Мнения экспертов: а с чем у вас, прежде всего, ассоциируется современный мегаполис?
Уже на этой неделе на традиционной конференции «Недвижки», приуроченной к Дню города, мы будем рассуждать о Петербурге будущего и новых центрах притяжения в городской среде.
А с чем у вас, прежде всего, ассоциируется современный мегаполис?
Можете ли назвать три главных критерия (или признака), которые определяют город ближайшего будущего?
Возможно, это экологически чистый транспорт, центр без машин, станции метро через каждый километр в обжитых районах? Необходимые повседневные сервисы в 15-минутной доступности, активная культурная жизнь или, к примеру, интенсивная жизнь ночная? Мультикультурность или уютное соседское комьюнити?
Передовое образование, современная архитектура, сохранение исторической среды?
Этот перечень, по сути, бесконечен и сугубо индивидуален. Давайте вместе пофантазируем: каким будет ваш Петербург через 10–15 лет?
Алексей Белоусов, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб»:
— Петербургу не хватает разнообразных вариантов общественного транспорта. В городе будущего необходимо развивать сеть легкорельсового транспорта, водные виды – такси и трамвайчики, которые начали появляться на Неве, но потом почему-то исчезли. Нам так нужны комфортные, экономически выгодные и экологически безопасные транспортные системы, в перспективе – на альтернативных источниках энергии!
Вспоминаю начало 80-х годов и карту будущих линий метро, которая висела в моем кабинете. Прошло сорок с лишним лет, и далеко не все планы реализованы. И конечно, кроме метро нам требуются новые аэропорты, автовокзалы – в целом усиление «транспортного скелета» города.
Хотелось бы напомнить о грандиозном проекте, который мог бы оказать очень серьезное влияние на развитие города в будущем – Орловский тоннель под Невой. В случае его создания Петербург получил бы мощный толчок к индустрии освоения подземных пространств в целом. В дальнейшем стало бы возможным обсуждение плана строительства подземного пространства от Марсова поля на Заячий остров, дублера Невского проспекта под самим проспектом – и других не менее важных территорий в историческом центре, провести реновацию которых сегодня не представляется возможным. Проект, к сожалению, так и остался нереализованным…
Через 10–15 лет мы увидим существенные изменения и в направлении «зеленого» строительства. Я имею в виду не только нехватку парков, скверов, зеленых насаждений, но и развитие новых инфраструктурных проектов, реализованных по «зеленым» технологиям – технологиям «умного города» или «умных домов». Петербург уже является лидером страны во многих сферах цифровой трансформации. Новые технологии не только создают комфорт, но и позволяют сохранить экологию окружающей среды.
Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой»:
— Я всю жизнь прожила в Петербурге и прекрасно помню, как он менялся от десятилетия к десятилетию. Например, как активно начал преображаться центр города в «нулевые» годы после разрухи 90-х. И этот процесс становился все активнее. Сегодня мы живем в самом красивом городе на земле – и это не просто слова. Мы с семьей много путешествуем, и я не видела города прекраснее.
Самое ценное – это то, что теперь мы сами можем принимать участие в реставрации и преображении центра, формируя тот самый город будущего, который хотим видеть.
Современный мегаполис ассоциируется у меня с несколькими ключевыми характеристиками. Это технологическая интеграция – тот самый «умный город» с его «интернетом вещей» и цифровой инфраструктурой. Экологическая устойчивость – с как можно большим количеством парков и зеленых зон. А также комфортность пребывания в городском пространстве для любых категорий граждан и культурное разнообразие как некая социальная инклюзивность.
Екатерина Немченко, коммерческий директор холдинга «РСТИ»:
— Петербург и его ближайшее окружение — необыкновенное сочетание достоинств и качеств, город, который никого не оставит равнодушным. История и современность, наука и культура, особое вдохновение белых ночей, драйв фестивалей, водные прогулки и магия парковых ансамблей, мода, музеи, архитектура, спорт, рестораны, учебные заведения, — так много всего, за что можно полюбить Петербург с первого взгляда и навсегда отдать ему сердце.
Мой Петербург – это прежде всего история города, его особая атмосфера, это энергетика всех поколений, которые создавали его архитектурный облик, защищали во время войны, сохраняли на протяжении веков.
Современный мегаполис невозможен без красивого сочетания истории и современности. Город растет, у нас уже появились новые знаковые доминанты, уверена, что будут новые проекты, которыми можно будет гордиться.
Для Петербурга всегда актуален вопрос транспортного сообщения и развития метро. Очень хочется, чтобы помимо развития транспортной и социальной инфраструктуры, появления сложных современных проектов, было бережное отношение к историческим зданиям. Многие из них по-прежнему имеют плачевный вид и состояние. Пусть через 10 лет в Петербурге все исторические здания будут отреставрированы, приспособлены к современному использованию, без нанесения им ущерба. Пусть город будет удобен и безопасен для горожан и гостей и найдется разумное решение транспортных проблем. Пусть во всех районах, а не только в центре, появятся красивые креативные пространства и площадки. Пусть любовь к городу выражается не в словах, а в конкретных делах и преобразованиях.
Евгений Бондарчук, научный руководитель ООО «Центр урбанистики и градостроительства СПбГУ»:
— В Петербурге необходимы:
- Сити – компактный район выразительной (высотной) многофункциональной застройки, основанный на принципах «5-минутного города», когда доступность основных городских услуг возможна без выхода на улицу. В столице, помимо «Москва-Сити», реализуется около 10 сходных проектов в рамках концепции полицентричности. Очевидно, что для Петербурга одного «Лахта-центра» недостаточно. Оптимальное место – нежилая территория в районе Ладожского вокзала.
- Комплексное развитие «серого пояса» с выделением «промышленного ядра», где необходимо сохранять и модернизировать производства, и «кварталов преобразования», где потенциал значительно превышает возможности по восстановлению промышлености: берега реки Охты, южная часть «Измайловской перспективы» и др.
- Ревитализация депрессивных территорий в историческом центре с созданием новых пешеходных зон и туристических мест: Апраксин Двор, Гостиный Двор, Конюшенный двор и Конюшенное ведомство, Монастырский остров и пр.
- Формирование полноценного Морского фасада как продолжения исторического центра с перебазированием порта и верфей и комплексным развитием территорий Гутуевского и Канонерского островов.
- Создание внутренней кольцевой скоростной автомагистрали за счет строительства северного полукольца ШМСД с замыканием на ЗСД в районе Старой Деревни.
Василий Тимофеев, генеральный директор петербургской строительной компании Сity Solutions:
— Думаю, мы станем свидетелями удивительной трансформации города. Свободных участков под новые проекты практически не осталось, поэтому активно застраиваются территории «серого пояса» между историческим центром и спальными районами. Через несколько лет ситуация кардинально изменится. Территории будут благоустроены, появятся новые школы, детские сады, поликлиники. При этом исторический колорит будет сохранен. Например, при строительстве ЖК «Министр» на набережной Черной речки одной из наших ключевых задач стал поиск гармонии с исторической средой. Поэтому было принято решение о переносе корпуса Воспитательного дома, чтобы сохранить наследие в первозданном виде. Мы считаем, что именно перенос исторических зданий может стать той технологией, которая позволит реализовывать сложные проекты, сохраняя культурное наследие.
Владимир Быков, директор Ассоциации «Петровское объединение строителей»:
— Считаю, что необходимо как можно быстрее уходить от уплотнительной застройки и ориентироваться на малоэтажное строительство с парками и скверами. Не только в будущем, но уже сейчас мы хотим видеть город без пробок, с хорошей логистикой, комфортными условиями проживания.
В ближайшие шесть лет ввод жилья должен расти на 1,5–2% в год. Соответственно, необходимо уделять больше внимания развитию улично-дорожной сети города. В ближайшей перспективе хотелось бы, чтобы развитие метро и других видов транспорта в Петербурге велось опережающими темпами.
Игорь Глушков, генеральный директор ООО «СЗ «МИ2»:
— Современный мегаполис – не только средоточие преимуществ и возможностей, но и клубок проблем. И решать их необходимо комплексно. Главная ценность для современного горожанина – время. Город разрастается. Для комфортного жилья важна транспортная доступность. Одно из направлений – развитие общественного транспорта. Но не только! Не менее значимо развитие шеринг-экономики последних лет: каршеринг, сервис заказа такси помогают быстро перемещаться, сервисы доставки снижают необходимость куда-то специально ехать за товаром или услугой. Аналогично обстоит дело с концепцией «15-минутного города»: многое есть внутри ЖК, и это сокращает вынужденную ежедневную миграцию горожан. Кстати: многое из перечисленного реализуется в Москве. И такие же принципы мы закладываем в наши проекты.
У нас девелоперы уже берут на себя строительство школ и садиков, обустройство зеленых зон и рекреационных пространств. Хотелось бы видеть встречные шаги городских властей, и не только в крупных транспортных проектах: необходимо упрощение процедур, перевод земли в более востребованные категории, сокращение сроков.
И тогда минусы мегаполиса будут нивелированы и сглажены, а плюсы постепенно распространятся повсеместно: комфортная среднеэтажная застройка, много зелени и продуманная логистика повседневной жизни. И чтобы все это было доступно не узкой группе, а среднему горожанину. Звучит не очень пафосно, но как же трудно будет достичь этой цели!
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:
— Мегаполисы в разных странах хоть и отличаются, но во многом очень похожи. Благоустроенный мегаполис предполагает наличие делового центра с большим количеством зеленых территорий и благоустройством, где дороги и прочая инфраструктура скрыты под землей, а офисы и прочее «прагматичное» содержание зданий сосредоточены в высотках либо в застройке кампусного типа.
Приоритет должен отдаваться эффективному и удобному общественному транспорту, когда использование собственного автомобиля просто не имеет смысла. Недавно я был в Шанхае и был крайне удивлен. Даже в час пик в городе со значительно большим населением, чем в Петербурге, не было и намека на давку и были свободны даже сидячие места. Важно наличие быстрого транспорта до пригородов, когда ты за какие-нибудь полчаса перемещаешься из делового центра в более «расслабленный» и малоэтажный пригород. Например, сейчас «Ласточка» из Зеленогорска до Финляндского вокзала идет всего полчаса. В других мегаполисах такие скоростные «вылетные» пути развиты значительно сильнее. Применительно к мультикультурности отмечу, что для этого не надо прилагать специальных усилий: при наличии возможности выбора это почти всегда формируется естественно, надо просто не мешать.
Евгений Жуков, генеральный директор «Абсолют Строй Сервис»:
— Можно сделать реалистичный прогноз на следующие 15 лет – до 2039 года. Во-первых, в центре продолжат появляться новые жилые проекты, общественные пространства, парковки. При наличии денег в бюджете будет гораздо больше отреставрированных памятников, а при массовом переходе на электромобили – значительно улучшится экология. В итоге город органично совместит в себе неповторимый исторический облик с современными технологиями, средствами связи и инженерией. Во-вторых, с развитием сети общественного транспорта и дорожной инфраструктуры возможно окончательное (пусть и неформальное) объединение города и области, по крайней мере, ее приграничных районов. Уже сегодня никто не воспринимает всерьез Всеволожский или Выборгский районы (частично) как областные, их относят к единой петербургской агломерации. Вырастет ценность недвижимости, которая расположена в ближайшем пригороде, но при этом защищена от излишней урбанизации природными охраняемыми ландшафтами.
Екатерина Лисовская, коммерческий директор ООО «АдАурум Групп»:
— В Петербурге появляются все более комфортные, современные кварталы. Было бы замечательно поддерживать строительство кластеров, которые будут находиться в синергии с общественными зданиями и предприятиями социального значения. Однако «нет предела совершенству». В городе, насчитывающем более 9 млн человек, нет необходимости открывать станции метро через каждый километр, достаточно эргономичных переходов между ветками. Автомобильных пробок можно избежать благодаря правильно спроектированным развязкам. А широкие тротуары, безопасные зоны для пересечения улиц и большие зеленые скверы подарят комфорт пешеходам.
Еще один критерий – отсутствие мусора. Здесь вопрос не только в том, что под ногами, но и в том, что мы видим. Если реклама, в разумных рамках, на современных объектах приемлема, то визуальный хлам на памятниках архитектуры необходимо запретить раз и навсегда. Это касается и нарушения исторического облика разноцветными оконными рамами, фасадами и несуразными настройками. Ничего так не приближает будущее, как доступность и чистота.
Елена Соловьева, директор по продажам «СЗ Про-Сервис» (девелопер апарт-отеля Alba del Mare):
— Современный мегаполис ассоциируется у меня с динамикой, высокой плотностью населения и разнообразием культур. Это место, где сталкиваются инновации и традиции, создавая уникальный микс, который привлекает и вдохновляет людей.
Можно выделить три основных критерия, определяющих город ближайшего будущего: экологическая устойчивость (от транспорта до технологий строительства), удобство и доступность (концепция 15-минутного города) и развитая инфраструктура (новые станции метро, общественный транспорт, разнообразие социальных и общественных объектов).
Четвертым я бы отметила доступность самого города: как логистически, так и с точки зрения проживания. То есть наличие как можно большего количества прямых авиарейсов и наземных маршрутов в Петербург из любой точки России и мира.
Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:
— Для меня город будущего складывается из нескольких главных критериев. Во-первых, это наличие достаточно обширных зеленых зон. Во-вторых, наличие в шаговой доступности насыщенной и разнообразной коммерческой инфраструктуры. И в-третьих – развитая транспортная сеть, которая обеспечивает максимальную доступность как на автомобиле, так и с помощью общественного транспорта.
В Курортном районе зелени вроде бы достаточно, но туда ни въехать, ни выехать, особенно летом. И по объектам инфраструктуры Курортному далеко до Петербурга. Нужны не только магазины – рестораны – бары, но и центры развлечений, театры; необходимо здравоохранение. Я надеюсь на разумную реновацию старых районов – не бездумную, все снести и что-то построить, а продуманную, просчитанную, с восстановлением исторических зданий. У нас достаточно грамотных урбанистов, которые могут спланировать такие кварталы.
Я полагаю, «городом будущего» может стать Пушкин. Зоной успешных преобразований может стать район Коломны. Это очень перспективный район, и там есть и бульвары, и скверики. И можно выехать в любую сторону. Я ищу баланс; идеальных локаций нет; Коломна и Пушкин – хорошо сбалансированные районы.
Лариса Коковина, коммерческий директор по непрофильным активам АО «Гатчинский ККЗ»:
— Петербург – один из самых красивых городов мира. В его архитектурном облике чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций зодчества. Здесь сосредоточено много архитектурных ансамблей, музеев, соборов и садово-парковых комплексов. Время идет, город растет, и нам бы хотелось в будущем, чтобы новое строительство не выглядело как нагромождение бездушных коробок, а имело собственный архитектурный облик в гармоничном слиянии прошлого и будущего.
Конечно, растет численность населения, увеличивается количество личных автомобилей. В нашем городе будущего мы бы хотели, чтобы общественный транспорт был настолько современен, удобен, комфортен и экологичен, чтобы все горожане отказались от своих авто.
Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»:
— На мой взгляд, Петербург будущего – это город, удобный для жизни и сохраняющий свой уникальный петербургский дух. Уважение к памятникам архитектуры и при этом – создание новых, красивых и современных объектов, которые гармонично вписываются в историческую застройку. Поддержка традиционных городских мероприятий («Алые паруса», День города, экономический форум и пр.) и создание новых традиций, позволяющих привлекать в город новых инвесторов. При этом хочется, чтобы был найден баланс между туристической привлекательностью Петербурга и комфортом для горожан: развитие сервисной составляющей, безопасный и удобный общественный транспорт, новые пешеходные зоны и продуманные парковки для автомобилей, – все это сделает город лучше и для туристов, и для петербуржцев.
Наталия Коротаевская, коммерческий директор Группы Аквилон в Санкт-Петербурге и ЛО:
— Для меня Петербург будущего – это самый комфортный город в мире. С красивыми, современными жилыми комплексами, в которых есть все: свои культурные центры, интересные места притяжения, кафе, рестораны, уникальные архитектурные формы, различные кружки и секции для детей и взрослых. Здорово, когда дети изучают английский или робототехнику в своем ЖК, а родители в это время восстанавливают баланс на занятиях йогой или встречаясь с друзьями. Возможно, действительно, в каждом районе стоит работать над концепцией «15-минутного города», чтобы у людей было больше времени для наслаждения жизнью, для качественного баланса работы и отдыха.
Хочется, чтобы мы помнили и ценили историю, особую атмосферу нашего города, которая притягивает людей со всего мира. Но при этом и новые районы тоже бы развивались и становились интересными для туристов, чтобы чувствовать их принадлежность к Петербургу, но не к законсервированному, а динамичному. Каждое поколение людей привносит что-то новое, в чем-то оно сильнее и успешнее предыдущего. Вот такого же развития хочется и для нашего города.
Наталья Кукушкина, начальник отдела продукта и аналитики Группы ЦДС:
— Первая и самая значимая задача для Петербурга на ближайшие 10–15 лет – налаживание транспортной связанности. Город разрастается на север и на юг и формирует агломерацию с Ленобластью. Из одной точки мегаполиса в другую сегодня можно ехать 2–2,5 часа. Городу нужен новый формат транспорта, который бы связал между собой удаленные районы. Необязательно метро. Такую задачу могут выполнить наземные виды – трамваи, монорельсы.
Второе направление – рекреационное. За последние десятилетия в Петербурге уменьшилось количество зеленых зон, в том числе и в историческом центре. Посмотрите на старые фотографии, каким был канал Грибоедова в 1970 году и как он выглядит сейчас. Зеленые зоны и парки в городе требуют переосмысления. Жители мегаполиса скучают по природе и нуждаются в контакте с ней. Петербург находится на воде, можно и нужно увеличивать количество рекреационных пространств вдоль набережных.
Третье направление развития – сохранение исторического центра. Сегодня состояние этого пространства, за исключением отдельных домов, можно назвать удручающим. Это проблему нужно решать.
На мой взгляд, это – основные точки роста для Петербурга на ближайшие 10–15 лет.
Данил Орлов, руководитель ГК «Зерно»:
— Сейчас при строительстве новых объектов сразу же уделяется внимание вопросам социального обеспечения: строятся школы, садики, поликлиники. Также в современных комплексах закрыты потребности человека, связанные с его будничной жизнью: в пешей доступности расположены магазины, доставка, кафе, фитнес и так далее. То есть человек, купивший квартиру, полностью закрывает все свои базовые потребности.
Какие же проблемы остаются на данный момент в мегаполисе? Одна из самых важных и глобальных – внутренняя миграция от дома к работе. Человек в большом городе тратит на это от часа до полутора в день. А если он живет в ближайшем пригороде, то до двух-трех часов.
Каким может быть решение? Как вариант – дробление города на кластеры, которые будут делиться по нишам, связанным с профессией. Например: производство, IT-сектор, недвижимость и так далее. То есть человек, живущий в данном небольшом кластере, может пешком дойти до своего места работы, не тратя более 10–15 мин. Пример такого деления уже реализован, например, в Дубае. Для постсоветского пространства идея тоже не нова: разнообразные академгородки и наукограды.
Без партнерства и инициативы государства такие проекты реализовать, конечно, не получится. Понятно, что пока мы просто фантазируем, и все далеко не так просто. Например, что делать семьям, где у супруга и супруги разные специальности? Но, думаю, эти вопросы решаемы, дорогу осилит идущий.
Такая концепция, при коллаборации крупных девелоперов, государства и крупного бизнеса, позволит создавать новые удобные города и решить много насущных проблем в существующих.
Павел Мельников, директор департамента развития проектов Setl Group:
— Петербург будущего – это решения, которые власти и девелоперы принимают уже сегодня. На мой взгляд, важный критерий – развитие полицентричности города. Необходимо создавать транспортную, социальную и торговую инфраструктуру во всех районах, организовывать новые рабочие места, открывать центры притяжения и общественные пространства. Так, например, холдинг Setl Group регулярно анализирует предпочтения покупателей и изначально закладывает их в проекты. Речь идет о наших внутренних стандартах строительства, которые отражают основные ценности современного человека.
Одним из первых был создан стандарт SetlKids («СэтлКидс»). Это авторские детские игровые комплексы, разработанные совместно с психологами. Еще один стандарт от Setl Group поддерживает тренд на здоровый образ жизни. Вместе с профессиональными тренерами мы создали спортивные площадки SetlSport («СэтлСпорт») для занятий на свежем воздухе. Быть ближе к природе – естественная потребность жителя мегаполиса. Авторское озеленение, благоустройство дворов по стандарту SetlPark («СэтлПарк») создают неповторимое окружение дома.
Одна из главных ценностей современного человека – время. Поэтому был внедрен стандарт Setl 15’ («Сэтл 15’»), согласно которому все важные для жителей товары и сервисы находятся в 15 минутах ходьбы от дома.
Мы уверены, что реализация указанных стандартов в каждом проекте Setl Group не просто улучшает качество жизни наших покупателей, но и развивает городскую среду в целом. Это инструмент, который помогает нам создавать Петербург будущего.
Сергей Хромов, генеральный директор ООО «Город-спутник Южный»:
— Настало время, когда в городском развитии сместились акценты от общего к частному, когда во главу угла ставятся интересы человека, его счастье и комфорт, а не достижение показателей «темпов городского развития» или освоения бюджета. На сегодняшний день у нас есть все, чтобы застраивать город и жилую среду внутри современного мегаполиса таким образом, чтобы дать пользователю территории полный комплекс нужных сервисов и услуг по любому жизненному вопросу.
Развитие исторического центра не вполне вписывается в такую парадигму: там и дефицит участков, и жесткие охранные ограничения, но при этом у Петербурга и Ленобласти есть в распоряжении подходящие земельные ресурсы, на которых в рамках проектов КРТ можно и нужно строить инфраструктуру с нуля, создавать социальные, рекреационные, коммерческие объекты принципиально иного уровня. Поэтому еще один атрибут современного мегаполиса – это распределенная модель развития с несколькими автономными экономическими, рекреационными подцентрами, способными полностью обслуживать себя, не создавая ежедневную маятниковую миграцию в историческую часть. Должен быть не один, а несколько подцентров с акцентом на однородный или смешанный функционал. В городе-спутнике Южный – это наука, образование, высокие технологии. Но могут быть подцентры с сугубо развлекательной или деловой функцией. Эти спутники должны быть не очередными спальными районами, а городами с проработанными, осознанными путями развития.
Артем Чугай, ведущий менеджер по работе с партнерами Maslov Group Development:
— В 90-е годы моя семья переехала из центра города в молодой Приморский район. Родители интересовались судьбой новой локации, следили за новостями о намывной территории в парке 300-летия Петербурга, читали о планах по благоустройству района и строительству метро. Спустя 28 лет ожидания оправдались, и открылась «Беговая».
И если рассуждать на тему города-мечты, то хотелось бы, чтобы не через 50–100 лет, а в обозримом будущем завершилось строительство новых станций и веток метрополитена. Хотя и это не спасет от транспортного коллапса, который с каждым годом ощущается все острее.
Можно пофантазировать о переходе с личного транспорта на общественный: было бы здорово, если бы можно было утром добраться на трамвае – автобусе – электробусе по выделенной или обособленной полосе до ближайшей станции метро за пять-десять минут, и дальше, без пробок, доехать до работы.
Отдельно стоит рассмотреть сферу отдыха и досуга. Тренд на развитие фудмоллов и общественных пространств разнообразит вечерний досуг, но хотелось бы чуть больше интерактивности. Примеры – Парижский парк Parc de la Villette или кронштадтский «Остров фортов», где одинаково интересно малышам и взрослым. Хочется, чтобы создание подобных пространств продолжилось.
Светлана Мельникова, управляющая по развитию строительных проектов компании «ПАН-партнер»:
— Город будущего стремится к связности и разнообразию, это два основных критерия – и в городской среде, и во взаимоотношениях между людьми. Он избавляется от стерильности и скуки спальных районов, сшивает историческую среду нитями современности.
Город по-прежнему стоит на большой воде, но взаимодействует с ней активнее. И старается отвечать на повседневные запросы каждого жителя.
Третий признак – преемственность. Она отражается в подходе к освоению намывных территорий Васильевского острова, к редевелопменту «серого пояса». В городской ткани этих локаций появляются точки притяжения, символы, объединяющие новые территории и старый город, напоминающие о том, что это тоже Петербург.
Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург»:
— Первый признак мегаполиса будущего – модернизированная социальная, коммерческая, транспортная инфраструктура в каждом квартале каждого района. Когда «все лучшее» не сконцентрировано в центральных локациях, а распределено и органично вписано в облик города. Тогда в разных частях появляются свои уникальные точки притяжения – набережные, общественные пространства, зеленые зоны, которые интересно исследовать и посещать. И вне зависимости от расположения дома люди могут пользоваться благами цивилизации, к которым привыкли.
Вторым я бы обозначил улучшенную логистику: комфортное перемещение как по городу, так и по своему кварталу. Станции метро в пешей доступности и выезд на КАД, понятные дорожные развязки, как следствие – минимизация транспортных коллапсов и сокращение времени, которое человек проводит в пути.
Наконец, третий признак – энерго-сберегающие технологии. На мой взгляд, этот тренд станет повсеместным: энергоэффективность при строительстве жилых зданий, соцобъектов, коммерческих помещений; оптимизация процессов, экономия ресурсов. Его подхватят и жители, заинтересованные в разумном потреблении, в сокращении расходов на коммунальные услуги.
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris:
— Через 10–15 лет я бы хотел видеть наш город как туристическую столицу и центр притяжения, удобный для жителей и для гостей, красивый и чистый. Исторический центр должен поддерживаться, развиваться, быть современным, чтобы здесь было комфортно гулять и жить. И пусть ничего не мешает бизнесу создавать замечательные объекты для горожан.
Я считаю, что у Петербурга огромный промышленный потенциал, ведь он находится в важной стратегической локации. Конечно, городу нужны и новые дороги, и реконструкция старых дорожных сетей в существенно больших объемах, чем сейчас. Особое внимание надо уделять зеленому ландшафту Северной столицы. При условии продуманного подхода градостроителей, чиновников, архитекторов и девелоперов мы увидим прекрасный мегаполис будущего.
Ольга Бакалюк, директор по развитию ГК «АБЗ-1»:
— Петербург – город с богатой историей, и в то же время он стремится стать городом будущего, где инновации и забота об окружающей среде сочетаются с красотой и удобством для жителей и гостей.
В Северной столице уже внедряются концепции «зеленого строительства» и благоустройства. Один из ярких примеров – создание трамвайной линии «Славянка», самого «зеленого» вида общественного транспорта. В городе проводятся эксперименты по строительству асфальтобетонных дорог по «теплой» технологии. Эксперты подтверждают долговечность и прочность такого покрытия, кроме того, существенно снижаются выбросы парниковых газов во время его производства и укладки.
Асфальтобетон считается самым экологичным дорожным покрытием за счет 100%-й возможности его переработки.
Впереди нас ждет активное развитие инфраструктуры для электромобилей. Поощряется использование велосипедов и самокатов, создаются выделенные безопасные велодорожки и маршруты из цветного асфальтобетона. Инновационный материал для красочных вело- и пешеходных зон придает городским пространствам уникальный и эстетичный вид.
С 2022 года в некоторых районах города тестируется укладка дорожного полотна с применением ароматизированных асфальтобетонных смесей: приятно, когда ремонт на густонаселенных улицах пахнет не битумом, а ягодами или ванилью!
Уверены, лет через 15 Петербург станет городом будущего, где гармония между технологическими достижениями, заботой об окружающей среде и комфортом жителей станет реальностью.
Сергей Тарасов, директор по продажам, «Проект 6|3»:
— Современный мегаполис – сплав качеств и характеристик, которые напрямую влияют на качество жизни. Говоря о критериях города будущего, кроме главных факторов, на которые указывают сейчас урбанисты, я хотел бы выделить тонкий навык сити-менеджмента, когда город умеет сохранять свое историческое наследие, при этом грамотно адаптируя его к современному использованию. Наш город богат архитектурными шедеврами, но не все они сейчас востребованы и актуальны для эксплуатации, и наша задача – не только максимально тщательно сохранить их, но и адаптировать для современного использования, вернув их в городскую среду и экономику. Это та миссия, которую сейчас мы реализуем в нашем проекте на улице Блохина 6/3, возвращая городу доходный дом Бурцева в формате камерного жилого комплекса и бутик-отеля.
Мария Гретченко, руководитель направления Группы ипотечного кредитования и расчетов по сделкам с недвижимостью ПАО «Банк «Санкт-Петербург»:
— Мегаполис современности ассоциируется с высокой скоростью жизни, многообразием культур и возможностей, а также развитой инфраструктурой и насыщенной культурной жизнью. Город ближайшего будущего будет определять интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь, устойчивое развитие и акцент на качество жизни горожан.
Дом в современном мегаполисе – это не только место, где ты живешь, но и пространство, где ты строишь свой досуг, уют, создавая полноценное комьюнити с общей целью и интересами.
Татьяна Нагорская, председатель ассоциации «РазДельный Сбор»:
— В городе должно развиваться биоразнообразие. Травяной покров перестанет быть мишенью варварского благоустройства, появится самовозобновляемое разнотравье вместо «бритых» партерных газонов во всем городе, и оно даст кормовую базу сообществам насекомых и позвоночных. Необходимо бережное отношение к сохранению и увеличению площади почвенных, не скованных асфальтом территорий, а также переход от компенсационных мероприятий к предотвращению и полному запрету на уничтожение зеленых природных элементов, что позволит снизить температуру в пиковые периоды жары.
Марина Шкурко, директор по стратегическому развитию ГК Puzzle Realty:
— У великого города должно быть достойное окружение. А так как Puzzle Realty занимается преимущественно загородной недвижимостью, то я позволю себе пофантазировать на тему коттеджного поселка будущего.
Думаю, возможно создание поселков, в которых есть своя Big Idea. И сейчас девелоперы формируют комьюнити для жителей, но в будущем, например, может возникнуть коттеджный поселок для вегетарианцев, с собственным экосадом-огородом на территории. А может, поселок для любителей искусства с аллеей из арт-объектов и небольшим общественным пространством – винотекой / картинной галереей.
Второе – это, конечно же, автоматизация: системы, которые будут нести экологическую и охранную функции: анализ качества воздуха, воды, системы безопасности, контроль утечки газа, возгорания, мониторинг поселка с воздуха (дроны), в том числе водного пространства на предмет безопасного купания детей. Автоматизированные системы доставки еды, как в фильме «Пятый элемент». Роботы-консьержи, шаттлы на автопилоте, осуществляющие подвоз жителей в заданную точку поселка.
Если говорить об архитектуре, мне представляются одноэтажные дома, максимально простые, легковозводимые, и, конечно же, готовые к продаже под ключ. Строения в поселке будут не просто энергоэффективными, они и сами будут являться источником получения альтернативной энергии. По стилистике предполагаю самые разные варианты, но один поселок – один стиль!
По технологии строительства можно фантазировать бесконечно, но уверена, что 3D-печать точно будет пользоваться популярностью, так как это быстро и надежно.
Большое внимание будет по-прежнему уделяться ландшафтному дизайну. Надеюсь на большое количество вечнозеленых растений и пусть будут уголки с «кусочками тропиков и солнца» – таким желанным в нашем непростом климате!
Дмитрий Баранов, эксперт ассоциации «Пошли, поехали», ведущий инженер OTS Lab:
— Конечно, начинать нужно с образования, чтобы было достаточно специалистов, владеющих современными знаниями о городе и транспорте. К сожалению, сейчас затруднен международный обмен знаниями, не хватает хороших преподавателей, но интерес к теме среди абитуриентов растет, и это хорошо. Конечно, важно вовлечение граждан в городские процессы, чтобы они не чувствовали себя «бедными родственниками» на празднике жизни. Нужно проводить мероприятия, где люди могут высказать свое мнение и попробовать поучаствовать в работе специалистов. Ведь никто не знает так хорошо свой двор, свою улицу, как тот, кто там живет. А работа специалистов не всегда идеальна, и важно, чтобы люди доверяли друг другу и могли конструктивно обсуждать ошибки. Это направление тоже развивается, хотя и не так успешно, как хотелось бы.
В части безопасности очень остро стоят проблемы с организацией движения, с безопасностью трамвайных остановок, с нехваткой квалифицированных водителей. Как именно улучшить организацию движения и трамвайные остановки – уже достаточно хорошо известно, и в самом Петербурге есть прекрасные примеры. Уверенно можно сказать, что в современном городе с такой структурой, как наш, эффективнее всего работает транспортная система с приоритетом пешеходов и общественного транспорта, с развитием микромобильности (велосипедного транспорта и его различных аналогов по массе и габаритам). Личный автомобильный транспорт уже достиг предела экстенсивного развития в центральной части города, и его необходимо регулировать, чтобы освободить пространство и повысить качество среды. Все это вместе позволит повышать качество жизни и оживлять экономику.
Александр Кравцов, управляющий партнер ГК Fizika Development
- С учетом темпов выхода новых проектов в продажу за последние годы, через 10 лет Петербург не будет сильно отличаться от себя сегодняшнего. Скорее всего, важные изменения коснутся серого пояса. Возможно, эти территории окончательно превратятся в современные реконструированные кварталы с общественными пространствами в соответствии с видами разрушенного использования, социальными объектами и точечными проектами жилья и апартаментов.
В остальном – Петербург продолжит расширяться в сторону области и за КАД, а в центре будут появляться лишь небольшие штучные жилые проекты, не имеющие аналогов.