НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 10:10

Закон о рекламе: переходный период закончился 31 октября 2022 года

1 ноября 2022 в 15:15

Читатели NSP наверняка заметили: в наших заметках все чаще внизу появляется строчка: Реклама / Фирма Х / сайт ХХХ. Даже в чисто информационных материалах.

Рис. Ивана Анчукова

Все правильно. Это – требования наших затейливых законодателей. 1 сентября вступили в силу поправки в закон о рекламе. А 31 октября закончился «переходный период» – участникам рынка отвели два месяца «на адаптацию». В законе «переходного периода» нет – зато он есть в инструкции, подготовленной с участием Роскомнадзора.

С 1 сентября любая реклама в Интернете должна быть маркирована. С 1 ноября за немаркированную рекламу по закону могут начать штрафовать. (Вроде обещают не трогать до марта, но чего стоят обещания, мы в курсе.)

Теперь – главный вопрос: как отличить рекламу от информации? Сюрприз: никак!

Юристы осторожно рассуждают о «тонкой грани» между этими понятиями. В методичках и комментариях к закону о рекламе указано, что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ рекламой: обзор (информация, в которой указаны несколько объектов или компаний), сведения о собственном товаре на собственном сайте, социальная реклама, информация госорганов (вероятно). Все остальное контролеры МОГУТ счесть замаскированной рекламой ("нативка", «креатив» и т. д.) и наказать СМИ за отсутствие маркировки.

Отсутствие договора между СМИ и компанией, о которой рассказывается в заметке, не показатель и не аргумент! Поправки как раз и затеяли, чтобы искоренить «серые» отношения. (Например, публикации за «наличку».) Ну, а то, что вместе с теневым оборотом могут нечаянно ликвидировать СМИ как класс, – что ж, бывает. Как говорит высокое начальство, «допустимые издержки». Недовольных приглашают в суд.

По мнению юристов, 90% контента в деловых изданиях МОГУТ БЫТЬ квалифицированы как реклама. При этом сам закон – сырой и двусмысленный, формулировки размыты. Как водится, обещают «доработать в процессе».

Мы пишем о рынке недвижимости. Поэтому сведения о том, сколько в доме этажей, где он находится, когда его достроят и сколько стоит квартира, считаем важными. Теперь этот набор квалифицируется как «продвижение товара». Кстати: мнение эксперта о рынке тоже могут расценить как «личный пиар».

Уважаемые читатели и пользователи. Поверьте – мы не склонны дуть на воду. У нас есть опыт судебных процессов, в которых редакции приходилось доказывать (как нам казалось) очевидное. С разным результатом. Мы просто не хотим подставляться.

Поэтому, когда вы видите после информационного текста пометку Реклама / Фирма Х / сайт ХХХ – не раздражайтесь понапрасну. Постарайтесь «отнестись с пониманием».


Редакция NSP