Евгений Жук: «Мне 80 лет, и я с удовольствием хожу на работу»
Евгений Жук работает главным специалистом отдела строительного контроля объектов общего образования Управления строительства объектов образования СПбГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции», подведомственного комитету по строительству. Он удостоен медали «Ветеран труда», знака «Почетный строитель России», знака «Строителю Санкт-Петербурга» II степени, серебряной медали первоверховного апостола Петра, знака «Строительная слава», ордена «За заслуги в строительстве», знака «Трудовая доблесть», почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации».
– Сколько лет вы уже трудитесь в сфере строительства?
– В 1960 году я поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт и параллельно работал плотником, бетонщиком. По окончании вуза меня отправили в Проектный институт, где я отработал два года. Потом перешел в "Главленинградстрой". Следовательно, в сфере строительства я уже более 55 лет. Я всегда хотел получить именно эту профессию, ведь у меня отец и дедушка – строители, дядя – архитектор. Мне сказали так: «Строитель – самая хорошая специальность. Всегда будет работа и уважение».
– Ваша трудовая династия продолжилась?
– Да, успешно продолжилась. Два моих сына также работают в строительной отрасли.
– Какое время вы бы назвали самым плодотворным для стройки?
– Строительная отрасль всегда активно развивалась и продолжит развиваться несмотря ни на что. Например, в эпоху Хрущева, при всех ее минусах, были и свои плюсы – в их числе и массовое жилищное строительство. В Ленинграде тогда было порядка шести домостроительных комбинатов, которые выпускали в цехах все изделия и отправляли их на панелевозах на объект, где рабочие собирали корпуса, как карточные домики. Бывали случаи, когда пятиэтажное здание строилось за неделю (конечно, речь только о монтаже, без отделки). Я работал в системе "Главленинградстроя" – занимался строительством жилья и социальных объектов. В то время Ленинград держал первенство в Советском Союзе по панельному домостроению. Это были 60–70-е годы.
– Что мы можем взять из тех лет для развития строительной отрасли?
– На мой взгляд, при всех научно-технических достижениях нам сегодня не достает специалистов среднего звена, в том числе и из-за отсутствия у них мотивации работать. Кроме того, в нулевые годы у нас случился провал: не стало бригадиров, потому что ликвидировали ремесленные училища.
Раньше в техникумах давали очень хорошую подготовку, и в вуз человек шел, только чтобы построить карьеру. Например, главным инженером можно было стать только с высшим образованием. Но специалисты среднего звена были очень востребованы и замотивированы. Например, у нас в "Главленинградстрое" была программа, которая привлекала молодых прорабов и мастеров. Они заключали договор на три года и могли за это время получить квартиру. Если специалист приезжал работать в Ленинград из другого города или из другой республики, он мог рассчитывать на место в общежитии. Никакого съемного жилья не было – все тресты имели общежития для сотрудников. Все социальные вопросы решались элементарно: нужен садик – вот, пожалуйста. Были и путевки, и льготы. Мы все чувствовали, что наша профессия общественно значимая. Например, я бесплатно получил образование и квартиру.
Преимущества того времени – доступность бесплатного образования и обеспеченность жильем. С одной стороны, хотелось бы взять от того времени чувство социальной защищенности, о чем я уже говорил. С другой стороны – хочется, чтобы строители также несли социальную ответственность перед обществом. Чтобы во главе угла стояла не только маржинальность проекта, но и комфорт горожан. Нужно отдать должное сегодняшней власти – в последние годы Смольный уделяет должное внимание социальным вопросам и строительству соцобъектов.
– Какой у вас был самый запоминающийся день на стройке?
– За все годы происходило много хорошего. Ярче всего, конечно, запоминаются торжественные открытия объектов. Например, Синявинской птицефабрики, куда приезжал первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов. Или вот мы строили для фирмы «Лето» на Пулковском шоссе теплицы – их открывал секретарь КПСС Александр Шелепин. Было приятно, что труд строителей так высоко оценивают.
– Чем отличаются стройплощадки того времени от современных?
– Отрасль развивается стремительно. Если раньше бетон возили в самосвалах, сейчас – в миксерах, появилась современная техника, высокотехнологичные машины и материалы. Раньше, например, мы мало где применяли технологию монолитного домостроения, а сейчас много строят в монолите.
Раньше в каждой организации был инженер по охране труда, который отвечал за технику безопасности и санитарию. С переходом стройки на коммерцию такие специалисты сохранились в основном на бумаге. Честно говоря, не везде есть такие люди. Я часто вижу, как на стройплощадке рабочие ходят в пляжных тапочках, а так нельзя! Ответственные руководители понимают важность этой должности, ведь стройка – особо опасный объект. Всех обязательно нужно проинструктировать и обучить.
– В чем заключается ваша деятельность сейчас?
– Я занимаюсь сдачей культурных и социальных объектов: школ, садиков. Работаю с администрацией, веду переговоры на совещаниях. Например, к 1 сентября мы сдали в эксплуатацию девять школ, построенных за счет бюджета! Это современные, хорошо укомплектованные школы. В них есть все: по два бассейна, спортзалы, просторные актовые залы, столовые, спортивные площадки, интерактивные доски, кабинеты информатики и многое другое.
– Сколько всего объектов построено при вашем участии?
– Много. Я иногда шучу, что построил три Ленинграда. Когда еду в машине, всегда рассказываю попутчикам: «Вот это я построил, вот тут я тоже работал». Например, на въезде в Петербург со стороны аэропорта есть 22-этажные дома, в строительстве которых я участвовал. В Купчино и Колпино много жилых домов, к которым я приложил руку. Дома на въезде в Сестрорецк тоже из моего портфолио. Из современных объектов: театр "Буфф", храм Святого Апостола Петра в парке Строителей, монумент «Триумф российского флота» у собора в Кронштадте, детский театр танца Бориса Эйфмана, первый блок онкологической больницы в Песочном, бассейн на улице Хлопина, здание клинической больницы им. Боткина на Пискаревском. За последние годы с моим участием построено десяток школ в разных районах города, например, 777-я школа почти для 2000 учеников в Приморском районе, 147-я в Красногвардейском районе, 219-я школа на 1375 мест в Красносельском районе и т. д.
– Вы даете советы молодому поколению?
– Я охотно делюсь знаниями с молодыми специалистами, и ко мне часто обращаются за советом. Чувствую, что меня уважают и ценят. Главное в строительстве – желание, трудолюбие и хорошее здоровье. Но бывает так, что кому-то дано, а кому-то нет. Это как с машиной: кто-то сядет за руль в 20 лет и отлично поедет, а кто-то и в 50 не может научиться.
И, конечно нужно любить свою профессию, как девушку или жену. Должно быть высокое чувство к своему делу. Мне 80 лет, и я с удовольствием хожу на работу.
– О чем вы мечтаете?
– Чтобы жилье стало доступнее, дешевле для людей. Однокомнатная квартира, в моем понятии, должна стоить три миллиона, двухкомнатная – пять, трехкомнатная – восемь. Но не тридцать. Остальное все накручено – маржа.
– Недавно вы, Евгений Павлович, получили очередную правительственную награду: благодарность губернатора за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие строительной отрасли Санкт-Петербурга. А какая награда для вас наиболее ценная?
– Конечно же, звание заслуженного строителя Российской Федерации. Это государственное признание моих заслуг, и это очень ценно.