Храмы возвращают городу
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры (Фонд СВОИК) ведет в Петербурге проекты, направленные на воссоздание исторического облика города. При его поддержке уже отреставрирована церковь Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной и установлен памятный знак в честь первого петербургского храма — Троице-Петровского собора на Троицкой площади. Продолжаются работы в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)». Завершается подготовка к воссозданию храма Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Идет реконструкция комплекса зданий Духовной академии и воссоздание иконостаса Смольного собора. А под его куполом появится музей «Собрание Ангелов». Мы собрали подробную информацию о наиболее значимых проектах Фонда, которые активно развиваются или финишируют в этом году. Скрупулезное отношение к деталям и историческая достоверность – их общая черта.
Храм «Всех скорбящих Радость (с грошиками)»
Завершается реконструкция храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» на проспекте Обуховской Обороны. Инициаторы восстановления – настоятель храма иерей Богдан Полевой и Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. Церковь откроется к концу 2022 года.
Скорбященский храм полностью воссоздан из кирпича. Фасады украшены известными образцами изразцов из майолики, характерными для храмов неорусского периода, а также фасадной мозаикой, выполненной в технике микромозаики из тянутой смальты. На куполах воссозданы исторические кресты с граненым хрусталем.
За прошедшие четыре года полностью восстановлен внешний облик храма и благоустроена территория. Сейчас идут работы внутри, где завершается воссоздание монументальной живописи. Монтируется резной иконостас весом 30 тонн из белого итальянского мрамора Bianco Statuario. Реконструирован по сохранившимся чертежам и фотографиям исторический киот для чудотворной иконы. В цокольном пространстве обустраивают современный церковно-археологический музей, посвященный истории храма, иконы блаженной старицы Матроны. Здесь же располагается баптистерий – крестильный храм вместимостью до 50 прихожан со встроенной купелью и ризницей.
Полностью благоустроена и озеленена территория вокруг храма: оборудована детская площадка, замощены гранитной брусчаткой дорожки и тротуары, создано кованое ограждение. Благоустроена набережная Невы, где сооружен понтонный причал для маломерных судов.
Скорбященский храм уже включен в духовную жизнь Петербурга: в последние три года в престольный праздник 5 августа сюда на один день возвращается чудотворная икона Богородицы, в честь которой он освящен. Более 70 лет этот образ хранится в церкви Живоначальной Троицы «Кулич и Пасха», пока его родной дом восстанавливается. В этом году чудесное явление ознаменовалось открытием возрожденной надвратной мозаики с изображением Богородицы.
Ввод в эксплуатацию и освящение храма планируются в декабре 2022 года, тогда же он откроет двери верующим.
История: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» построен в 1894–1898 годах в стиле московско-ярославского зодчества XVII века. Архитекторы – Александр фон Гоген и Александр Иванов. В 1933 году церковь разрушили. Уцелела только часовня, возведенная в начале XX века. В 2012-м сохранившиеся фундамент и фрагменты здания признаны памятником регионального значения. Восстановление началось в 2017 году.
Цифры и факты: Сроки строительства: 2015–2022 годы, общая площадь здания – 2150 кв. м, высота с крестом – 36,6 метра, высота центрального свода – 18,6 метра, количество куполов – 5, вместимость – 500 прихожан, стоимость работ – 2,5 млрд рублей.
Кстати: На территории Скорбященского храма находится могила почитаемой петербургской блаженной старицы Матроны Босоножки. Ее почитание было массовым еще при жизни, о чем свидетельствуют архивные материалы и периодическая печать. Даже сам факт захоронения Матроны Босоножки в ограде храма является уникальным. На этот счет было сделано особое распоряжение петербургского градоначальника в 1911 году. С 2015-го ведется подготовка к церковному прославлению старицы Матроны в лике святых. Создана рабочая группа, в 2020-м подготовленные материалы переданы в Комиссию по канонизации при Санкт-Петербургской епархии и получили положительный отзыв. После воссоздания храма данные материалы будут направлены в Синодальную комиссию по канонизации святых РПЦ.
Фото в галерее:
- Скорбященский храм полностью воссоздан из кирпича, фасады украшены известными образцами изразцов из майолики, а также фасадной мозаикой.
- Возрожденная надвратная мозаика с изображением Богородицы.
- Могила старицы Матроны Босоножки.
« Для нас этот год очень продуктивен. Мы сдаем в эксплуатацию храм «Всех Скорбящих Радость» на проспекте Обуховской Обороны, подходим вплотную к воссозданию храма Святых Благоверных князей Бориса и Глеба на Синопской (бывшей Калашниковской) набережной, запустили воссоздание иконостаса Смольного собора, заканчиваем проектирование музея «Собрание Ангелов» в чердачном пространстве Смольного собора. Каждый из этих объектов – знаковый для города. Рассматривать их стоит не только как объекты религиозного значения, но и как архитектурные доминанты, возвращение утраченной исторической памяти.
Борисоглебский храм преобразует набережную Невы, Скорбященский уже преобразил не только набережную, но и весь квартал, Смольный собор – уникальный памятник штукатурного елизаветинского барокко. Кроме того, мы начали активно взаимодействовать с архитектурным и градозащитным сообществом как по новым объектам, так и по издательской деятельности. Поддерживаем издание книг об архитектурных объектах Петербурга и их авторах. С градозащитниками у нас есть серьезные споры о колокольне ансамбля Смольного монастыря, но по остальным объектам мы единодушны, и нас, безусловно, объединяет любовь к городу и бережное к нему отношение. »
Храм Святых Благоверных князей Бориса и Глеба на Синопской набережной
Фонд СВОИК инициировал воссоздание из небытия Борисоглебской церкви. Проект подготовила архитектурная мастерская Михаила Мамошина.
Восстановить церковь четко на прежнем месте нет возможности. Сейчас там частично проходит Синопская набережная. Однако удалось найти решение, которое предполагает строительство храма немного в стороне, с частичным захватом исторического фундамента обители. Основная же часть церкви разместится на участке, где сейчас находится автостоянка – между проспектом Бакунина, Синопской набережной и Херсонским проездом. В Фонде считают, что при таком раскладе храм получит даже более парадное расположение. Он замкнет обе оси Синопской набережной, как от улицы Моисеенко, так и от Лавры. К тому же набережная вновь обретет свою главную доминанту.
Проект воссоздания храма подготовила архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Уже проведено историко-культурное исследование на предмет возможности воссоздания, согласована изначальная высота здания, выполнено проектирование (эскизный проект и рабочая модель).
Инициаторы будут пытаться максимально точно воссоздать внешний облик и внутреннее убранство Борисоглебской церкви, используя сохранившийся иконографический материал и архивные фото. Строить церковь будут по традиционной технологии из кирпича.
Сегодня практически подписано соглашение с Городским центром управления парковками об установлении сервитута на часть участка для проведения археологических и геологических изысканий. Получены все согласования от комитета по транспорту и комитета имущественных отношений.
Кроме того, Фонд СВОИК совместно с архитектурным сообществом подготовил предложения о внесении изменений в Генплан и в 820-й закон «О границах объединенных зон охраны…» в части возможности увеличения высоты с нынешних разрешенных 44 метров до 57 метров.
Борисоглебская церковь – важнейший доминантный проект фонда.
История: Мысль о постройке храма на Калашниковской набережной возникла у хлебных торговцев-оптовиков Калашниковской биржи после покушения на императора в 1866-м. На их пожертвования и была возведена церковь высотой 54 метра, которую заложил 16 августа 1869 года митрополит Исидор. Массивный пятиглавый храм в русско-византийском стиле стал одним из лучших образцов церковного строительства времен царствования Александра II.
С 1877-го при храме действовало благотворительное общество с домом для престарелых и детским приютом, а с начала XX века – дамский благотворительный кружок «Тавифы» и братство «Лепта милосердия», содержавшее коммерческое училище. Храм был закрыт в июле 1934 года и использовался под склад; летом 1975-го полуразрушенное здание окончательно снесли. Сегодня на этом месте – новая набережная и автостоянка.
« Я занимаюсь проектом воссоздания Борисоглебской церкви. Интереснейшая тема. Мне кажется, это была одна из важных утрат в петербургской панораме, потому что от Александро-Невской лавры до Смольного никаких доминант не осталось. И вот возрождение этого храма возвращает все на свои места. Сложностей при проектировании не было, нам осталось завершить процедуру согласований поправок в Генплан (по высотности); участок уже сформирован и передан пользователю, все идет своим чередом.
Посадка храма градостроительно будет чуть-чуть изменена, потому что часть исторического фундамента заходит на проезжую часть. (Кстати, храм и снесли прежде всего по причине строительства набережной.) Поэтому теперь он будет немного отодвинут от дороги, с поворотом. Но все строго по канонам, все изменения выполнены с благословения владыки. »
Интерьеры Смольного собора
Иконостас
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры помогает Смольному собору воссоздать утраченный иконостас (сейчас в храме находится временный). Уже получено разрешение КГИОП и монтируется металлический каркас иконостаса, включая Царские врата, Северный и Южный приделы, а также киоты. Параллельно идет конкурс на выбор подрядчика для изготовления резных деревянных элементов иконостаса с золочением, пишутся иконы для центральной части.
Исторический иконостас работы известного архитектора Максимилиана Месмахера был установлен в Смольном соборе в 1875 году. Он был высотой 22,5 метра и включал солею из хрусталя. Иконостас разобрали в 1972-м, позже он был полностью утрачен. Эксперты КГИОП и ученые СПбГУ изучили архивы и нашли редкие чертежи и изображения иконостаса, которые помогли воссоздать проект. Помимо этого, исследователи обнаружили аналоги иконостаса в Царском Селе. Царскосельские прообразы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Максимилиан Месмахер.
Ангелы под сводами
Смольный собор совместно с Фондом создает первый в России музей «Собрание Ангелов» – самый загадочный в Петербурге. Он появится под куполом Смольного собора на высоте 50 метров. Там будут собраны копии скульптур, барельефов и изображения ангелов Петербурга, России и мира – всего около 50 экземпляров. Одни будут установлены на постаментах, другие – на полу, третьи – в сводах; некоторые фигуры подвесят на тонких лесках для ощущения их полета в пространстве.
Кроме того, в музее задуманы мультимедийные видеопанорамы и «карта ангелов», а также особая подсветка и звуковое сопровождение (классическая музыка, стихи про ангелов, истории и легенды).
Уже разработан дизайн-проект Музея ангелов с визуализацией и расположением, определен точный перечень первых 25 скульптур, разрабатывается проектная документация. Планируемый срок открытия музея – 2023 год.
Кстати, Петербург считается городом, охраняемым ангелами, коих у нас насчитывается более 3 тысяч.
Список Чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери
Для Смольного собора создан точный список Чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в драгоценном окладе и ризе. Инициатором и инвестором выступил Фонд СВОИК. В октябре 2022 года состоится принесение иконы в Смольный собор.
Феодоровская икона, «Елеуса», умиление – икона, авторство которой приписывают евангелисту Луке. Самые ранние упоминания о святыне относятся к XII веку. Считается, что этот лик спас Кострому от нашествия татар. На оборотной стороне образа, по преданию, написан лик святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей невест и свадеб.
С иконы появилось множество списков, но оригинал хранился в Костроме. В XIX веке чудотворная икона была украшена бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами, жемчугом, в конце столетия создан золотой оклад весом 10 кг. Верующие отмечали, что оригинал чудотворной иконы на протяжении многих веков сохранялся в хорошем состоянии, но незадолго до потери династией Романовых царской власти начал темнеть. Феодоровская икона почитается как покровительница невест, семейного благополучия.
Музейное пространство
В начале 2022-го при главном входе в Смольный собор открылось музейное пространство, повествующее об истории создания собора. Оно заработало при активном участии Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге.
Пространство – это входная группа в виде полукруглой ниши с экспозицией копий редких гравюр с чертежами и рисунками Смольного собора и колокольни, медиаэкранами для демонстрации видеороликов и пр. Также оборудована церковная лавка и стойки информации.
11 апреля 2022-го в соборе установлен макет ансамбля Смольного монастыря с колокольней – точная копия оригинального макета Растрелли, хранящегося в Академии художеств имени Репина.
Входная группа с экспозицией копий редких гравюр с чертежами и рисунками Смольного собора и колокольни
Материал подготовлен в рамках специального проекта NSP.RU - "ДОСТИЖЕНИЯ ГОДА", приуроченного к профессиональному празднику День строителя.
.