Каких еще новинок не хватает на нашем загородном рынке?
Канун майских праздников – самое время поговорить об отдыхе на природе. Консультанты из «Петербургской Недвижимости» пришли к неожиданным выводам: в Ленобласти цена проживания в качественных глэмпингах сравнялась с классическими коттеджами.
А вы являетесь поклонником оригинальных форматов отдыха: глэмпингов, избингов, агротуризма и пр.?
Что уже попробовали, а что в планах? Или предпочитаете классику: дача, загородный дом, походы с палаткой? Возможно, ваша компания устраивает корпоративные выезды для сотрудников на экофермы или турбазы?
Или вы сами строите нетипичные рекреационные объекты?
Каких еще новинок не хватает на нашем загородном рынке? Может, кибердеревни в стиле известного сериала, «эльфийских домиков» на деревьях или плавучих коттеджей?
Александр Шарапов,
президент Becar Asset Management:
– У меня есть весьма удачный опыт загородной жизни. Долгие годы я снимал дачу в Комарово для своей семьи, и моя мама до сих пор пользуется этой дачей, уже более 30 лет.
Когда я только создавал компанию Becar, мы неоднократно ходили с коллегами в походы с палатками. Это был отличный тимбилдинг. Но в то время мы носили палатки на себе. Сегодня стало гораздо проще: можно получить отельный сервис прямо в лесу.
В мире, насыщенном виртуальной реальностью, вполне ожидаемо, что люди периодически хотят организовать себе digital-детокс, и формат глэмпинга идеально подходит для этого. На природе человек может наслаждаться общением, чтением книги, не отказывая себе в комфорте.
Мы рассматриваем возможность развития собственного глэмпинга на нашем участке, расположенном у пересечения КАД и Гостилицкого шоссе. В настоящее время анализируем плюсы и минусы проекта, ищем соинвесторов. Понятно, что опыт, накопленный нашей управляющей компанией c отелями Vertical, для такого формата нужно будет немного адаптировать. Но, с другой стороны, наши подходы с комьюнити-менеджерами могут дать не менее интересный эффект.
Дмитрий Майоров,
исполнительный директор ООО «Семиозерье»:
– Я не поклонник оригинальных форматов отдыха. Видимо, потому что я живу за городом и для меня это не в диковинку; нет драйва необычности.
Выбор места и стоянки всегда зависит от цели путешествия. Если едешь смотреть городские достопримечательности, логично остановиться в городской гостинице. Когда мы ездили по природным заповедникам, то останавливались в загородном доме при зоопарке.
Мы строили объекты с арт-историей, например, с водонапорной башней в виде бочки. Наверное, такой объект можно назвать нетипичным. Мне кажется, необычные новинки, например, домики на деревьях, на загородном рынке есть. Но они как раз потому и необычные, что не массовые. Если их будет много, они станут обыкновенными. Как-то мы были в Голландии и останавливались на пришвартованной к берегу яхте. Крайне неудобно, зато оригинально. У нас я много слышал про плавучие дома, но ни разу в них не останавливался.
Георгий Рыков,
генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Я – за широкий формат использования всего в своей жизни, попробовать надо все. Пробовал глэмпинг – нравится, был на винном хозяйстве, пробовал вино – очень здорово. Но это все эксперименты, для каждого возраста характерны свои увлечения и прибамбасы. И любая форма туризма может быть увлекательна и познавательна. Всегда найдется человек, который хочет попробовать что-то новое.
Мы строим сейчас как раз нетипичный загородный объект – «Резиденция Рощино», по-моему, такого продукта еще не было на рынке. Попробуем!
Ольга Тимофеева,
заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания СОВА»:
– Последнее время под термином «глэмпинг» подразумевают не только комфортабельные палатки, но иногда и некапитальные коттеджи, например, на свайном основании. Для гостей важно, чтобы отдых был полноценным, а объект размещения – комфортным. Туристы уже привыкли, что им предоставляется кухонный модуль, удобный санузел, мангальная зона. В сети коттеджей «СОВА» мы разделяем проживание в коттеджах (различной степени комфортности) и в глэмпингах. Глэмпинги мы открываем для бронирования с 1 мая. В этих палатках есть все, чтобы гостям было удобно, но в то же время чтобы они ощущали себя немного в походных условиях. В глэмпинге гость слышит пение птиц, журчание ручья, шум леса. В то же время в наших палатках есть печь, удобная кровать с электропростыней, набор посуды. И даже крытая терраса – для утреннего кофе или для «наблюдения за луной». Особенной популярностью такие глэмпинги пользуются на нашей базе отдыха «СОВА на заливе».
Кроме индивидуальных палаток, на базе устанавливают большой «пати-тент» для проведения мероприятий. Опыт прошлого года показал, что под ним помещаются до 50 человек.
Для сотрудников мы каждый год, весной или летом, устраиваем выезд, выбираем одну из наших локаций, проводим тимбилдинг. Мы зарабатываем на организации отдыха, тем более важно протестировать услуги на себе, получить собственные впечатления.
В 2023 году в Ленинградской области было построено и введено довольно много объектов размещения; рост конкуренции, безусловно, подталкивает к поиску новых форматов.
Георгий Богачев,
владелец базы отдыха «Илоранта»:
– Не думаю, что эта тенденция – с массовым открытием глэмпингов – будет долгосрочной. Считается, что у этого формата есть свои преимущества, например, низкий порог входа. Но я вижу, что те, кто начинал его применять еще лет 10 назад, например, владельцы базы Pine River в Калужской области, уже давно ликвидировали свои первые «сферы» из ПВХ и переходят к более традиционным конструкциям. Если место хорошее, и люди едут, если постепенно «начинка» палатки становится все богаче и разнообразнее, и цены почти уже сравнялись, а вся разница – в материале, из которого сделаны стенки, – тогда отчего бы не построить обычный коттедж, в котором будет комфортно в любое время года?
Мы в «Илоранте» могли бы ставить палатки только на летний сезон, но тогда бы увеличивалась антропогенная нагрузка на территорию, а мы этого не хотим. Кроме того, больше людей – больше шума; не факт, что гостям, которые занимают коттеджи, это понравится.
В этом году поток туристов будет поменьше, «ковидные» очереди остались в прошлом. Отельерам надо особенно внимательно думать над новыми «зонами притяжения», над тем, чтобы зарабатывать не столько на самом размещении, сколько на дополнительных услугах. Мы решили строить в «Илоранте» крытый бассейн. Конечно, затраты, но гостям он нужен; наличие бассейна постепенно становится необходимым атрибутом качественного загородного отеля.
С агротуризмом все понемногу развивается, пока есть еще, к чему стремиться. В наш «Ферма-Парк» люди приезжают с удовольствием, посмотреть на животных, пообщаться с ними. Но едут в основном из Выборга, и многие у нас уже побывали. А чтобы приезжали группы из Петербурга, из других городов России, нужны дополнительные усилия по продвижению.
Наша семья живет в «Илоранте», так что понятие отдыха у нас своеобразное. То есть его фактически нет – мы и так все время на базе отдыха. Но иногда можем съездить в Турцию или просто в Петербург, развеяться на несколько дней.
Артем Чугай,
ведущий менеджер по работе с партнерами Maslov Group Development:
– Мы живем в удивительное время: сначала пандемия, потом всевозможные внешние санкции. Хотя у любого поколения можно спросить, были ли у них удивительные события, – ответ будет аналогичным. Конец девяностых и начало нулевых в моей памяти выглядит как дикое стремление обитателей постсоветского пространства догнать заокеанских «товарищей» в развитии бизнеса и социальной инфраструктуры. Многие проекты и тогда подчистую копировались, но всегда с оглядкой на национальную идею: «Макдональдс» – «Блиндональдс», KFC – «Ростикс», Google – «Яндекс», «Амазон» – «Озон» и «Вайлдбериз».
Если задаваться вопросом: «Что можно придумать в загородной сфере развлечений?» – одним из первых вариантов будет – посмотреть на западные аналоги. Можно вспомнить удачную идею студии «Дисней» с их семейными парками развлечений, ставшими неотъемлемой частью американской культуры.
У нас в регионе тоже были попытки запуска похожего объекта, когда под Петергофом открывали «Русскую деревню». Через пару лет проект, правда, закрыли: концепция была достаточно сырой. Развлечения, предлагаемые в локации, были относительно типовыми. Однако ладья, установленная по центру, привлекала внимание и завлекала проезжающих мимо.
Возможно, что в обозримом будущем появится крупный застройщик, который проанализирует и адаптирует западный опыт при создании концепции нового поселка или базы отдыха. И в моду вместо глэмпинга и вип-сьютов войдут «избинг» и агротуризм. Это даст возможность взаимодействовать с окружающим пространством в духе иммерсивных спектаклей.
Мария Башанова,
коммерческий директор ГК «Стоун»:
– В группе компаний «Стоун» у подавляющего большинства сотрудников есть дачи, которые они регулярно посещают летом. В это время у нас даже действует сокращенный рабочий день по пятницам, чтобы все коллеги успели с комфортом добраться до своих загородных усадеб и продуктивно провели выходные.
Кроме того, мы проводим корпоративные выезды для сотрудников на базу отдыха «Староладожская дача», она принадлежит нашей компании. Именно там мы дружно отмечаем главные праздники: Новый год и День строителя.
Екатерина Лисовская,
коммерческий директор ООО «АдАурум Групп»:
– Когда в Петербург приходит теплая весна, а позднее – солнечное лето, мы всей командой очень любим выбираться на природу. Отдаем предпочтение активному отдыху, например, это может быть веревочный парк. Кстати: советую, в качестве отличного тимбилдинга. Драйв и немного адреналина сплачивают. Поэтому смело можем собраться и отправиться, например, на рафтинг.
Размеренно отдыхать в AdAurum мы тоже умеем и любим. В прошлом году нам исполнилось 8 лет. В честь этого была организована грандиозная вечеринка в гавайском стиле на берегу озера. Отлично провели время!
Если говорить именно о загородном отдыхе, то глэмпинг я считаю одним из самых востребованных направлений. Он круто прижился на рынке. Уже можно найти буквально все, чего желает душа. Варианты размещения – на любой вкус: и шатры, и кубы, и сферы.
Я бы, наверное, с интересом посмотрела на отечественную интерпретацию трейлерных парков с системой All Inclusive. Думаю, такой вариант вполне может заинтересовать молодое, но вполне платежеспособное поколение.
Анастасия Жаркова,
руководитель отдела маркетинга ООО «СЗ МИ2» (ГК «Технополис»):
– В преддверии летнего сезона майские праздники – почти отпуск, тем более после затянувшейся в этом году зимы. Наша компания – ГК «Технополис» – на рынке строительства работает уже давно, и коллектив, конечно, объединяет людей разных возрастов. Совместные выезды на природу – неотъемлемая часть нашей корпоративной культуры. Зимой – лыжи и коньки, летом – подвижные игры и шашлыки на свежем воздухе.
За время работы в компании некоторые настолько полюбили загородную жизнь, что теперь сами переехали в ближайшие к Петербургу коттеджные поселки: и природа рядом, и на работу добираться легко.
Наверное, это и послужило одним из доводов в пользу выбора участка для строительства нового объекта – ЖК «Новикола» в Красном Селе. Ведь это город с полноценной инфраструктурой, и в то же время – изобилующий парками, зелеными насаждениями, местами для прогулок и отдыха; в непосредственной близости – центр активного отдыха «Туутари Парк» и места, пригодные для купания: Безымянное озеро и пляж вдоль Дудергофского озера.
Мы даже предусмотрели в одной из трехкомнатных квартир нового дома просторную террасу: ее площадь составляет около 80 кв. м! Согласитесь, необычное решение для проекта комфорт-класса. Возможно, эта квартира станет достопримечательностью Красного Села. К ней глэмпинг уже не понадобится. При желании на такой террасе и палатку поставить можно, и друзей с гитарой пригласить в гости. И даже поджарить что-то на гриле (конечно же, на электрическом).
Евгений Жуков,
генеральный директор «Абсолют Строй Сервис»:
– В компании мы ценим разнообразное времяпрепровождение, и отдых на природе – в приоритете. Лично я предпочитаю экстремальные виды спорта, но прекрасно понимаю, что такой вид досуга подходит не всем.
Этим летом мы планируем организовывать корпоративные выезды за город, особенно учитывая, что весной собираемся начать реализацию малоэтажного жилого комплекса «Моменты. Repino» в Ленобласти, на границе с Курортным районом. Уверен, что этот проект еще составит конкуренцию коттеджным поселкам и глэмпингам для семейного отдыха.
Собственно, сама его концепция следует современной тенденции к здоровому соблюдению work&life balance, когда человек строго разграничивает работу и отдых, чему способствует в том числе и его окружение. В комплексе будут созданы все объекты для загородного отдыха: инфраструктура для рыбалки, спа с банным комплексом, площадки для игровых командных видов спорта.
Николай Антонов,
генеральный директор «МТЛ-Апарт»:
– Раньше, в канун майских праздников, мы с семьей, особенно в ковидное время, любили отдыхать на загородной базе отдыха «Илоранта». И нас все устраивало. Это был туризм в стиле шеринговой экономики, можно сказать, ко-избинг. Мы снимали домик на месяц, на два, и наша семья вместе с питомцами, с родственниками и детьми комфортно размещалась на базе. И радушный хозяин Георгий Богачев со своими сотрудниками и отличным сервисом делали так, чтобы любой отдыхающий получал максимальное количество услуг, необходимое для жизни за городом. Там были интернет и даже мини-коворкинг, продукты с фермы, досуг, баня.
Влюбившись в такой отдых и в место, понимая, что для семьи это необходимо, мы начали строить свой загородный дом. Скажу честно: формат практически не изменился. Потому что дом, архитектура, озеро и прочее – все было почти таким же, как и на базе «Илоранта». Но издержки, конечно, выросли.
Если правильно посчитать расходы, то арендовать дом – на месяц или на два, летом или на Новый год и в праздники – целесообразнее, чем содержать целый дом за городом.
Приятно, конечно, сознавать, что это твоя загородная недвижимость. Но это больше, наверное, пенсионный актив в полном смысле этого слова.
Поэтому, выбирая между форматами, надо четко понимать, на какой жизненной стадии вы находитесь, как вы хотите проинвестировать свое время и деньги.
Загородное размещение по принципу гостиниц и баз отдыха – это для кратковременного удовлетворения своих потребностей.
Сейчас активно стали появляться новые форматы. Например, в Рощино Residence или в комплексе, который строит в Орехово «Строительный трест». Это проживание в апарт-отеле, но за городом: в окружении природы, сосен и прочих местных красот. Такой формат объединяет городской комфорт и загородный уют, но с возможностью сдавать эту недвижимость в аренду на тот период, когда вы ею не пользуетесь. Вот этот симбиоз удовлетворяет все стороны. Думаю, будущее за такими форматами.
Елена Соловьева,
директор по продажам «СЗ Про-Сервис» (девелопер апарт-отеля Alba del Mare):
– Наша компания строит курортный комплекс апартаментов на западном побережье Крыма, поэтому мы бываем там довольно часто и совершенно точно можем сказать, что это прекрасное место для отдыха. В отличие от Петербурга с капризными погодными условиями, в Евпатории, где расположен наш проект, уже давно комфортная температура около 20 градусов, яркое солнце и цветущие деревья. Это, конечно, поднимает настроение и заряжает энергией.
Совсем недавно, в начале апреля, наш объект, который уже готовится к вводу в эксплуатацию, посетили партнеры из разных регионов России, чтобы оценить качественные характеристики апартаментов: виды, расстояние до моря, варианты отделки и благоустройство территории.
Учитывая сегодняшние реалии и ограниченные возможности для путешествий, я думаю, что отдых в Крыму – это прекрасный вариант для восстановления сил, посещения достопримечательностей, получения удовольствия от моря и солнца.
Данил Орлов,
руководитель ГК «Зерно»:
– Сейчас в нише проектирования и строительства сильная нехватка ведущих специалистов. И вопрос, как привлечь квалифицированные кадры, стоит наиболее остро. Здесь работают как довольно очевидные инструменты: официальное оформление, предоставление социальных гарантий, гибкое начало рабочего дня, возможность брать дни удаленной работы и т. д., – так и функции, способствующие поддержанию внутренней корпоративной культуры. Особое внимание в ГК «Зерно» мы уделяем внутренним коммуникациям: в проектировании все работают в тесной связке, поэтому дружная команда – это очень важно.
Один из способов создания комфортной атмосферы – организация совместного досуга сотрудников. Это помогает не только внести разнообразие в трудовые будни, но и объединить коллектив. Совместные походы на квизы и квесты, празднование дней рождений, корпоративы – все это положительно сказывается на рабочем процессе.
В теплое время года выезжаем на природу, стараемся проводить такие вылазки хотя бы несколько раз в год. В этом году, как раз на природе, хотели бы отметить один из профильных праздников – День строителя, в августе.
А перед майскими праздниками будет шестидневная рабочая неделя: 27 апреля, суббота, – рабочий день. Мы решили, что это отличный повод не сидеть в офисе, а отправиться на берег Ладожского озера, на небольшую турбазу. В программе – отдых, веселая программа и вкусная еда.