НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 11:24

Сергей Иванов: «Многие предприятия хотят уйти от аренды площадей»

Сегодня в 10:50

На ПМЭФ-2022 президент Владимир Путин предложил для поддержки промышленности государственную программу льготной ипотеки на покупку производственных площадок. Затем появился региональный вариант программы в Фонде развития промышленности Санкт-Петербурга (ФРП СПб). О том, насколько региональная программа заинтересовала промышленников, чем она отличается от федеральной, кому и на каких условиях выдаются займы и пр., рассказывает директор ФРП СПб Сергей Иванов.

директор ФРП СПб Сергей Иванов
Сергей Иванов. Фото: Фонд развития промышленности СПб

Условия региональной программы промышленной ипотеки немного отличаются от государственной. Фонд предоставляет финансовую поддержку промышленным предприятиям в Петербурге в форме целевых займов. Они даются на покупку объектов недвижимости только промышленного назначения. Это ключевое условие, на которое стоит обратить внимание. Проще говоря, нельзя использовать под промышленные объекты участки социально-культурного или жилищного назначения.  

Воспользовавшись нашей программой, бизнес может более активно развивать собственную производственную площадку и формировать долгосрочные планы. Основные условия программы заключаются в следующем: если заемщик берет заем на срок до семи лет, в сумме от 30 млн до 700 млн рублей, при процентной ставке 3–5% годовых, софинансирование составит не менее 30% от бюджета проекта.

Над каждой заявкой мы работаем вместе с потенциальным заемщиком и с уважением относимся к нашим партнерам. Но иногда несоответствие заявки программе видно еще на этапе ее подачи.  

Базовые параметры 

Так, годовая выручка у претендента должна быть не ниже 150 млн рублей, у предприятия не должно быть задолженности перед бюджетом, площадка должна быть расположена на территории Петербурга, есть и другие условия. В профессиональной среде бытует мнение, что порог по выручке в программе «Промышленная ипотека» нужно понизить, чтобы тем самым привлечь малый и средний бизнес. Опыт показывает, что один финансовый институт не решает всех проблем рынка. Фонд занимается только частью из них. Есть и другие институты господдержки промышленности и предпринимательства. Например, со стартапами и меньшими займами работает Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы сосредоточены на более крупных предприятиях.  

Здесь важно понимать, что заем – это возвратные средства. Именно поэтому мы очень внимательно рассматриваем заявки, и, если не видим в экономике предприятия потенциала для возврата средств, претенденту может быть отказано. Мы не вправе рисковать бюджетными деньгами. 

Заемщику промышленной ипотеки нужно внимательно читать условия программы, исключать аффилированность продавца и покупателя недвижимости, понимать целевое назначение земельного участка в Генплане, проверять права собственности на объект, проверять согласование планировок... Заемщик должен понимать, что, помимо покупки производственного здания, ему еще предстоят затраты на его реконструкцию и техническое оснащение. Все эти вопросы непосредственно влияют на оценку заявки. 

Сегодня многие стремятся перейти от аренды промышленных площадей к приобретению недвижимости в собственность. Это поможет уменьшить издержки предприятий и одновременно увеличить выпуск продукции за счет новых площадей. Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга всегда готов помочь займами.  

Новые программы 

Кроме того, к нам обращаются с просьбой рефинансировать промышленную ипотеку для предприятий, которые взяли кредиты в коммерческих банках. Если подобные запросы будут обоснованы, мы начнем проработку новой программы рефинансирования ипотеки. 

В Фонде также изучается возможность изменения условий ряда программ в случае одобрения этих изменений Наблюдательным советом (НС). В частности, рассматривается возможность увеличения до 250 млн рублей суммы займа по программам финансирования покупки комплектующих изделий для системообразующих предприятий и их поставщиков, а также продление срока таких займов до трех лет.  

По программе же финансирования объектов инфраструктуры сроки займов целесообразно было бы увеличить с 5 до 7 лет. Это инициатива бизнеса, ведь инфраструктурные объекты окупаются долго. 

Так как сегодня на предприятиях ощущается дефицит рабочей силы, то, кроме целевого показателя займов «создание новых рабочих мест» (а может, и вместо него), будет вводиться еще один показатель – «рост производительности труда». И в тех случаях, когда не создаются новые рабочие места, эффективность проекта будем измерять как раз ростом производительности труда. Возможно, впрочем, оба показателя будут анализироваться одновременно. Но эта инициатива тоже должна быть одобрена НС. 

В этом году предусмотрен и аналог 15-й программы («Развитие российской промышленности»), действовавшей в 2023-м. Сумму займа по ней планируется увеличить почти в два раза. Ориентировочный лимит – 81,9 млн рублей, хотя он еще не утвержден. 

У нас три базовые цели: привлечение инвестиций в экономику города со стороны промышленных предприятий; создание новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных; увеличение налоговых отчислений в бюджеты различных уровней в результате реализации проектов. Ради этих целевых показателей Фонд и работает.