В Токсово открыли новый вокзал
Старое здание было снесено с нарушением закона. Чиновники называют это «реконструкцией».
Хотелось бы написать – «вокзал открылся после реконструкции», но нет. Это новодел. Старое здание уничтожено.
Жители Токсово и активисты доказали в суде: отказы чиновников присвоить вокзалу статус памятника были незаконными. Теперь они добиваются признания незаконным разрешения на строительство (реконструкцию), выданного Минстроем.
Остатки северного модерна в Токсово
Напомним вкратце предысторию. Вокзал в Токсово был построен по проекту архитекторов Урхо Пяллия и Николая Потехина в стиле «северный модерн» в 1916–1917 годах. Здание принадлежало РЖД. В 2019-м его решили снести как «не представляющее ценности». Решение поддержали областные чиновники во главе с губернатором; Александр Дрозденко назвал постройку «сараем»… В 2020-м РЖД провело конкурсы по выбору подрядчика, чтобы «выполнить демонтаж» и построить новое здание – каркасно-щитовое.
В сентябре 2020-го областной комитет по культуре отказался внести здание Токсовского вокзала в список выявленных объектов. Это решение и продолжение работ вызвало поток исков и жалоб – в прокуратуру, РЖД и т. д. В апреле 2021-го вокзал снесли. В августе 2021-го областной суд признал отказ чиновников незаконным; в декабре решение устояло в апелляции и вступило в законную силу.
Несмотря на судебное решение, работы по строительству нового здания продолжались. Активисты в жалобах и исках указывали на то, что новое строительство ведется непосредственно в защитной зоне другого памятника – водонапорной башни. (Интересно посмотреть, как оформлен акт ввода. – NSP.) Деньги на привлечение юристов и на участие в судах собирали вскладчину…
Памятники от железнодорожников
Теперь спорный и скандальный объект открылся. Зал ожидания стал немного больше, но потолки пониже; количество сидячих мест не изменилось. Появились туалеты; правда, в день открытия работал только один. И рамки металлодетекторов.
На открытии один из инициаторов исков, житель Токсово Дмитрий Сергеев познакомился с Борисом Ротенбергом. (Фонд Ротенберга курирует работы по восстановлению и использованию водокачки.) Побеседовали мирно, обсудили судьбу трех других исторических объектов в Токсово. (Вокзал был четвертым.) Судебные тяжбы между тем продолжаются.
Так что же – все борьба была зря, силы и время потрачены напрасно?
Судите сами. В сентябре–октябре областной комитет по культуре признал «выявленными объектами» четыре вокзальных здания – на станциях Бородинское, Гвардейское, Зайцево и Ояярви. По мнению экспертов, эти «выявленные» постройки менее интересны, чем уничтоженная в Токсово, и уж точно – с ними было связано меньше каких-то исторических эпизодов. В Тарховке небольшой домик на станции (вовсе перенесенный туда в 30-е годы ХХ века) собирались снести и построить на его месте ТРК. Однако под давлением общественности постройку решили сохранить. Реконструированы (без сноса!) старые станционные здания в Шуе и Иваново… Ивановские активисты консультировались с токсовскими. Появились полезные контакты с архнадзором.
Привокзальный опыт
Мы не можем утверждать, но предполагаем, что скандал вокруг сноса вокзала в Токсово вынудил и чиновников комитета по культуре (теперь в областной администрации появился целый комитет по сохранению культурного наследия), и представителей РЖД скорректировать позицию.
В официальном релизе, разосланном правительством ЛО, проделанная с вокзалом процедура названа «реконструкцией» (см. фото внизу).
Власть не любит и не умеет признавать ошибки. Жителям важно отстоять свою правоту, в том числе и в судах. Старый вокзал этим не вернешь. Но, может быть, теперь хотя бы получится избежать распространения порочной (московской) практики подделки памяти – «реконструкции путем сноса с последующим воссозданием в монолите».