НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

21 апреля, 04:30

Возвращение исторической памяти: воссоздание утраченных доминант на берегах Невы

Сегодня в 14:00

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на воссоздание исторического облика города. Задача Фонда – вернуть Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города. Особое внимание уделяется и утраченным доминантам на берегах Невы.

В настоящее время при поддержке Фонда завершена реставрация церкви Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, установлен памятный знак в честь первого петербургского храма – Троице-Петровского собора на Троицкой площади, подходит к завершению воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны, объекта культурного наследия регионального значения. 

Завершены работы по внутреннему убранству Смольного собора: сделаны входная музейная группа, церковная лавка, установлена копия оригинального макета авторства Растрелли-Лоренца Ансамбля Смольного собора с Колокольней, воссоздан исторический киот, в который помещен точный список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери. 

Ведутся работы по воссозданию церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной, реконструкции комплекса зданий Духовной академии, расселению келейных корпусов Киновии Александро-Невской лавры, по воссозданию иконостаса Смольного собора и организации музея «Собрание Ангелов» под куполом Смольного собора, по восстановлению Ореховой гостиной в Доме архитекторов. Также Фонд работает над реализацией проекта колокольни Смольного собора по замыслу архитектора Растрелли на площади Растрелли. 


Смольный собор  

Смольный собор. Фото предоставлено Фондом
Смольный собор. Фото предоставлено Фондом

Яркий пример уникального, редкого штукатурного барокко. Аналогов петербургскому штукатурному барокко в мире практически нет. Ансамбль Смольного монастыря с Колокольней – доказанный замысел императрицы Елизаветы Петровны и Франческо Бартоломео Растрелли. Изначально в проекте Ансамбля была запланирована колокольня высотой 147 метров, позднее – 174,5 метра (165 метров «под яблоко»). Колокольня Смольного собора должна была стать самым высоким христианским сооружением в мире. Оригинальный макет Смольного монастыря с Колокольней авторства Растрелли-Лоренца хранится в Академии художеств им. Репина в Петербурге, авторские чертежи – в Вене и Варшаве. Копия макета авторства Растрелли-Лоренца размером 3,5*3,6*2,7 метра в масштабе 1:300, состоящая из 5000 деталей, с 11 апреля 2022 года выставлена в открытом доступе в Смольном соборе. 


Памятный знак «Собор Пресвятой Троицы (Троице-Петровский) (фундамент)» 

Памятный знак «Собор Пресвятой Троицы (фундамент)»
Памятный знак «Собор Пресвятой Троицы (фундамент)». Фото предоставлено Фондом

Церковь, подарившая название Троицкой площади, была построена Петром I в год основания города, и в ней же Петр Великий принял титул императора. За 230 лет своего существования Троице-Петровский собор много раз менялся: сначала здание было деревянным, потом оно неоднократно горело и перестраивалось. В 1924–1928 годах собор был в очередной раз восстановлен как историческая святыня под наблюдением реставрационной мастерской ленинградского отделения Главнауки. Однако в 1933 году его закрыли, а затем и вовсе снесли, несмотря на то что он числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Храм стоял в северной части Троицкой площади, где сейчас находятся проезжая часть, газон, тротуар и фасад дома по улице Куйбышева. Таким образом, воссоздание Троице-Петровского собора на прежнем месте невозможно, к тому же деревянное здание не впишется в окружающую застройку. Фонд предложил создать памятный знак с ориентацией на первоначальный облик храма, известный только по рисункам, поскольку строился он до изобретения фотографии.  


Киновия Александро-Невской лавры 

Киновия Александро-Невской Лавры
Киновия Александро-Невской лавры. Фото предоставлено Фондом

После 1937 года здание церкви было сильно видоизменено и полностью  утратило первоначальный вид: снесены купола, заложены оконные проемы, разрушены все элементы наружного декора, внутри появились межэтажные перекрытия, была уничтожена живопись, внутренняя отделка храма и усыпальница. Все изменения в храме были обусловлены приспособлением здания для производственных целей.  Церковь стала использоваться как строительно-монтажная база, складское помещение, подземное бензохранилище и даже безгаражная стоянка автомобилей. В 1953 году здание церкви переквалифицировалось в базу для ремонта механизмов. В наши времена, в начале XXI века, храм стал подворьем Череменецкого монастыря, долгое время ища финансирование на восстановление подлинного облика церкви. В 2001 году церковь вернули верующим. В 2017-м в обезглавленную церковь вернулись все купола, а также полностью был восстановлен фасад до первоначального облика храма. В 2019-м были восстановлены монументальная живопись и резной иконостас. В 2020 году восстановленный храм официально открылся для прихожан. В подвале храма оборудован музей со свободным входом. В составе Киновии были обустроены и восстановлены: Отпевальня, Монастырские бани, Дом причта, Ограда с воротами. 


Церковь «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками)  

Церковь «Всех скорбящих радость» (с грошиками)
Церковь «Всех Скорбящих Радость». Фото предоставлено Фондом

В XVIII веке недалеко от места чудесного явления в невских водах Тихвинской иконы Божией Матери была поставлена деревянная часовня. Во время грозы в 1888 году она сгорела дотла. Невредимой осталась лишь икона, в которую впаялись 12 монет, выпавших на нее из чаши для пожертвований, куда ударила молния. Образ получил название «Божия Матерь «Всех Скорбящих Радость» с грошиками» и прославился многочисленными исцелениями верующих, которые прикладывались к нему. Молва привела к иконе знать, к ней приезжал даже император Александр III, который выделил земельный участок для строительства новой церкви. Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» был построен в 1894–1898 годах в духе московско-ярославского зодчества XVII века. В 1907–1909 годах рядом с церковью возвели часовню. Автор обоих проектов – архитектор А. И. фон Гоген. До 1932 года храм действовал, а в 1933-м его здание было разрушено, уцелела лишь часовня. В 2011 году была проведена государственная историко-культурная экспертиза объекта с целью выяснить возможности воссоздания храма. Еще через год сохранившиеся фрагменты церковного здания были признаны памятником регионального значения. В 2017 году началось воссоздание церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на сохранившемся историческом фундаменте. В соответствии с архивными документами и фотографиями был восстановлен утраченный в советский период основной наземный объем храма. На данный момент основные работы полностью завершены, ведется внутренняя отделка: создание монументальной живописи и изготовление иконостаса займет еще около полутора лет.  


Храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба 

Храм во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба
Храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Фото предоставлено Фондом

Храм во имя святых Бориса и Глеба был построен в 1869–1882 годах на средства петербургских купцов-хлеботорговцев. Пятикупольный храм на гранитном цоколе спроектировал академик Императорской академии художеств Михаил Щурупов. Здание обладало чертами византийского и романского архитектурных стилей. Западный портал был оформлен в виде трехчастной романской арки. Храм увенчал мощный граненый световой барабан со сложным шатровым завершением. В нишах под шатром располагались лепные фигуры 12 апостолов. Две из четырех башенок по углам использовались как колокольни. Храм действовал до 1934 года, после чего здание перепрофилировали в складское помещение, а в 1975 году разрушили. Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры обратился к губернатору Петербурга Александру Беглову с инициативой воссоздать храм на месте пустующей городской парковки. В феврале 2023 года на месте, где располагался храм, были проведены археологические раскопки. Было важно зафиксировать точную конфигурацию фундамента. В  дальнейшем возможна музеефикация части исторического фундамента в подвале будущего храма. Построена 3D-модель храма, включая концепцию росписи.  На текущий момент ведутся работы по выносу инженерных сетей.