Госдума вводит крупные штрафы для самокатчиков
В Госдуме приняли в первом чтении поправки в кодекс об административных правонарушениях: депутаты хотят добавить туда штрафы для самокатчиков и велосипедистов.
Езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется нарушителю в сумму от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, а превышение скорости — от 500 до 5 тысяч рублей.
За причинение легкого вреда здоровью при ДТП нарушителя, управлявшего средством индивидуальной мобильности (СИМ), смогут оштрафовать от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. За причинение вреда средней тяжести — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. Законопроект доступен онлайн.
Широкое обсуждение в профессиональной среде вызвало заявление депутата Ирины Белых ("Единая Россия"), которая в ходе обсуждения законопроекта заявила, что травмы от наезда велосипеда «бывают более страшными, чем при наезде автомобиля».
По открытым данным, ДТП с велосипедами и СИМ в России занимают несколько процентов в общем числе аварий. По статистике ГИБДД, которые опубликовала "Фонтанка", в России в 2023 году произошли 3,1 тыс. ДТП с СИМ, погибли 43 человека, из них один пешеход. Что касается велосипедов, то за первое полугодие 2023 года было зарегистрировано 2151 (+8,6%) ДТП с пострадавшими велосипедистами, в которых погибли 89, пишет rosacademtrans.ru. Статистику погибших во всех ДТП ведет, например, сервис ДТП стат.
Эксперты видят решение проблем с СИМ и велосипедами не только в увеличении штрафных санкций, но и в развитии условий для соответствующей транспортной инфраструктуры. Штрафы сами по себе — это недостаточный инструмент для того, чтобы сделать движение на самокатах и велосипедах безопасным для всех.
Как полагает инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов, например, целесообразно было бы ввести ключевые показатели эффективности (KPI) для региональных органов власти, отвечающих за транспортную инфраструктуру. При планировании и проектировании дорог на первое место должна встать безопасность людей, а за аварии с пострадавшими и погибшими должны отвечать и ведомства, согласовавшие небезопасные дороги и улицы.
Мнение эксперта
Дмитрий Баранов, эксперт ассоциации «Пошли, поехали», ведущий инженер OTS Lab:
— Что нужно сделать в Петербурге для решения проблем со средствами индивидуальной мобильности (СИМ)? По заказу комитета по транспорту уже разработана концепция развития велоинфраструктуры. Сумма немаленькая (около 21 млрд рублей — NSP), но надо учитывать, что это — полное развитие всех участков сети, а ее можно делать поэтапно.
Кроме того, есть метод быстровозводимой инфраструктуры, когда сначала минимальными затратами и средствами организуют движение велосипедистов и СИМ в пределах существующих дорожных сооружений. Самый простой вид быстровозводимой велоинфраструктуры — обычные конусы или временные ограждения вдоль края проезжей части. Даже знаки не обязательно. Такое частенько бывает во время ремонтов. А потом уже по мере капитального ремонта и реконструкции дорог можно делать в капитальном исполнении. Мы проработали этот метод в нашем велоруководство.ру по результатам анализа мирового опыта ковидного периода.
Добавлю, что не обязательно велоинфраструктура — это велодорожки. Велосипедисты и СИМ могут двигаться по проезжим частям местных улиц вместе с машинами. Но для этого нужно успокоение движения (снижение скорости автомобилей — NSP). То есть задача не в том, чтобы создать условия именно для СИМ, в ущерб другим способам передвижения. А в том, чтобы комплексно модернизировать всю инфраструктуру, в интересах всех участников движения, с учетом всех разрешенных способов передвижения.
В Петербурге темпы развития велоинфраструктуры остаются низкими, между реализованными участками плохая связность. Это делает даже уже построенные велодорожки малопригодными для повседневного использования. Особенно острая ситуация в центре, где сконцентрированы все потоки.