НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 05:39

Смольный обнаружил признаки ничтожности в протоколах собраний собственников около 300 многоквартирных домов

18 февраля 2023 в 08:00

Госжилинспекция Петербурга подвела итоги работы с жалобами жителей на нарушения при проведении собраний собственников в многоквартирных домах. На специализированный сервис поступило почти 11 тыс. сообщений о возможной фальсификации протоколов. Признаки ничтожности найдены в документах 285 домов. Разбираемся в проблеме поддельных протоколов вместе с юристом компании «Адвокат ФРЕММ».

Фото: NSP.RU

Госжилинспекция (ГЖИ) сообщила об итогах работы с порталом "Наш Санкт-Петербург" в период с сентября 2021-го по январь 2023 года. Граждане могут сообщать на этот сервис жалобы, в том числе о неучастии в общем собрании собственников. 

По подсчетам чиновников, в общей сложности поступило 10 974 заявления о фальсификации участия в выборе управляющей организации (стоит учесть, что жалобы могли массово подавать жители одного дома, недовольные итогами протокола проведенного собрания). 

В ходе проверок ГЖИ установила признаки ничтожности протоколов общих собраний собственников (ОСС) в 285 многоквартирных домах. Однако нет гарантий, что теперь проблемы с протоколами в этих домах будут решены. NSP.RU попросила объяснить ситуацию с выявленной ничтожностью домовых документов руководителя отдела по работе с клиентами компании «Адвокат ФРЕММ» Юлию Копытову. 

Копытова Юлия
руководитель отдела по работе с клиентами, юрист, консультант в сфере ЖКХ
Адвокат ФРЕММ

Признаки ничтожности в протоколе собрания собственников, что это значит: 

– Важно различать понятия недействительности и ничтожности решения собрания. Недействительность решений, принятых на ОСС, может признать только суд (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ), это оспоримое решение. ГЖИ вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения общего собрания при выявлении нарушений (п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ) в проведении общего собрания, в оформлении решения, принятого на собрании. 

А ничтожным решение может быть независимо от признания судом. Ничтожное решение собрания признается недействительным в силу нарушения закона с момента его принятия, поэтому соответствующее судебное решение не требуется. Также ничтожным считается такое решение собрания, которое, помимо противоречия норме закона, посягает на публичные интересы либо на права и охраняемые законом интересы третьих лиц (нельзя принять решение, нарушающее законодательство, – например, разрешить курение в лифтах и помещениях, относящихся к общему имуществу собственников в МКД).

Поэтому, когда мы говорим «обнаружены признаки ничтожности», это может означать как выявление нарушений по признаку отсутствия необходимого кворума, так и если решения, например, были приняты по вопросу, не включенному в повестку дня или не относящемуся к компетенции собрания, или если решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

Если найдены признаки ничтожности, что будет с такими протоколами собраний собственников дома: 

– Выявление признаков ничтожности влечет отмену такого решения без судебного решения с момента его принятия в досудебном порядке, но это не означает, что кто-то будет автоматически привлечен к ответственности. 

Как правило, проблемы возникают, когда жители считают, что протокол общего собрания собственников сфальсифицирован: 

– Установление фактов фальсификации протоколов и решений собраний – это уже компетенция правоохранительных органов (статья 327 УК РФ "Подделка, изготовление или сбыт официальных документов"). Определить виновных за фальсификацию протоколов ОСС и решений собственников, а также наказать их можно только в судебном порядке. Возбуждение уголовное дела по этим основаниям на практике и по сей день остается сложно выполнимой задачей.

Ранее за подделку протоколов общих собраний и решений собственников привлечь кого-либо к ответственности по ст. 327 УК РФ в принципе не представлялось возможным, так как правоохранительные органы не считали протоколы собраний жильцов официальными документами. С 2015 года внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, где прописано, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) являются официальными документами. Так что такая возможность появилась.

Что делать, если жители считают, что протокол сфальсифицирован: 

– Можно обратиться в органы внутренних дел. В заявлении о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц либо при опросе заявителя в органах внутренних дел необходимо указать всех известных ему лиц, подписи которых подделаны, либо конкретные факты, указывающие на подделку официального документа. ГЖИ со своей стороны вправе проверить документы ОСС и сообщить в правоохранительные органы о выявленных фактах подделки или обратиться в суд с иском о признании недействительным решения, принятого ОСС (п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ).

Накажут ли фальсификаторов, если доказать, что протокол подделан: 

– Последствия подделки документов, имеющих статус официальных документов, предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 327 УК). За использование заведомо подложного документа могут назначить наказание по ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ в виде штрафа, обязательных работ или ареста.

Есть ли примеры наказания за фальсификацию протоколов общих собраний собственников: 

– Можно посмотреть статистику судебных решений по Петербургу и Ленобласти. В категории гражданских дел имеются решения судов, которыми протоколы общих собраний собственников признаны недействительными и в тексте решений указано на возбуждение уголовных дел по ст. 327 УК РФ (что предусматривает лишение свободы).

Кроме того, есть кассационные определения Третьего кассационного суда, о привлечении к уголовной ответственности и вынесения приговора по другим статьям, например, мошенничество, с указанием в тексте решения на изготовление поддельных протоколов общих собраний собственников. 

Есть также несколько примеров и по другим регионам. Так, за фальсификацию протокола возбудили уголовное дело в отношении жителя Волгограда. Его обвинили в мошенничестве с причинением значительного ущерба и подделке официального документа. Санкции по этим статьям предусматривают максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Что делать собственникам, если они полагают, что протокол поддельный: 

– У собственников единственный эффективный путь – судебный. Собственники должны доказать в суде, что протокол ОСС является сфальсифицированным (поддельным, подложным), поскольку собрание собственников помещения не проводилось: найти соседей, готовых письменно подтвердить, что они не подписывали бюллетень, не участвовали в собрании и их подписи сфальсифицированы. Когда подделывается одна или несколько подписей в протоколе или решениях собственников, потребуются показания в суде заинтересованных собственников, чьи подписи подделаны. При необходимости можно запросить провести почерковедческую экспертизу. 

Но на практике также имеют место быть случаи, когда собственники добивались признания ничтожности решения собрания при взаимодействии с ГЖИ, не доводя до суда.

Кстати, о комплексном развитии территорий: 

Вопрос о фальсификации протоколов общих собраний собственников в домах Петербурга обострился в связи с законом о комплексном развитии территорий (КРТ): жители "хрущевок", которые не желают, чтобы их дом сносили, в теории могут отказаться от участия в программе путем как раз общего собрания собственников. Граждане опасаются, что протоколы могут быть подделаны, и в них прописано, что жильцы проголосовали "за КРТ".

Спикер петербургского парламента Александр Бельский заявил (его слова приводит пресс-служба Законодательного собрания), что дома, которые не хотят участвовать в программе КРТ, не должны попадать в нее автоматически, а только в случае решения жителей путем голосования. Он отметил, что очень важно, каким образом проходит голосование. "Оно должно быть открытым и понятным, без поддельных протоколов", – отметил спикер. Вот только каким образом обеспечить, чтобы протокол не был поддельным, спикер петербургского парламента не уточнил.