Возвращение исторической памяти: воссоздание утраченных доминант на берегах Невы
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на воссоздание исторического облика города. Задача Фонда – вернуть Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города. Особое внимание уделяется и утраченным доминантам на берегах Невы.
В настоящее время при поддержке Фонда завершена реставрация церкви Пресвятой Троицы в составе Киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, установлен памятный знак в честь первого петербургского храма – Троице-Петровского собора на Троицкой площади, подходит к завершению воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны, объекта культурного наследия регионального значения.
Завершены работы по внутреннему убранству Смольного собора: сделаны входная музейная группа, церковная лавка, установлена копия оригинального макета авторства Растрелли-Лоренца Ансамбля Смольного собора с Колокольней, воссоздан исторический киот, в который помещен точный список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери.
Ведутся работы по воссозданию церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной, реконструкции комплекса зданий Духовной академии, расселению келейных корпусов Киновии Александро-Невской лавры, по воссозданию иконостаса Смольного собора и организации музея «Собрание Ангелов» под куполом Смольного собора, по восстановлению Ореховой гостиной в Доме архитекторов. Также Фонд работает над реализацией проекта колокольни Смольного собора по замыслу архитектора Растрелли на площади Растрелли.
Смольный собор
Яркий пример уникального, редкого штукатурного барокко. Аналогов петербургскому штукатурному барокко в мире практически нет. Ансамбль Смольного монастыря с Колокольней – доказанный замысел императрицы Елизаветы Петровны и Франческо Бартоломео Растрелли. Изначально в проекте Ансамбля была запланирована колокольня высотой 147 метров, позднее – 174,5 метра (165 метров «под яблоко»). Колокольня Смольного собора должна была стать самым высоким христианским сооружением в мире. Оригинальный макет Смольного монастыря с Колокольней авторства Растрелли-Лоренца хранится в Академии художеств им. Репина в Петербурге, авторские чертежи – в Вене и Варшаве. Копия макета авторства Растрелли-Лоренца размером 3,5*3,6*2,7 метра в масштабе 1:300, состоящая из 5000 деталей, с 11 апреля 2022 года выставлена в открытом доступе в Смольном соборе.
Памятный знак «Собор Пресвятой Троицы (Троице-Петровский) (фундамент)»
Церковь, подарившая название Троицкой площади, была построена Петром I в год основания города, и в ней же Петр Великий принял титул императора. За 230 лет своего существования Троице-Петровский собор много раз менялся: сначала здание было деревянным, потом оно неоднократно горело и перестраивалось. В 1924–1928 годах собор был в очередной раз восстановлен как историческая святыня под наблюдением реставрационной мастерской ленинградского отделения Главнауки. Однако в 1933 году его закрыли, а затем и вовсе снесли, несмотря на то что он числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Храм стоял в северной части Троицкой площади, где сейчас находятся проезжая часть, газон, тротуар и фасад дома по улице Куйбышева. Таким образом, воссоздание Троице-Петровского собора на прежнем месте невозможно, к тому же деревянное здание не впишется в окружающую застройку. Фонд предложил создать памятный знак с ориентацией на первоначальный облик храма, известный только по рисункам, поскольку строился он до изобретения фотографии.
Киновия Александро-Невской лавры
После 1937 года здание церкви было сильно видоизменено и полностью утратило первоначальный вид: снесены купола, заложены оконные проемы, разрушены все элементы наружного декора, внутри появились межэтажные перекрытия, была уничтожена живопись, внутренняя отделка храма и усыпальница. Все изменения в храме были обусловлены приспособлением здания для производственных целей. Церковь стала использоваться как строительно-монтажная база, складское помещение, подземное бензохранилище и даже безгаражная стоянка автомобилей. В 1953 году здание церкви переквалифицировалось в базу для ремонта механизмов. В наши времена, в начале XXI века, храм стал подворьем Череменецкого монастыря, долгое время ища финансирование на восстановление подлинного облика церкви. В 2001 году церковь вернули верующим. В 2017-м в обезглавленную церковь вернулись все купола, а также полностью был восстановлен фасад до первоначального облика храма. В 2019-м были восстановлены монументальная живопись и резной иконостас. В 2020 году восстановленный храм официально открылся для прихожан. В подвале храма оборудован музей со свободным входом. В составе Киновии были обустроены и восстановлены: Отпевальня, Монастырские бани, Дом причта, Ограда с воротами.
Церковь «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками)
В XVIII веке недалеко от места чудесного явления в невских водах Тихвинской иконы Божией Матери была поставлена деревянная часовня. Во время грозы в 1888 году она сгорела дотла. Невредимой осталась лишь икона, в которую впаялись 12 монет, выпавших на нее из чаши для пожертвований, куда ударила молния. Образ получил название «Божия Матерь «Всех Скорбящих Радость» с грошиками» и прославился многочисленными исцелениями верующих, которые прикладывались к нему. Молва привела к иконе знать, к ней приезжал даже император Александр III, который выделил земельный участок для строительства новой церкви. Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» был построен в 1894–1898 годах в духе московско-ярославского зодчества XVII века. В 1907–1909 годах рядом с церковью возвели часовню. Автор обоих проектов – архитектор А. И. фон Гоген. До 1932 года храм действовал, а в 1933-м его здание было разрушено, уцелела лишь часовня. В 2011 году была проведена государственная историко-культурная экспертиза объекта с целью выяснить возможности воссоздания храма. Еще через год сохранившиеся фрагменты церковного здания были признаны памятником регионального значения. В 2017 году началось воссоздание церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на сохранившемся историческом фундаменте. В соответствии с архивными документами и фотографиями был восстановлен утраченный в советский период основной наземный объем храма. На данный момент основные работы полностью завершены, ведется внутренняя отделка: создание монументальной живописи и изготовление иконостаса займет еще около полутора лет.
Храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба
Храм во имя святых Бориса и Глеба был построен в 1869–1882 годах на средства петербургских купцов-хлеботорговцев. Пятикупольный храм на гранитном цоколе спроектировал академик Императорской академии художеств Михаил Щурупов. Здание обладало чертами византийского и романского архитектурных стилей. Западный портал был оформлен в виде трехчастной романской арки. Храм увенчал мощный граненый световой барабан со сложным шатровым завершением. В нишах под шатром располагались лепные фигуры 12 апостолов. Две из четырех башенок по углам использовались как колокольни. Храм действовал до 1934 года, после чего здание перепрофилировали в складское помещение, а в 1975 году разрушили. Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры обратился к губернатору Петербурга Александру Беглову с инициативой воссоздать храм на месте пустующей городской парковки. В феврале 2023 года на месте, где располагался храм, были проведены археологические раскопки. Было важно зафиксировать точную конфигурацию фундамента. В дальнейшем возможна музеефикация части исторического фундамента в подвале будущего храма. Построена 3D-модель храма, включая концепцию росписи. На текущий момент ведутся работы по выносу инженерных сетей.