Ряд мер поддержки строительной отрасли РФ могут продлить
Правительство РФ готово продлить срок действия некоторых антикризисных мер в строительной отрасли, но и самим строителям придется учиться работать в новых реалиях.
О поддержке строительной отрасли, в частности, говорили участники XIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство», которая прошла в рамках форума «Устойчивое развитие». Ее организаторами выступили Балтийское объединение и Центр социально-консервативной политики при поддержке Национального объединения строителей.
Так, заместитель министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко сообщил, что самые эффективные меры поддержки отрасли продлят на 2023 год, и необходимые нормативные акты уже готовятся. Среди них он отметил, например, возможность увеличения цены госконтрактов из-за роста стоимости стройматериалов. Эта мера может быть даже расширена. «Сейчас можно увеличить стоимость контракта на 30%. Но есть случаи, когда стоимость работ вырастает на большую сумму. И такая возможность появится – соответствующее решение уже принято, документ уже на регистрации в Минюсте», – говорит Сергей Музыченко.
Также он говорил про отказ от выдачи отрицательных заключений экспертизы – проекты доводятся до устранения всех замечаний. По его словам, это волевое решение властей дало свой эффект. Также недавно принято постановление правительства РФ о сокращении обязательных требований в строительстве, что также положительно повлияет на возможность применения альтернативных и более эффективных проектных решений.
Начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов признался, что отказ от выдачи отрицательных заключений дался непросто: «Объемы строительства растут, в этом году нет никакого падения. Но достигается это серьезными усилиями управленцев и экспертов. Потребовалась сверхурочная работа всех участников процесса, чтобы не выдавать отрицательные заключения. Отмечу, что надо также работать с планированием и проектированием – их качество пока не меняется в лучшую сторону».
Он также уверен, что возможность увеличения стоимости госконтрактов позволило спасти от банкротства многие компании и не останавливать работы на многих объектах. «Но в стратегическом плане тиражировать такую одностороннюю реакцию на изменение рынка нельзя – не зря финансовый блок выступает против. Надо искать компромисс, создать какое-то системное решение для быстрого и гибкого управления стоимостью, чтобы можно было спокойно реагировать на строительную конъюнктуру, без ущерба бюджету и подрядчикам. И для этого также нужны хорошие специалисты, проектировщики и управленцы, которые смогут применять новые технологии», – говорит Игорь Манылов. По его словам, когда-то в стране проектную стоимость объектов ошибочно начали воспринимать как контрактную. И к этому все привыкли, контрольные органы и заказчики расслабились. Но нельзя рассчитывать затраты по проектной смете. Для этого есть механизм определения контрактной цены – это гибкая система управления стоимостью.
Резерв для улучшений
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков уверен, что сейчас бизнес должен искать возможности для оптимизации. И такие есть в административных вопросах, поиске внутренних резервов и ускорении сроков строительства. Например, регуляторная гильотина могла бы быть и эффективнее. Просто переводить требования из обязательных в добровольные недостаточно. Их надо систематизировать, как было сделано в советских СНиПах.
Также, по его словам, сейчас и уровень компетенций самих строительных компаний оставляет желать лучшего. Структура крупного бизнеса базируется на схемах советского периода, а мелкие компании вообще выстраивают строительный процесс по наитию.
Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов поделился инициативами, которые обсуждаются депутатами. Например, это дальнейшее уменьшение бюрократических процедур. «Сокращение инвестиционного цикла важно – экономит время, деньги и нервы. Вместе с Минстроем мы приняли решения, позволившие почти на треть сократить сроки согласований и получения разрешений. Но запас еще есть, и мы не собираемся останавливаться. Надо снижать бюрократию на всех этапах, но и этими новыми инструментами надо учиться пользоваться, поскольку отрасль была зажата многими нормативами», – говорит Сергей Пахомов.
Также в Госдуме работают над существенным упрощением линейки градостроительной документации, что позволит ускорить сроки проектирования и строительства важных объектов инфраструктуры. Ищут возможности для дальнейшего увеличения доступности ипотеки, снижения ставок. «Льготная ипотека должна оживить рынок, но тенденцию на стагнацию не переломит. Риелторы говорят, что половина сделок связана с улучшением жилищных условий и с продажей имеющейся квартиры на вторичном рынке, где никаких льготных ипотек нет. Сейчас ведутся дискуссии о льготной ипотеке на «вторичке». В том числе о программах по выкупу квартир, которых, например, не хватает для создания рынка арендного жилья. Но нам нужны решения, которые позволят снизить цены на первичном рынке. Пока льготная ипотека приводит к росту стоимости метра, Центробанк и Минфин не поддержат нас», – уверен Сергей Пахомов.
Говорил он и о борьбе с потребительским терроризмом дольщиков. По его мнению, нужен простой и понятный до безобразия механизм передачи квартир от застройщика дольщикам, который сделал бы ненужным и бесполезным привлечение к этому процессу различных юридических фирм, которые и вымогают деньги у девелоперов.
С ним согласен и Антон Глушков: «Не нужен механизм защиты застройщика. Нужно регулирование отношений – схема, которая гарантировала бы дольщику устранение застройщиком недоделок без обращения в суды, большинство решений которых связано с получением денег, но не реальной ликвидацией дефектов».