Мнения экспертов: развитие каких отраслей городской экономики станет приоритетным в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
В преддверии Дня города логично порассуждать о будущем Петербурга и о его новых символах. Вряд ли прежние нарративы про «окно в Европу» или «город-музей» по-прежнему актуальны в нынешней экономической и политической реальности. А будущие смыслы еще только предстоит создать.
Развитие каких отраслей городской экономики станет приоритетным в краткосрочной и среднесрочной перспективе? С какими главными препятствиями может столкнуться город при решении новых экономических задач? Как изменится девелопмент в целом и его отдельные сектора?
Наталия Коротаевская, директор по маркетингу и аналитике Группы Аквилон:
– На фоне происходящих событий, возможно, в городе ускорится развитие промышленных предприятий. И это неплохо: появятся рабочие места, упрочится экономическое положение. На рынок недвижимости это не окажет особого влияния с точки зрения продукта. Ошибка – считать, что нужно строить какое-то массовое, упрощенное жилье. На мой взгляд, самым устойчивым и перспективным сегментом на рынке девелопмента является комфорт-класс. Пандемийные годы и текущая ситуация заставили людей по-другому относиться к жилому пространству: теперь мы понимаем, как важно, чтобы дома было комфортно, удобно, чтобы все необходимое было рядом. Важно предлагать покупателям максимально проработанный продукт – от качественных планировок до программ благоустройства комплекса в целом.
Вадим Парадник, генеральный директор ГК «Глобал ЭМ»:
– Главным локомотивом станет промышленность: фармацевтика, производство, обработка. Возможно, автопром. Фарма интенсивно строится, другие предприятия ремонтируют и модернизируют цеха. Это подтверждают даже объявления в метро. Не помню, когда в последний раз видел столько рекламы вакансий от промышленных предприятий. На второе место я поставил бы туризм. Пандемия официально завершилась. По прогнозам город ежегодно будет прибавлять по миллиону туристов в год. Сегодня у нас достаточно не только достопримечательностей, но также гостиниц и апартов, чтобы принять всех, с любым уровнем доходов. Главным препятствием остается неопределенность ситуации. Для строителей уход иностранных производителей и нарушение логистических цепочек – не самая серьезная проблема. Большинство компаний этот вопрос решили. А вот застарелые бюрократические трудности никуда не делись. Как и чрезмерная зарегулированность, и ограничения, связанные с работой в историческом центре и прочих специальных зонах.
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:
– Основным препятствием для города будет ставка на бюджетное финансирование и крупные предприятия: именно они подвержены сейчас максимальным рискам. Город всячески демонстрирует, что ему неинтересен малый и средний бизнес, и стремится к поддержке крупных организаций, компаний с госучастием в сфере ВПК и приближенных к ним. Это стратегическая ошибка.
Например, курс на поддержку исключительно комплексных квартальных проектов с фактическим закрытием точечной застройки в центре приводит к искусственному раздуванию застроенной территории и увеличению проблем с транспортной доступностью. А обжитые территории ветшают и не развиваются из-за отсутствия инвесторов.
Надо уходить от мышления в стиле гигантизма и применять смарт-подход в развитии города, вкладывать средства бюджета в развитие территорий и привлечение новых инвесторов, а также в поддержку любых инвесторов, которые готовы в настоящих условиях продолжать либо начинать бизнес. Сейчас во многих отраслях он развивается по принципу «не благодаря, а вопреки».
Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Чтобы город развивался, важно выбрать правильную концепцию и генеральный план, после этого – свести к минимуму административные барьеры и поборы. При этом план должен быть инструментом развития, а не давления и коррупции. Концепция развития должна формироваться с учетом экспертизы различных специалистов, в том числе ученых, урбанистов и т. д. Если концепции нет, будет хаос. Главное – преодолеть наследие СССР и перестать планировать город так, как это делали большевики.
Одна из проблем сегодня – отсутствие гражданского общества. Вместо реального и положительного воздействия на развитие города активисты стали городскими сумасшедшими, для которых девелопер изначально враг.
Власть и город должны быть синхронизированы, плюс конкуренция во всех сферах экономики. Город развивается для людей, а не для отчетов.
Юрий Грудин, генеральный директор компании Formula City, основатель апарт-отеля Well:
– Петербург остается притягательным с точки зрения туризма. Только за майские праздники вклад гостей в экономику города превысил 30 млрд рублей. Загрузка гостиниц и апарт-отелей, по данным Hotel Advisors, составила более 90%. И это в основном за счет внутреннего туризма, а у нас есть отличные перспективы и на увеличение международного потока. Все, что связано с индустрией гостеприимства, будет востребовано. Это и культурно-познавательное направление, и питание, и транспорт, и другие направления сферы услуг.
Идет активная трансформация отечественной экономики, она перестраивается под запросы, связанные с введением санкций и изменениями в логистике. Появляется колоссальная зона роста. Для многих компаний наступило время больших возможностей.
Мы уже говорили с «НП» о полицентричном развитии Петербурга, о формировании в городе новых «зон роста» и деловой активности. Меня радует, что есть запрос на качественное комплексное освоение территорий, создание не только полезной, но и красивой, функциональной и продуманной городской среды. Это отвечает концепции well-being, проводником которой является наша компания. Если мы ищем новые нарративы, я предлагаю well-being. Петербург – город, в котором каждый человек может быть успешным и счастливым.
Евгений Хохлов, директор по маркетингу AAG:
– Городу необходимо решать проблемы, которые стоят перед ним уже сегодня. Во-первых, в некоторой степени «импортозаместить» туризм. Во-вторых, возобновить объемы грузовых перевозок. Из-за санкций и невозможности работать с Европой городской бюджет может недополучать серьезные деньги. Эту задачу нужно решать.
В связи с дефицитом свободных участков в городской черте в девелопменте ситуация может развиваться в двух направлениях. Для строительства в центре должны произойти изменения в законодательной сфере, нормализироваться взаимодействие с КГИОП. Это необходимо, чтобы девелоперы могли создавать качественное жилье в старом фонде при помощи реконструкции или капитального ремонта. Надеюсь, будет развиваться тренд на вывод крупных производственных мощностей за пределы центра и создание научных кластеров. Яркий пример: строительство «ИТМО Хайпарк» в Пушкинском районе.
И, конечно, продолжится освоение незастроенных территорий в периферийных районах. Мы еще увидим новые Мурино и Кудрово, но уже организованные гораздо лучше, если их застройка будет согласована с одновременным развитием инфраструктуры.
Юрий Зарецкий, генеральный директор компании Peterland:
– Главным препятствием для развития, вероятнее всего, станет отсутствие бюджета. Доходы Петербурга с начала года упали в два раза, а дефицит городского бюджета на конец февраля уже составлял 71,5 млрд рублей. Так что главный вопрос для города – где взять деньги для реализации ранее запланированных проектов. Ситуация в девелопменте складывается по-разному для разных секторов. Картина для жилищного строительства выглядит печальной. Жилищные проекты продолжают реализовываться, цены почти не меняются, а продажи практически обвалились. Появились проблемы в ипотечном кредитовании. Более благополучным выглядит сектор коттеджного строительства. Спрос на участки как у населения, так и у коттеджных девелоперов сохранился. Новое дыхание получил и сектор загородного отдыха – сначала пандемия, а затем и введенные санкции подстегнули интерес девелоперов к строительству баз отдыха, загородных отелей, туристических объектов. И, скорее всего, этот сектор сохранит свою живучесть.
Екатерина Аридова, генеральный директор Nikoliers в Санкт-Петербурге:
– Пандемия Covid-19 дала толчок развитию внутреннего туризма, под Петербургом строятся рекреационные объекты: гостиницы, комплексы апартаментов, инвестиционные коттеджные поселки. Однако средства размещения только обслуживают спрос, а формируют его объекты туристического внимания и качественная инфраструктура. Поэтому сейчас основной задачей властей и девелоперов является создание туристических магнитов и повышение уровня сервиса. В Петербурге есть примеры создания ярких общественных пространств на промышленных территориях: «Новая Голландия», культурный квартал «Брусницын», «Севкабель Порт»…
Еще один тренд современного мира – мобильность. Прогрессивные молодые люди размещаются в апартаментах, работают в коворкингах и перемещаются по городу на арендном электротранспорте. При этом Петербургу не хватает качественной инфраструктуры, дорожная сеть не соответствует современным реалиям.
Особенно остро проблема дорог и транспорта стоит в периферийных районах Петербурга. Пора перенять опыт Москвы по ускоренному строительству метро и сети легкорельсового транспорта. Уже сейчас мы видим, как девелоперская активность смещается в периферийные локации и в Ленобласть, где можно застраивать десятки гектаров свободной земли, создавая масштабные кварталы с доступными ценами на жилье.
Степан Изумрудов, менеджер проектов ГК «Полис»:
– Из-за переориентации страны на восток, разрыва дипломатических и торговых отношений со странами Европы Петербург ждет частичная деиндустриализация. Останутся: предприятия ВПК, судостроение и сопутствующие производства. Бывшие промышленные территории будут реновироваться и проходить редевелопмент. Этот процесс уже идет: «Севкабель», гастромаркеты на Московском рынке и Варшавском вокзале, реновация бывших заводов на Октябрьской набережной, у Черной речки, на Васильевском острове. Эта тенденция сохранится.
Кроме того, будет развиваться внутренний и внешний туризм. Это положительно отразится на всей сфере гостеприимства: рестораны, отели, театры, музеи и общественные пространства. Надо делать на это ставку. Петербург – город романтиков: разводные мосты, «Алые паруса» и белые ночи – наши фирменные атрибуты, но они имеют определенную сезонность. Надо искать и разрабатывать новые всесезонные смыслы. Например, научный туризм, гастротуризм или экотуризм в Ленобласти.
Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Город стремительно развивается и прирастает новыми территориями. Для новых локаций явно потребуется социальная инфраструктура – от школ и спортивных клубов до заправок и торговых центров. Соответственно все отрасли социально-бытового обслуживания будут чувствовать себя весьма неплохо и органично развиваться. Не стоит забывать и об оборонно-промышленном комплексе, которым был традиционно силен наш город. В силу определенных причин эта отрасль тоже будет развиваться успешно.
Главное препятствие – это прогнозируемый дефицит бюджета, как государственного, так и городского.
Что касается вопроса об изменении девелопмента в целом, то после ситуации с намывом, наверное, никто не понимает вектор движения.
Роман Блонов, руководитель PropTech Solutions:
– Петербург может активнее внедрять концепцию «умного города». Цифровые технологии позволяют сделать жизнь в городе более безопасной, качественной и простой в передвижении, благодаря работе умных датчиков и светофоров, организации умных парковок и урн, развитию приложений для получения обратной связи от горожан. Городские здания тоже могут становиться все более «умными» и управляться с помощью цифровых решений. Возможно, стоит уделить внимание созданию цифровых отелей, в которых гость сможет полностью управлять номером со смартфона. Такие инновационные объекты будут привлекать новую аудиторию.
Анжелика Альшаева, генеральный директор Агентства недвижимости «КВС»:
– Для города и страны в целом большое значение имеет развитие производств, малого и среднего бизнеса. Людям нужны отечественные аналоги импортных товаров, ушедших с рынка, а также рабочие места. Конечно, бизнес нуждается в поддержке государства, в частности, в льготных кредитах. Также хотелось бы упомянуть сферу городского общественного транспорта: Петербургу нужно много новых станций метро. Мы как застройщик особенно ждем реализации намеченных планов по развитию метрополитена и улучшения транспортной доступности новых районов.
Иван Носов, директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС:
– Иногда в ткани города происходят изменения, которые видны издалека и сразу – например, «Лахта-центр». Но бывают и другие, которые накапливаются незаметно, понемногу. Их влияние может быть не менее значимым.
Я замечаю, насколько больше за последние несколько лет стало маленьких фирм и фирмочек, которые занимаются ручным производством. Например, шитьем приличной обуви «на заказ», изготовлением косметики по собственным рецептам и т. д. На Ломаной улице еще недавно было 2–3 обувных мастерских, а сейчас уже более десятка. С хорошим качеством, с доступной ценой. Поначалу это воспринималось в духе «антиглобализма», а теперь уход западных брендов дал петербургским ремесленникам новый шанс, освободил нишу. В Петербурге для этого есть все условия: у нас креативный город, здесь есть мозги, есть масса студентов, готовых заняться предпринимательством не в метавселенных, а в реальной жизни. Постепенное формирование таких уголков и кварталов придаст новые краски городским пространствам, сделает их более обжитыми и уютными. Петербургу не привыкать выступать в роли законодателя мод: по общепиту он давно обогнал Москву, по барбер-шопам – то же самое. Возможно, и в создании ремесленных кварталов в духе «города мастеров» мы тоже добьемся успеха. А это и занятость, и аренда, и новые задачи для девелоперов. Только вот не надо превращать этот тренд в госпрограмму, достаточно было бы не мешать.
Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:
– Некоторые тенденции не зависят от геополитических катаклизмов и даже от развития экономического кризиса. В долгосрочной перспективе в Петербурге одним из важных трендов станет развитие системы доходных домов и постепенное сокращение количества собственников. Это неизбежно: себестоимость строительства и цена земли в больших городах будут расти, от центра к периферии. Чем больше город, тем меньше шансов купить в нем жилье в собственность. Все меньше граждан будут способны приобрести квартиру, все больше будет тех, кто согласится снимать жилье, на прозрачных условиях и под контролем государства. Собственно, это уже происходит: в нескольких городах строятся доходные дома, под контролем госкорпорации «ДОМ.РФ». Государство уже движется в эту сторону, усиливая контроль, обещая субсидировать ставки для определенных групп. И бизнес тоже поддержит, когда девелоперы поймут, что весь объем построенного жилья просто не удастся продать, и надо сдавать в аренду. Конечно, понадобятся радикальные изменения в законодательстве. Но в каком-то смысле Петербург возвращается в свой XIX век, когда основным форматом и были доходные дома.
Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой»:
– В глобальном смысле девелопмент мало изменится в ближайшие годы. Появятся новые тренды, которые будут отталкиваться от экономической модели и уровня спроса, однако строительство традиционно остается одной из самых консервативных отраслей.
Что касается нарратива «город-музей», то его существованию не угрожают никакие внешние или политические факторы. Петербург – общепризнанный мировой шедевр архитектуры. Исторический центр будет продолжать обновляться, реставрироваться и становиться еще более привлекательным для жизни и инвестиций – в этом мы абсолютно уверены.
Михаил Гущин, вице-президент по маркетингу и продукту Группы RBI:
– Петербург при любых обстоятельствах останется крупнейшим туристическим, культурным, образовательным и промышленным центром. Наш город – тот редкий случай, когда внутренний туризм способен компенсировать снижение потока гостей из-за рубежа. Это поддержит сегмент апарт-отелей.
Так же и в других отраслях – новая экономическая реальность не развернет вспять процессы развития города, а скорее, наоборот, подтолкнет. Промышленности сложно развиваться в городских границах. Производства придется выводить на новые площадки, редевелопмент будет продолжаться. Главными вызовами в ближайшие годы станет реализация недооцененного потенциала депрессивных территорий в центре и его окрестностях, в том числе в качестве туристических центров и общественных пространств. Примеры – Коломна или остров Декабристов.
Сейчас активно начинают развиваться территории за КАД, особенно на юге Петербурга, куда уходит спрос в нижнем ценовом сегменте. «Новая экономическая реальность», в которой доступность покупки жилья снизилась, будет этому только способствовать. А проекты бизнес-класса начинают появляться в локациях, ранее считавшиеся «окраинными».
Александр Кравцов, управляющий партнер Fizika Development (девелопер апарт-отеля VIDI):
– Перед городом стоит множество задач, которые ждут своего решения уже много лет: строительство метро, развитие сети общественного транспорта и дорожной инфраструктуры, реставрация домов в центре и околоцентральных районах.
Частный девелопмент продолжит эволюционное развитие – в этом нет никаких сомнений. Рынок становится все более конкурентным. Сравните качество продукта в бизнес- или премиум-классе 10 лет назад и сегодня. Или как изменился рынок апарт-отелей: каждый проект обладает собственной концепцией, стремится найти своего покупателя. В глобальном смысле за рынок девелопмента переживать пока рано.
Алексей Николаев, генеральный директор АО «Ханса Строй» (входит в Hansa Group):
– Учитывая вызовы, с которыми столкнулась страна за последний год, нам предстоит наращивать производства во многих отраслях. Среди приоритетных направлений я бы выделил дальнейшее развитие фармкластера, а также автомобильной отрасли, которая будет перестраиваться с уходом международных брендов. Большой потенциал для масштабных проектов есть в пищевой промышленности.
Сейчас мы видим снижение динамики строительства крупных индустриальных объектов. Компании пересматривают бизнес-модели, приостанавливают инвестиции, определенную роль в этом также играет дефицит высококвалифицированных кадров.
Девелопмент тоже ждут изменения. Спрос на жилье за последний год серьезно сократился, это неминуемо отразится и на объемах предложения. В этом контексте я бы отметил необходимость развития транспортной инфраструктуры: станций метро, Восточного скоростного диаметра, новой кольцевой для грузового транспорта.
Егор Федоров, коммерческий директор GloraX:
– Губернатор вполне четко обозначил приоритеты развития в среднесрочной перспективе: судостроительная отрасль, высокотехнологичные производства, IT, медицина и транспортная инфраструктура. Из федерального бюджета уже выделено 32 млрд на развитие дорожной сети и порядка 100 млрд на закупку вагонов для метро и пополнения троллейбусного и трамвайного парка.
По итогам 2022-го вырос оборот организаций, объем промышленного производства и строительства. Бизнесу удалось адаптироваться к турбулентности и ограничениям. Среди новых вызовов – необходимость импортозамещения, а также кадровый дефицит. Эта проблема в той или иной степени актуальна для всей страны, а не только для Петербурга. Жилое строительство в городе выходит на качественно новый уровень. Пандемия подтолкнула людей к переосмыслению жилого пространства и функциональных зон. Востребованы комплексные продукты с продуманным озеленением, зонами для прогулок, отдыха, занятий спортом. Также растет тренд на общественные пространства внутри ЖК. В нашем случае это комьюнити-центры с полноценными обучающими, культурными и развлекательными программами для разных возрастов.
Руслан Сухий, сооснователь и руководитель инвестиционно-девелоперской компании «Рентавед»:
– Статус культурной столицы страны не теряет актуальности. История, архитектура и культура продолжат притягивать россиян. Думаю, что именно развитие культурно-исторических мест станет драйвером развития города и привлечения не только туристов, но и инвестиций. Конечно, нельзя расслабляться, необходимо создавать новые точки притяжения и интересные современные форматы. Второй значимый драйвер – создание промышленных кластеров и экспериментальных площадок, акселераторов для стартапов. Для этого есть все: удобное расположение, логистическая и транспортная инфраструктура, кадровый потенциал. Нужны революционные решения. Например, масштабный проект, который позволит связать пригороды с центром высокоскоростной подвесной магнитной дорогой. Тогда появится возможность создать возле мегаполиса современные города, такой Нео-Петербург, где не будет многоэтажного строительства, а будут пространства без машин, шаговая доступность школ или офисов. Это позволит решить множество проблем с застройкой города, ускорить экономические процессы и изменить подходы в девелопменте.
Алексей Федоров, директор департамента инвестиций в недвижимость компании Maris:
– Категорически не согласен с тем, что значение Петербурга как «окна в Европу» более неактуально. За три с лишним века в отношениях России с Европой случались и более сложные периоды, чем сегодня. Но отменить Петербург как важную часть Европы не получилось тогда, не получится и сейчас. Порты города и Ленобласти не просто останутся важными артериями экспорта/импорта, но и станут еще более значимы в условиях перекрытия сухопутных маршрутов. Это открывает перспективу для увеличения складского сектора в регионе. Такое развитие логистической инфраструктуры открывает возможности заместить уходящих производителей. Петербург продолжает развиваться как наукоград. Мы видим большой спрос на современную недвижимость от производственников, что уже вызывает отклик у девелоперов.
Про «город-музей»: без западных туристов мы живем уже три года. Рост внутреннего туризма и гости из дружественных стран поддержали гостиничный и музейный рынок.
Также город остается второй бизнес-столицей России, местом базирования многих федеральных компаний. Обилие вузов ежегодно пополняет местный рынок рабочей силы десятками тысяч квалифицированных специалистов, что создает стабильный спрос на офисы. Петербург – это и логистический центр, и производственный, и культурно-туристический, и деловой. Все и сразу. Он слишком велик, чтобы пытаться ограничить его каким-то одним смыслом, не говоря уже о попытках обессмыслить.
Сергей Хромов,
генеральный директор ООО «Город-спутник Южный»:
– Руководство страны последнее десятилетие уделяет
повышенное внимание развитию IT-отрасли, развитию интеллектуальных систем
управления и цифровых сервисов. Сегодня государство четко обозначило курс на
технологический суверенитет страны: как локализацию разработки «железа», так и
вложение значительных средств в создание собственного программного обеспечения.
Базой для этой ветви экономики традиционно является
технико-внедренческий, научный потенциал и растущая экономика знаний, которая
сегодня может и должна развиваться в специальных инновационно-образовательных
центрах. Такие комплексные центры реализуют политику «эволюции»
интеллектуального капитала – от студенческой скамьи к лаборатории. Именно такой
принцип заложен в основу концепции инновационного комплексного центра "ИТМО
Хайпарк" на территории города-спутника Южный. Там будут созданы не только
специальные учебные и практические полигоны для апробации технологических
новинок для крупнейших заказчиков страны, но и площадки Технологического парка,
в рамках которых предприниматели могут локализовать производство и разместить
проектные офисы прямо на базе центра.
Светлана Денисова, руководитель отдела продаж ГК «БФА-Девелопмент»:
– Петербург в последнее время активно развивался, как
крупнейший логистический центр, но текущая ситуация кратно уменьшила эту
функцию и, соответственно, доходы города от нее. Снижение потоков затронуло и
другие отрасли, но после периода адаптации, вне сомнений, последует
восстановление. Потенциал города практически в любой отрасли не вызывает
сомнений. На поверхности – развитие отрасли оборонной промышленности и вообще
промышленное развитие, как локомотив технического образования, логистики и т.д.
В любой сфере главное – это решимость горожан добиться процветания и
благоденствия родного города и всей страны.
Что же касается препятствий, вообще-то они только
стимулируют к действию, переменам, усилиям. Некоторым кажется, будто
нашему городу необходимо срочно предпринять решительные шаги, чтобы избежать
его смещения на задворки. Думаю, об этом не стоит волноваться: ведь роль
портала в Европу – не единственная и не главная в судьбе Петербурга.
Петербуржцы в большинстве – самоотверженные борцы за
сохранение богатств, которые нам достались. Но сохранение наследия – не
значит консервация облика города, которым мы все дорожим. Город создается для
людей, он должен строиться, развиваться, преобразовываться в ответ на
меняющиеся запросы, чтобы служить людским потребностям. Большинство
застройщиков примерно так видят миссию своих компаний. Хотелось бы, чтобы у нас появлялись смелые,
необычные, интересные, рискованные проекты. Время перемен, наряду с рисками,
несет в себе новые возможности.