный церковно-археологический музей, посвященный истории храма, иконы блаженной старицы Матроны. Здесь же располагается баптистерий – крестильный храм вместимостью до 50 прихожан со встроенной купелью и ризницей. 

Полностью благоустроена и озеленена территория вокруг храма: оборудована детская площадка, замощены гранитной брусчаткой дорожки и тротуары, создано кованое ограждение. Благоустроена набережная Невы, где сооружен понтонный причал для маломерных судов. 

Храм «Всех скорбящих Радость (с грошиками)»
Фото: Фонд СВОИК

Скорбященский храм уже включен в духовную жизнь Петербурга: в последние три года в престольный праздник 5 августа сюда на один день возвращается чудотворная икона Богородицы, в честь которой он освящен. Более 70 лет этот образ хранится в церкви Живоначальной Троицы «Кулич и Пасха», пока его родной дом восстанавливается. В этом году чудесное явление ознаменовалось открытием возрожденной надвратной мозаики с изображением Богородицы.  

Ввод в эксплуатацию и освящение храма планируются в декабре 2022 года, тогда же он откроет двери верующим. 

История: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» построен в 1894–1898 годах в стиле московско-ярославского зодчества XVII века. Архитекторы – Александр фон Гоген и Александр Иванов. В 1933 году церковь разрушили. Уцелела только часовня, возведенная в начале XX века. В 2012-м сохранившиеся фундамент и фрагменты здания признаны памятником регионального значения. Восстановление началось в 2017 году. 

Цифры и факты: Сроки строительства: 2015–2022 годы, общая площадь здания – 2150 кв. м, высота с крестом – 36,6 метра, высота центрального свода – 18,6 метра, количество куполов – 5, вместимость – 500 прихожан, стоимость работ – 2,5 млрд рублей. 

Кстати: На территории Скорбященского храма находится могила почитаемой петербургской блаженной старицы Матроны Босоножки. Ее почитание было массовым еще при жизни, о чем свидетельствуют архивные материалы и периодическая печать. Даже сам факт захоронения Матроны Босоножки в ограде храма является уникальным. На этот счет было сделано особое распоряжение петербургского градоначальника в 1911 году. С 2015-го ведется подготовка к церковному прославлению старицы Матроны в лике святых. Создана рабочая группа, в 2020-м подготовленные материалы переданы в Комиссию по канонизации при Санкт-Петербургской епархии и получили положительный отзыв. После воссоздания храма данные материалы будут направлены в Синодальную комиссию по канонизации святых РПЦ. 

Фото в галерее:

  • Скорбященский храм полностью воссоздан из кирпича, фасады украшены известными образцами изразцов из майолики, а также фасадной мозаикой. 
  • Возрожденная надвратная мозаика с изображением Богородицы. 
  • Могила старицы Матроны Босоножки. 
1 из 3
Фото: Фонд СВОИК

« Для нас этот год очень продуктивен. Мы сдаем в эксплуатацию храм «Всех Скорбящих Радость» на проспекте Обуховской Обороны, подходим вплотную к воссозданию храма Святых Благоверных князей Бориса и Глеба на Синопской (бывшей Калашниковской) набережной, запустили воссоздание иконостаса Смольного собора, заканчиваем проектирование музея «Собрание Ангелов» в чердачном пространстве Смольного собора. Каждый из этих объектов – знаковый для города. Рассматривать их стоит не только как объекты религиозного значения, но и как архитектурные доминанты, возвращение утраченной исторической памяти.
Борисоглебский храм преобразует набережную Невы, Скорбященский уже преобразил не только набережную, но и весь квартал, Смольный собор – уникальный памятник штукатурного елизаветинского барокко. Кроме того, мы начали активно взаимодействовать с архитектурным и градозащитным сообществом как по новым объектам, так и по издательской деятельности. Поддерживаем издание книг об архитектурных объектах Петербурга и их авторах. С градозащитниками у нас есть серьезные споры о колокольне ансамбля Смольного монастыря, но по остальным объектам мы единодушны, и нас, безусловно, объединяет любовь к городу и бережное к нему отношение. »

директор Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в СПб


Храм Святых Благоверных князей Бориса и Глеба на Синопской набережной  

 Фонд СВОИК инициировал воссоздание из небытия Борисоглебской церкви. Проект подготовила архитектурная мастерская Михаила Мамошина. 

Храм Святых Благоверных князей Бориса и Глеба
Фото: Фонд СВОИК

Восстановить церковь четко на прежнем месте нет возможности. Сейчас там частично проходит Синопская набережная. Однако удалось найти решение, которое предполагает строительство храма немного в стороне, с частичным захватом исторического фундамента обители. Основная же часть церкви разместится на участке, где сейчас находится автостоянка – между проспектом Бакунина, Синопской набережной и Херсонским проездом. В Фонде считают, что при таком раскладе храм получит даже более парадное расположение. Он замкнет обе оси Синопской набережной, как от улицы Моисеенко, так и от Лавры. К тому же набережная вновь обретет свою главную доминанту.

Проект воссоздания храма подготовила архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Уже проведено историко-культурное исследование на предмет возможности воссоздания, согласована изначальная высота здания, выполнено проектирование (эскизный проект и рабочая модель). 

Инициаторы будут пытаться максимально точно воссоздать внешний облик и внутреннее убранство Борисоглебской церкви, используя сохранившийся иконографический материал и архивные фото. Строить церковь будут по традиционной технологии из кирпича. 

Сегодня практически подписано соглашение с Городским центром управления парковками об установлении сервитута на часть участка для проведения археологических и геологических изысканий. Получены все согласования от комитета по транспорту и комитета имущественных отношений. 

Кроме того, Фонд СВОИК совместно с архитектурным сообществом подготовил предложения о внесении изменений в Генплан и в 820-й закон «О границах объединенных зон охраны…» в части возможности увеличения высоты с нынешних разрешенных 44 метров до 57 метров.

Борисоглебская церковь – важнейший доминантный проект фонда. 

История: Мысль о постройке храма на Калашниковской набережной возникла у хлебных торговцев-оптовиков Калашниковской биржи после покушения на императора в 1866-м. На их пожертвования и была возведена церковь высотой 54 метра, которую заложил 16 августа 1869 года митрополит Исидор. Массивный пятиглавый храм в русско-византийском стиле стал одним из лучших образцов церковного строительства времен царствования Александра II. 

С 1877-го при храме действовало благотворительное общество с домом для престарелых и детским приютом, а с начала XX века – дамский благотворительный кружок «Тавифы» и братство «Лепта милосердия», содержавшее коммерческое училище. Храм был закрыт в июле 1934 года и использовался под склад; летом 1975-го полуразрушенное здание окончательно снесли. Сегодня на этом месте – новая набережная и автостоянка. 

« Я занимаюсь проектом воссоздания Борисоглебской церкви. Интереснейшая тема. Мне кажется, это была одна из важных утрат в петербургской панораме, потому что от Александро-Невской лавры до Смольного никаких доминант не осталось. И вот возрождение этого храма возвращает все на свои места. Сложностей при проектировании не было, нам осталось завершить процедуру согласований поправок в Генплан (по высотности); участок уже сформирован и передан пользователю, все идет своим чередом.
Посадка храма градостроительно будет чуть-чуть изменена, потому что часть исторического фундамента заходит на проезжую часть. (Кстати, храм и снесли прежде всего по причине строительства набережной.) Поэтому теперь он будет немного отодвинут от дороги, с поворотом. Но все строго по канонам, все изменения выполнены с благословения владыки. »

руководитель «Архитектурная мастерская Мамошина»
Мамошин Михаил Александрович


Интерьеры Смольного собора 

 Иконостас 

 Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры помогает Смольному собору воссоздать утраченный иконостас (сейчас в храме находится временный). Уже получено разрешение КГИОП и монтируется металлический каркас иконостаса, включая Царские врата, Северный и Южный приделы, а также киоты. Параллельно идет конкурс на выбор подрядчика для изготовления резных деревянных элементов иконостаса с золочением, пишутся иконы для центральной части. 

Смольный собор
Фото: Фонд СВОИК

Исторический иконостас работы известного архитектора Максимилиана Месмахера был установлен в Смольном соборе в 1875 году. Он был высотой 22,5 метра и включал солею из хрусталя. Иконостас разобрали в 1972-м, позже он был полностью утрачен. Эксперты КГИОП и ученые СПбГУ изучили архивы и нашли редкие чертежи и изображения  иконостаса, которые помогли воссоздать проект. Помимо этого, исследователи обнаружили аналоги иконостаса в Царском Селе. Царскосельские прообразы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Максимилиан Месмахер. 

 Ангелы под сводами

 Смольный собор совместно с Фондом создает первый в России музей «Собрание Ангелов» – самый загадочный в Петербурге. Он появится под куполом Смольного собора на высоте 50 метров. Там будут собраны копии скульптур, барельефов и изображения ангелов Петербурга, России и мира – всего около 50 экземпляров. Одни будут установлены на постаментах, другие – на полу, третьи – в сводах; некоторые фигуры подвесят на тонких лесках для ощущения их полета в пространстве.

Кроме того, в музее задуманы мультимедийные видеопанорамы и «карта ангелов», а также особая подсветка и звуковое сопровождение (классическая музыка, стихи про ангелов, истории и легенды). 

Смольный собор
Фото: Фонд СВОИК

Уже разработан дизайн-проект Музея ангелов с визуализацией и расположением, определен точный перечень первых 25 скульптур, разрабатывается проектная документация. Планируемый срок открытия музея – 2023 год.

Кстати, Петербург считается городом, охраняемым ангелами, коих у нас насчитывается более 3 тысяч. 

 Список Чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери 

 Для Смольного собора создан точный список Чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в драгоценном окладе и ризе. Инициатором и инвестором выступил Фонд СВОИК. В октябре 2022 года состоится принесение иконы в Смольный собор.

Феодоровская икона, «Елеуса», умиление – икона, авторство которой приписывают евангелисту Луке. Самые ранние упоминания о святыне относятся к XII веку. Считается, что этот лик спас Кострому от нашествия татар. На оборотной стороне образа, по преданию, написан лик святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей невест и свадеб. 

С иконы появилось множество списков, но оригинал хранился в Костроме. В XIX веке чудотворная икона была украшена бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами, жемчугом, в конце столетия создан золотой оклад весом 10 кг. Верующие отмечали, что оригинал чудотворной иконы на протяжении многих веков сохранялся в хорошем состоянии, но незадолго до потери династией Романовых царской власти начал темнеть. Феодоровская икона почитается как покровительница невест, семейного благополучия. 

Музейное пространство 

 В начале 2022-го при главном входе в Смольный собор открылось музейное пространство, повествующее об истории создания собора. Оно заработало при активном участии Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге.

Пространство – это входная группа в виде полукруглой ниши с экспозицией копий редких гравюр с чертежами и рисунками Смольного собора и колокольни, медиаэкранами для демонстрации видеороликов и пр. Также оборудована церковная лавка и стойки информации. 

11 апреля 2022-го в соборе установлен макет ансамбля Смольного монастыря с колокольней – точная копия оригинального макета Растрелли, хранящегося в Академии художеств имени Репина.

Входная группа с экспозицией копий редких гравюр с чертежами и рисунками Смольного собора и колокольни

Смольный собор
Фото: Фонд СВОИК

Материал подготовлен в рамках специального проекта NSP.RU - "ДОСТИЖЕНИЯ ГОДА", приуроченного к профессиональному празднику День строителя.

.