Третий квартал 2023 года стал для петербургских девелоперов рекордным: плюс 47% по ДДУ на квартиры
Участники рынка полагают, что активный спрос на «первичке», отмеченный в августе и сентябре, в конце года сменится плавным спадом.
С июля по сентябрь застройщики заключили в Петербурге 14 543 договора по квартирам в строящихся ЖК (см. табл. 1). С апреля по июнь – 9890 договоров, сообщает петербургское Управление Росреестра. (Данные Росреестра в целом совпадают со сведениями сервиса DataFlat.ru.)
За сентябрь реализация лотов по ДДУ (включая апартаменты и машино-места) увеличилась на 11%, продажи на вторичном рынке – на 13% (см. табл. 2). На вторичном рынке пока еще не сказались рыночные ставки по ипотеке: участники рынка считают уровень в 14–15% годовых «заградительным», однако, похоже, часть покупателей это не испугало. Возможно, кто-то надеется на рефинансирование при условии, что ЦБ снизит ключевую ставку. За третий квартал (по отношению ко второму) продажи готового жилья выросли на 8,3%.
В городской черте застройщики в третьем квартале реализовали в 2,7 раза больше объектов по договорам «долевки», чем областные девелоперы. Сочетание приличных объемов продаж с разнонаправленной динамикой предложения (в Петербурге на протяжении года количество ЖК сокращалось, в области – увеличивалось) позволило строителям осторожно поднимать цены, пока – в отдельных проектах.
Аналитики платформы ЦИАН отмечают, что предложение готовых квартир в спальных районах и пригородной зоне (Мурино, Кудрово) в первой декаде октября перестало сокращаться. А в новостройках – растет, начиная с сентября (плюс 19,6% за месяц).
Опрошенные NSP участники рынка полагают, что активный спрос на «первичке», отмеченный в августе и сентябре, в конце года сменится плавным спадом. Повлияет увеличение первого взноса по госпрограммам; на сделках, предусматривающих продажу имеющегося жилья, начнет сказываться ухудшение условий по рыночной ипотеке. Оценку ситуации и прогнозы ведущих участников рынка и экспертов можно посмотреть здесь.
Если в четвертом квартале сохранится сложившийся к октябрю уровень продаж, то итоги 2023 года будут близки к прошлогодним результатам, может быть, на 5–6% хуже. В сегодняшней экономической ситуации это вполне можно считать достижением.